СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты и билеты по сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты и билеты по сольфеджио с ответами для преподавателей и учащихся

Просмотр содержимого документа
«Тесты и билеты по сольфеджио»

Тестовые задания по сольфеджио



3 класс
1. Лад, у которого между I и III ступенями образуется б.3, называется…
А) мажором
Б) минором
В) секвенцией
2. Строение натурального минора:
А) 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½
Б) 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1
В) 1, 1, ½, 1, ½, 1, 1

3. Транспонирование – это …
А) переход неустойчивых звуков в устойчивые
Б) перемещение мелодии на другую высоту
В) исполнение мелодии голосом

4. Начало мелодии со слабой доли – это
А) секвенция
Б) ритм
В) затакт

5. Пауза – это…
А) перерыв в звучании
Б) знак молчания
В) все ответы верны

6. Вводные звуки – это
А) I, III, V ступени
Б) II, IV, VI, VII ступени
В) II, VII ступени

7. Какую длительность добавляет точка, поставленная справа от четвертной?
А) восьмую
Б) четвертную
В) половинную

8. В какой тональности тетрахорд сиb-до-ре-миb является верхним тетрахордом?
А) в Си b мажоре
Б) ми миноре
В) Ми b мажоре

9. Какие интервалы являются совершенными консонансами?
А) ч.1, ч.4, ч.5, ч.8
Б) м.3, б.3, м.6, б.6
В) ув.4, ум.5

10. Тональность, параллельная Ля мажору – это …
А) До мажор
Б) фа минор
В) фа# минор

11. Сколько обращений имеет трезвучие?
А) три
Б) четыре
В) два

12. Ув.2 содержит…
А) 2 тона
Б) 1,5 тона
В) 3 тона

13. В каком виде минора возникает ув.2?
А) в натуральном
Б) в гармоническом
В) в мелодическом

14. Сколько м.3 находится на ступенях натурального мажора?
А) четыре
Б) одна
В) три
4 класс
1. На каком тоне трезвучия строится квартсекстаккорд?
а) на терцовом
б) на основном
в) на квинтовом

2. Пунктирный ритм выражается длительностями:
А) восьмая, 2 шестнадцатых
Б) восьмая с точкой и шестнадцатая
В) восьмая, четверть, восьмая

3. Тритон – это
А) трезвучие на III ступени
Б) интервал, в котором 3 тона
В) м.3 и б.3

4. В какой тональности больше ключевых знаков?
А) Ля мажор
Б) фа минор
В) до минор

5. Интервал «ляb-ре» - это…
А) ув.4
Б) ч.4
В) ч.5

6. Септаккорд состоит из…
А) септим
Б) семи звуков
В) терций

7. Тональности Миb мажор и до минор являются
А) параллельными
Б) одноимёнными
В) устойчивыми

8. Звук сольb – вершина м.6. Какой звук является её основанием?
А) си
Б) сиb
В) до

9. В какой тональности трезвучие фа#-ля-до# будет S 5|3?
А) си миноре
Б) фа# миноре
В) до# миноре

10. D6|4 cтроится на…
А) II ступени
Б) VI ступени
В) V ступени





11. Ув.4 строится на…
А) IV ступени натурального минора
Б) VII# ступени гармонического минора
В) все ответы неверны

12. При обращении м.3 перейдёт в…
А) б.3
Б) б.6
В) б.7

5 класс
1. Какого звука не хватает в звукоряде гармонического минора
g-a-b-c-d-_?_-fis-g
А) es
Б) e
В) f

2. В какой аккорд разрешится S 6|4?
А) в T 5|3
Б) в D7
В) в T6

3. Какой аккорд состоит из б.3+ч.4?
А) T5|3
Б) M6
В) D7

4. Интервал dis-c – это
А) б.6
Б) м.7
В) ум.7

5. Размер ¾ используется обычно в
А) польке
Б) вальсе
В) марше

6. Какая ритмическая группа является триолью?
А) восьмая и 2 шестнадцатых
Б) восьмая, четверть, восьмая
В) 3 восьмых, вверху 3

7. В какие тональности разрешится аккорд h-dis-fis-a
А) H-dur, h-moll
Б) E-dur, e-moll
В) Es-dur, es-moll
8. Перенесение акцента с сильной доли на слабую называется…
А) триоль
Б) затакт
В) синкопа

