СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты и диктанты по творчеству Ф. Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тесты и диктанты по творчеству Ф. Достоевского»

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

«...Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит, хороший человек». Федор Достоевский»

І. Хронологический диктант.

11 ноября 1821; 1834; 1838; 1843; 1844; 1846; 1849; 1860; 1862; 1861-1863; 1864-1865; 1864; 1865; 1866; 1867-1871; 1873; 1879-1880; 28 января 1881.

ІІ. Ассоциативный диктант.

Москва; Санкт-Петербург; Бедные люди; Неточка Незванова; Буташевич-Петрашевский; Семеновский плац; Идиот; Омск; Семипалатинск; Униженные и оскорбленные; Время; Эпоха; Записки из подполья; Преступление и наказание; Русский вестник; Анна Сниткина; Гражданин; Братья Карамазовы; Родион Раскольников.

ІІІ. Диктант «Афоризмы Ф.М.Достоевского»

Запишите высказывания Достоевского, которые стали крылатыми.

Для справки:

 Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.

 Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

 Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

 Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.

 Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

 Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог — это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой.

 Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития.

 Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.

 Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

 Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

 Фантазия есть природная сила в человеке... Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно — дашь ей развиться именно чрезмерно (что вредно).

 Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

 Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.

 Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

 Юмор есть остроумие глубокого чувства.

 Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

 Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

 Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек!.. И подлец тот, кто его за это подлецом называет.

 Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.

 