9. В размере 3/8 каждая доля длится…
А) одну восьмую
Б) одну четверть
В) одну шестнадцатую

10. Сколько тритонов в натуральном мажоре?
А) три
Б) четыре
В) два
6 класс

1. Гармонический звук в миноре – это
А) VI b ступень
Б) VII b ступень
В) VII# ступень

2. В интервале «fis-e» качественная величина равна:
А) 5 тонам
Б) 6 ступеням
В) 7 ступеням

3. Сколько Ум 5/3 в гармоническом мажоре?
А) одно
Б) два
В) ни одного

4. В тональности H-dur аккорд h-dis-fis нужно обозначить, как…
А) Б 5/3
Б) М 5/3
В) Т 5/3

5. Интервалы, которые могут быть построены только в гармонических ладах, называются…
А) характерными
Б) тритонами
В) диссонансами



6. Сколько ступеней в пентатонике?
А) семь
Б) шесть
В) пять

7. Какой аккорд состоит из м.3+ м.3?
А) М 5/3
Б) D7
В) все ответы неверны

8. Какие аккорды строятся на II ступени?
А) ум.5, Ум. 5/3, D 6/5
Б)Ум VII 7, M VII 7, D7
В) Ум 5/3, D43

9. При разрешении вводных септаккордов непосредственно в тоническое трезвучие, в Т 5/3 удваивается
А) основной тон
Б) терцовый тон
В) квинтовый тон

10. Напишите слоговые значения звуков ( сохраняя их порядок)
b- eis – gis – a – h – as – es
а) си – миb - соль# - ля – сиb - ля# - ми
б) сиb – фа - соль - ля - си - ля# - до
в) сиb - ми# - соль# - ля - си - ляb - миb

7 класс
1. Интервал a-fis определён как м.7. Что неверно в определении?
А) только буква
Б) только цифра
В) буква и цифра

2. В альтерированном мажоре при движении вниз
А) повышаются II, IV, VI ступени
Б) понижаются VI , II ступени
В) понижаются VI, IV, II ступени

3. Какой характерный интервал строится на III ступени гармонического минора?
А) ув.2
Б) ув.5
В) ум.7

4. В строении какого из вводных септаккордов больше малых терций?
А) в M VII 7
Б) в Ум VII 7
В) малых терций вообще нет в их составе

5. Ув 5/3 в Es-dur состоит из звуков
А) d-f-as
Б) f-as-c
В) ces-es-g

6. Куда разрешится аккорд f-as-b-d?
А) в Des-dur
Б) в Es-dur
В) в e-moll

7. Как с латинского переводится слово «dur»?
А) «твёрдый»
Б) «мягкий»
В) «мажор»

8. В хроматической минорной гамме при движении вверх повторяются все ступени, кроме…
а) I, V
б) III, VI
в) IV, VI

9. Сколько других энгармонических вариантов замены имеет звук «fis»?
А) три
Б) один
В) два

10. Какая пара характерных интервалов имеет в своём составе устойчивый звук?
А) ув.2, ум.7
Б) ув.5, ум.4
В) ум.5, ув.4


БИЛЕТ  № 1.


1.  Интервал.  Виды  интервалов.  Обращение  интервалов.  Простые  и  составные  интервалы.

Привести примеры: от звука б.2 с обращением; нона, ундецима.

2.  Спеть  G – dur  ( натуральный),  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6-T

3.  Спеть  от  звука  g:   вверх: б3, ч5;    вниз: м3, ч5 , Б5/3, М5/3

4.  Спеть  №  245 (Калмыков, Фридкин 1 ч)

6.  Простучать ритм.



БИЛЕТ  №  2.


1.  Трезвучие.  Обращение  трезвучия.  Главные  трезвучия  лада.  Консонирующие  и  диссонирующие  трезвучия.

2.  Спеть  D – dur,  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  d: вверх- б3, ч5;    вниз: м3, ч5 , Б5/3, М5/3

4.  Спеть  №  249 (Калмыков, Фридкин 1 ч.)







5. Простучать ритм:





БИЛЕТ  №  3.


1.  Септаккорд.  Доминантовый  септаккорд.  Его  обращение  и  разрешение.

2.  Спеть  А – dur,  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  а:  вверх  ч4, ч8; вниз м.2, М5/3    

4.  Спеть № 75 (Е. Давыдова. Сольфеджио 4 кл.)


5. Простучать ритм:



БИЛЕТ  №  5.

1.  Мажор  и  минор,  их  разновидности.  Параллельные,  одноименные  и  энгармонически  равные  тональности.

2.  Тональность E- dur. ,  в  ней: Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.
3.  Спеть  от  звука  е:   вверх:  м2, б2, м3, б3;    вниз:   Б5/3

4.  Спеть  № 346 (Колмыков, Фридкин 1 ч.)

Простучать ритм:





БИЛЕТ  №   6.

1.  Знаки  альтерации,  порядок  их  появления.  Квинтовый  круг  мажорных  и  минорных   тональностей.  Альтерация  в  мажоре  и  миноре. Буквенное обозначение звуков и тональностей.

2.  Спеть  h – moll  ( мелод.),  в  ней:  : Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  h:  вверх м2, б2, м3, б3, ч4, ч.5, М 5/3.

4.  Спеть  № 398 (Колмыков, Фридкин ч.1)


Простучать ритм:























БИЛЕТ  №  4.

1. Тритоны. Трезвучие уменьшенное и увеличенное.

2.  Тональность a-moll, a-dur (гармонические).
В них построить и спеть Ув.5/3 и Ум.5/3.
Тритоны с разрешением. Спеть их.

3. Спеть № 122 (Е. Давыдова 4 кл). Найти в нём тритон. Определить его.






4. Простучать ритм.


БИЛЕТ № 6.
1. Знаки  альтерации,  порядок  их  появления.  Квинтовый  круг  мажорных  и  минорных  тональностей.  Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.  

2.  Спеть  d – moll  ( мелод.),  в  ней: : Т5/3- S6/4-Т- D6- D5/6 (с разр.)- вводн. зв.

3.  Спеть  от  звука  d:  вверх м3, ч5, вниз: Б 5/3;  

4.  Спеть  №  259 (Колмыков, Фридкин ч.1)










5. Простучать ритм:





1.  Модуляция  и  отклонение.  Пентатоника.  Построить  от  звука:  d.

2.  Спеть  g – moll  (гарм.),  в  ней: t5/3,   D7 – t, ум5/3(YII)

3.  Спеть  от  звука  g:: вверх м2,б2, м3,б3 - вниз: мж5/3

4.  Спеть  № 114

5.  Определение  на  слух.

6.  Чтение  с  листа.

7.  Спеть  песню  из  хорового  репертуара  или  романс  с  собственным  аккомпанементом.

БИЛЕТ  №  10.

1.  Характерные  интервалы.  Энгармоническое  равенство  звуков,  интервалов. 

2.  Спеть  c – moll  (мелод.),  в  ней:  t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t,   ум5/3(YII)

3.  Спеть  от  звука  с:   вверх м3, ч5, мн5/3;   вниз:  ч4

4.  Спеть  № по выбору

5.  Определение  на  слух.

6.  Чтение  с  листа.

7.  Спеть  песню  из  хорового  репертуара  или  романс  с  собственным  аккомпанементом.

                                       

































ОТВЕТЫ  НА  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ  БИЛЕТЫ.

БИЛЕТ  № 1.

1.  Интервал.  Виды  интервалов.  Обращение  интервалов. Простые  и  составные  интервалы.

Интервалом  называется  расстояние  между  двумя  звуками. Нижний  звук  интервала  называется  основанием,  верхний  - вершиной.  Звуки  интервала,  взятые  одновременно  образуют гармонический  интервал.  Звуки  интервала,  взятые последовательно  образуют  мелодический  интервал.

Каждый  интервал  определяется  двумя  величинами:

качественной  и  количественной.

Количественная  величина  показывает,  сколько  ступеней охватывает  интервал  и  обозначается  цифрой.  Качественная величина  показывает,  сколько  тонов  и  полутонов  имеет интервал  и  обозначается  буквой.  

Простые  интервалы  -  это  интервалы,  которые  образуются  в пределах  октавы.  Их  всего  восемь.  

Названия  интервалов:  

1.  Прима  (ч1)                                 5.   Квинта  (ч5)

2.  Секунда  (м2, б2)                       6.   Секста  (м6, б6)

3.  Терция  (м3, б3)                         7.   Септима  (м7, б7)

4.   Кварта  (ч4)                               8.   Октава  (ч8)


Составные  интервалы  -  это  интервалы,  которые  шире  октавы.  Они  образуются  путем  прибавления  октавы  к  простым  интервалам.  Названия  составных  интервалов:  нона,  децима,  ундецима,  дуодецима,  терцдецима,  квартдецима,  квинтдецима.

Обращением  интервалов  называется  перемещение  нижнего  звука  интервала  на  октаву  вверх  или  верхнего  звука  на  октаву  вниз.  В  результате  получается  другой  интервал,  который  вместе  с  первоначальным  составляет  октаву.  Чистые  интервалы  обращаются  в  чистые,  малые  в  большие,  большие  -  в  малые,  увеличенные  -  в  уменьшенные,  уменьшенные  -  в  увеличенные.

Интервалы  делятся  на  консонирующие  и  диссонирующие.  Консонансы  -  звучат  мягко,  благозвучно.

 К  ним  относятся:  ч1,  м3,  б3,  ч4,  ч5,  м6,  б6,  ч8.

Диссонансы  -  резко звучащие  интервалы.  К  ним  относятся:  м2,  б2,  м7,  б7,  тритоны.          

БИЛЕТ  №  2.

1.  Трезвучие.  Обращение  трезвучия.  Главные  трезвучия лада.  Консонирующие  и  диссонирующие  трезвучия.

Трезвучием  называется  аккорд,  состоящий  из  трех  звуков, расположенных  по  терциям.

Звуки,  из  которых  складывается  трезвучие,  имеют  особые названия. Нижний  звук  называется  основным  тоном,  средний звук  называется  терцовым  тоном, верхний  звук – квинтовым тоном.

Звуки  трезвучия   могут  перемещаться.  При  этом  образуются новые  аккорды,  состоящие  из  тех  же  звуков,  но расположенных  в  другом  порядке.  Они  называются  обращением  трезвучия. Трезвучие  имеет  два  обращения:

Первое  обращение  трезвучия  называется  секстаккордом, потому что  его  крайние  звуки образуют  сексту.  Нижним  звуком является  III  ступень. Второе  обращение  трезвучия  называется квартсекстаккордом,  потому  что  его  крайние  звуки  образуют сексту,  а  нижний  и  средний – кварту.  Нижним  звуком  является V  ступень.

Главными  трезвучиями  лада  являются  трезвучия, построенные  от  главных  ступеней  лада.  

Главные  ступени  лада:  I – тоника;  IV – субдоминанта;  V – доминанта.

На  I  ступени  - тоническое  трезвучие  (Т  5/3)

На  IV ступени – субдоминантовое  трезвучие  (S  5/3)

На  V ступени – доминантовое  трезвучие  (D  5/3)

Трезвучия  бывают  консонирующие  и  диссонирующие.  К консонирующим  относятся  мажорное  и  минорное  трезвучия. К  диссонирующим  -  уменьшенное  и  увеличенное.

Интервальный  состав  трезвучий:

Мажорное  трезвучие:  Б  5/3 =  б3 + м3                
Увеличенное трезвучие:  Ув  5/3 = б3 + б3

Минорное  трезвучие:  М  5/3 =  м3 + б3                
Уменьшенное трезвучие:  Ум  5/3 = м3 + м3

                                                                                   

БИЛЕТ  №  4.


БИЛЕТ № 4.
Тритоны. Уменьшенные и увеличенные трезвучия.
 

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона. К ним  относятся:  
увеличенная  кварта  (ув4) – интервал шириной в четыре ступени.   
уменьшенная  квинта  (ум5)- интервал шириной в пять ступеней. 
Тритоны  строятся  в  натуральном  мажоре  и  гармоническом миноре:  ув4  на  IV  ступени,  ум5-на  VII.  

При  разрешении  ув 4  увеличивается,  ум5 – уменьшается: 

Увеличенное  трезвучие   (Ув. 5/3)  -  это  трезвучие,  которое состоит  из  двух   больших  терций.  Крайние  звуки  образуют 
увеличенную  квинту.

Ув 5/3  строится  в  гармонических  ладах.  
В  мажоре  -  на  VI (пониженной)  ступени.
Разрешается  в мажоре  -  в  Т 6/4,  
В  миноре  -    на   III  ступени. Разрешается в  миноре  - в  t6.   

Уменьшенное  трезвучие – трезвучие,  которое  состоит  из
двух  малых  терций.  

Крайние  звуки  образуют  уменьшенную  квинту.   ( Ум.5/3  )

Ум 5/3  строится  на  VII  и  II   ступенях  натурального  и гармонического  мажора  и  минора.  

Разрешается  в  неполное  тоническое  трезвучие.

до минор 




до минор гармонический  

       

 




До мажор





До мажор гармонический






















   









БИЛЕТ  №  3.

1.  Септаккорд.  Доминантовый  септаккорд.  Его  обращение  и  разрешение.

Септаккордом  называется  аккорд,  состоящий  из  четырех  звуков, расположенных  по  терциям.  Нижние  три  звука  называются  так  же, как  у  трезвучия,  а  верхний  -  септимовый  тон,  так  как  с  нижним звуком  образует  интервал  септиму.  

Септаккорд  можно  построить  на  любой  ступени  мажора  и  минора. Но  наиболее  распространенным  является  доминантовый  септаккорд.  

Доминантсептаккорд – это  септаккорд,  построенный  на  V  ступени натурального  мажора  и  гармонического  минора.   (Д 7)

Д7 =  б3+м3+м3

Разрешается  в  неполное  тоническое  трезвучие  (с  пропущенным квинтовым  тоном  и  утроенным  основным  тоном).

Обращением  септаккорда  называется  такой  его  вид,  в  котором нижним  звуком  является  терцовый,  квинтовый  или  септимовый  тон.

Д7  имеет  три  обращения:

На VII ст.       Квинтсекстаккорд :    Д 6/5 = м3+м3+б2    разрешается  в  Т 5/3  с  удвоенным  основным тоном.  


На II  ст.        Терцквартаккорд:       Д 4/3 = м3+б2+б3    разрешается  в  развернутое  Т 5/3.      

 На IV ст.        Секундаккорд:            Д 2 = б2+б3+м3       разрешается  в  Т 6  с  удвоенной тоникой.

                      


            Д7        t     Д6/5    t 5/3     Д4/3  t 5/3    Д2        t 6  









                                                                                             

           

            До  мажор

            Д7   Т          Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2    Т 6  

         

             ля  минор              

            Д7        t     Д6/5    t 5/3     Д4/3  t 5/3    Д2        t 6  












































БИЛЕТ  №  4.


Тритоны. Уменьшенные и увеличенные трезвучия. 

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона. К ним  относятся:  
увеличенная  кварта  (ув4) – интервал шириной в четыре ступени.   
уменьшенная  квинта  (ум5)- интервал шириной в пять ступеней. 
Тритоны  строятся  в  натуральном  мажоре  и  гармоническом миноре:  ув4  на  IV  ступени,  ум5-на  VII.  

При  разрешении  ув 4  увеличивается,  ум5 – уменьшается:

 

Увеличенное  трезвучие   (Ув. 5/3)  -  это  трезвучие,  которое состоит  из  двух   больших  терций.  Крайние  звуки  образуют 
увеличенную  квинту.

Ув 5/3  строится  в  гармонических  ладах.  
В  мажоре  -  на  VI (пониженной)  ступени.
Разрешается  в мажоре  -  в  Т 6/4,  
В  миноре  -    на   III  ступени. Разрешается в  миноре  - в  t6.

     

Уменьшенное  трезвучие – трезвучие,  которое  состоит  из
двух  малых  терций.  

Крайние  звуки  образуют  уменьшенную  квинту.   ( Ум.5/3  )

Ум 5/3  строится  на  VII  и  II   ступенях  натурального  и гармонического  мажора  и  минора.  

Разрешается  в  неполное  тоническое  трезвучие.


Уменьшенное трезвучие (Ум.5/3) - строится в натуральном и гармоническом миноре (там же, где строится тритон ум.5): на II ступени натурального минора и гармонического мажора, на VII ступени натурального мажора и VII повышенной ступени гармонического минора.



Ум.5/3 - диссонирующий аккорд, поэтому требует разрешения. Разрешается Ум.5/3 в терцию с удвоенным основанием. 

Т.е., грубо говоря, мы строим тритон ум. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух малых терций. Разрешаем в малую или большую терцию (как и интервал ум. 5), удваиваем основание терции. 

Пример: строим Ум.5/3 в ля-мажоре (A-dur). Ум.5/3 от II ступени гармонического мажора - си, ре, фа-бекар, разрешаем - до-диез, до-диез, ми. Ум.5/3 от VII ступени натурального мажора - соль-диез, си, ре, разрешаем - ля, ля, до-диез. 

Увеличенное трезвучие (Ув.5/3) - строится только в гармоническом виде мажора и минора (там же, где и ув.5, см. Тему 6. Тритоны и характерные интервалы): на VI пониженной ступени гармонического мажора и на III ступени гармонического минора. 

рис. 4. Увеличенное трезвучие VI пониженной ступени с разрешением.

рис. 5. Увеличенное трезвучие III ступени с разрешением.


Интервальный состав Ув.5/3 и его обращений: 

Ув.5/3 = б3 + б3 
Ув.6/3 = б3 + ум4 
Ув.6/4 = ум4 + б3 

Ув.5/3 состоит из устойчивых и неустойчивых ступеней (Тема 5. Лад и тональность), поэтому увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре разрешается в T6/4, а в гармоническом миноре - в t6/3. Это связано с тем, что устойчивые ступени при разрешении остаются на своих местах, а неустойчивые разрешаются в устойчивые. См. рис. 4 и 5 

Т.е., грубо говоря, мы строим характерный интервал ув. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух больших терций. Разрешаем только неустойчивые ступени, а устойчивые дублируем. 

1.  Вводные  септаккорды.  Септаккорд  II  ступени.

Определение  септаккорда  (смотри  Билет № 3).

Также  распространенными  в  музыке  являются  вводные  септаккорды.

Вводным  септаккордом  называется  септаккорд,  построенный  от  YII  ступени  лада.

 В  зависимости  от  септимы,  которая  образуется  между  крайними  звуками,  вводные  септаккорды  бывают:

Малый  вводный – если  крайние  звуки  образуют  малую  септиму.  ( МYII7 )

Уменьшенный  вводный - если  крайние  звуки  образуют  уменьшенную  септиму.  ( УмYII7 )

 МYII7  строится  только  в  натуральном  мажоре.  УмYII7 – в  гармоническом  мажоре  и  гармоническом   миноре.

Интервальный  состав:

                                         МYII7  =  м3 + м3 + б3  

                                         УмYII7 = м3 + м3 + м3

Вводные  септаккорды  разрешаются  в  тоническое  трезвучие  с  удвоенным  терцовым  тоном.

     

               

                До  маж. нат.       гарм.           ля  мин. гарм.

           МYII7     Т 5/3     УмYII7  Т 5/3    УмYII7   t5/3

Второй  способ  разрешения  вводных  септаккордов  -  через  Д 6|5  -  в  тонику.

Септаккорд  II  ступени  -  строится  только  в  натуральном  мажоре  на  II  ступени.  ( II7 )

II7  =  м3 + б3 + м3

Разрешается  в  Т6  с  удвоенным  квинтовым  тоном.  Или  через  Д 4/3  - в  тонику.




БИЛЕТ  №  5.

1.  Мажор  и  минор,  их  разновидности.  Параллельные,  одноименные  и  энгармоническиравные  тональности.  Родственные  тональности.

Мажор  и  минор  наиболее  распространенные  в  музыке  лады.

Строение  мажорной  гаммы:  1, 1, ½, 1, 1, 1, ½.

Строение  минорной  гаммы:  1, ½, 1, 1, ½, 1, 1.

Минорный  лад  бывает  трех  видов:  натуральный, гармонический и  мелодический.

Натуральный  – минор,  в  котором  ступени  не  изменены.

Гармонический – минор  с  повышенной  VII  ступенью.

Мелодический  – минор,  в  котором  при  движении  вверх повышаются VI  и  VII ступени.  

При  движении  вниз  эти  повышения  отменяются.

Мажорный лад  бывает трех видов: натуральный  (в  котором ступени  не  изменены)  
гармонический  (с  пониженной  VI  ступенью).

Параллельными  называются  мажорная  и  минорная тональности,  у  которых  одинаковые  ключевые  знаки, общие звуки,  но  разные  тоники.  Например:  До-мажор  и  ля-минор;  

Соль-мажор  и  ми-минор;  Фа-мажор  и  ре-минор;  Ре-мажор  и си-минор;  СиЬ-мажор  и соль  минор.

Разница  тониками  параллельных  тональностей  равна малой  терции.

Одноименными  тональностями  называются  мажорная  и  минорная  тональности, имеющие  общую  тонику,  но  разные  ключевые  знаки.  Например:  До  мажор (нет  знаков)  и  до  минор  (сиЬ,  миЬ,  ляЬ).  Разница  в  ключевых  знаках  всегда  равна  трем.

Энгармонически  равные  тональности  -  это  тональности одинаковые  по  звучанию,  но  различные  по  названию  и  написанию:  Си  мажор  -  До-бемоль  мажор,  Фа-диез  мажор  -  

Соль-бемоль  мажор/















БИЛЕТ  №   6.

1.  Знаки  альтерации,  порядок  их  появления.  Квинтовый  круг  мажорных  и  минорных  тональностей.  Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.

Альтерация  означает  изменение.

Знаки  альтерации  -  это  знаки,  изменяющие  ноту.

Диез – знак  повышения  ноты  на  полтона.

Бемоль – знак  понижения  ноты  на  полтона.

Бекар – знак,  который  отменяет  действие  диеза  или  бемоля.

Знаки альтерации  бывают  случайные,  которые  ставятся  возле ноты  и действуют один  такт,  и  ключевые  знаки,  которые выставляются при  ключе  и сохраняются  на  протяжении  всей мелодии.

Порядок  появления  диезов:   фа,  до,  соль,  ре,  ля,  ми,  си.

Бемоли  появляются  в  обратном  порядке.

Квинтовым  кругом  называется  система,  в  которой  все тональности одного  лада  расположены  по  чистым  квинтам.

Мажорные  тональности  располагаются  от  ноты  До:  
вверх  по  ч5  - диезные  тональности,  
вниз  по  ч5 – бемольные  тональности.

До  мажор – Соль  мажор – Ре  мажор – Ля  мажор – Ми  мажор – Си  мажор

До  мажор – Фа  мажор – Си Ь  мажор – Ми Ь  мажор – Ля Ь  мажор – Ре Ь мажор.

Чтобы  определить  ключевые  знаки  в  минорной  тональности, нужно перейти  в  параллельную  мажорную  тональность  и воспользоваться квинтовым  кругом  или  выстроить  по  такому же принципу  квинтовый круг  минорных  тональностей  от  ноты  ля.

Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.  

Для  буквенных  обозначений  применяются  начальные  буквы  латинского алфавита:

До – С,с     ре – D,d     ми – Е,е      фа – F,f     соль – G,g      ля – А,а       си – Н,h сиЬ – В,b.


Диез  обозначается  is ,   бемоль  -  es,  мажор  - dur,   минор – moll.

Исключение:   ЛяЬ  мажор -  As-dur

                         МиЬ  мажор -  Es-dur.

                         СиЬ   мажор -  B- dur.




БИЛЕТ  №  7.

1.  Главные  трезвучия  лада,  их  обращение  и  соединение.

Главными  трезвучиями  лада  являются  трезвучия,  построенные  от  главных  ступеней  лада.  

На  I  ступени  - тоническое  трезвучие  (  Т  5/3  )

На  IY ступени – субдоминантовое  трезвучие  (  S  5/3  )

На  Y ступени – доминантовое  трезвучие  ( D  5/3  )

Главные  трезвучия  в  мажоре – мажорные,  в  натуральном  миноре – минорные.  Кроме  того  в  гармоническом  мажоре  появляется  минорная  субдоминанта,  а  в  гармоническом  миноре  -  мажорная  доминанта.

Главные  трезвучия  имеют  обращения.

                                   мажор           минор                разрешение

Т5/3        I                  б3 + м3         м3 +б3

Т6           III                м3 + ч4         б3 + ч4

Т6|4        Y                 ч4 + б3          ч4 + м3

S5/3       IY                                                                        Т6

S6           YI                                                                       Т6/4

S6|4          I                                                                         Т5/3

D5/3         Y                                                                       Т, Т6/4

D6            YII                                                                     Т5/3

D6|4         II                                                                        Т6

Соединением  аккордов  называется  связь  между  аккордами  посредством  плавного  голосоведения.  Каждый  голос  в  аккордах  должен  двигаться  плавно,  без  скачков.

Соединение  главных  трезвучий  в  До  мажоре:

                         

            Т5|3 S6|4 Т5|3   D6  Т5|3    Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6   Т6|4  S6   Т6|4 D5|3  Т6|4

Чередования  различных  аккордов  в  ладу  образуют  последовательности  аккордов.

БИЛЕТ  №  8.

1.  Буквенные  обозначения  звуков  и  тональностей.  Тритоны.

Для  буквенных  обозначений  применяются  начальные  буквы  латинского  алфавита:

До – С,с     ре – Д,д      ми – Е,е      фа – F,f     соль – G,g      ля – А,а       си – Н,h    сиЬ – В,b.

Диез  обозначается  is ,   бемоль  -  es,     мажор  - dur,   минор – moll.

Исключение:    ЛяЬ  мажор -  As-dur

                          МиЬ  мажор -  Es-dur.

                          СиЬ   мажор -  B- dur.























Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона. К ним  относятся:  
увеличенная  кварта  (ув4)    
уменьшенная  квинта  (ум5).  
Тритоны  строятся  в  натуральном  мажоре  и  гармоническом  миноре:  ув4  на  IY  ступени,  ум5-на  YII.  

При  разрешении  ув 4  увеличивается,  ум5 – уменьшается:

 













БИЛЕТ  №  9.  

1.  Модуляция  и  отклонение.  Пятиступенные  лады  народной  музыки  построить  от  

     звука:  d.

             Отклонением  называется  временный  переход  в  новую  тональность.

         Модуляция – переход  в  новую  тональность  и  закрепление  в  ней  музыкального        

         построения.        

   Модуляция  и  отклонение  осуществляется  с  помощью  аккордов  доминантовой  группы  

   новой  тональности.  Эти  приемы  вносят  новые  краски  в  гармонический  план  

   музыкального  произведения.

К  ладам  народной  музыки  относится  пентатоника.  

Пентатоникой  называется  пятиступенный  лад.  Это  лад,  состоящий  из  пяти  звуков.

Пентатоника  бывает  мажорной  и  минорной.

Мажорная  пентатоника  отличается  от  натурального  мажора  отсутствием  IY  и  YII  ступеней

Минорная  пентатоника  отличается  от  натурального  минора  отсутствием  II  и  YI  ступеней.

   Характерным  признаком  пентатоники  служит  отсутствие  малых  секунд  (полутонов).      

БИЛЕТ  №  10.

1.  Характерные  интервалы .  Энгармоническое  равенство  звуков,  интервалов.

Характерными  называются  интервалы,  которые  появляются  в  гармонических  ладах.

В  мажоре  их  появление  связано  с  понижением  YI  ступени,  а  в  миноре  - с  повышением  YII  ступени.  К  ним  относятся:  ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.

           Мажор г.             минор г.            Мажор г.             минор г.              Мажор г.          Минор г.        

Ув2      YI Ь                       YI          ув5     YIЬ          III         ув4       YIЬ        IY

Ум7      YII                       YII #          ум4      III         YII#         ум5        III        YII#

При  разрешении  неустойчивые  звуки  переходят  в  ближайшие  устойчивые,  при  этом  увеличенные  интервалы  увеличиваются,  а  уменьшенные – уменьшаются.

Энгармоничеси  равные  звуки  -  это  звуки  одинаковые  по  звучанию,  но  различные  по  названию  и  написанию:  фа-диез  и  соль-бемоль,  до  и  си-диез.

Энгармонически  равные  интервалы  -  это  интервалы  одинаковые  по  звучанию  и  по  количеству  содержащихся  в  них  тонов,  но  различные  по  названию  и  по  количеству  содержащихся  в  них  ступеней.

Например:    11/2  тона  -  малая  терция  =  увеличенной  секунде

                       3  тона  -  увеличенная  кварта  =  уменьшенной  квинте

                       4 1/2  тона  -  большая  секста  =  уменьшенной  септиме




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!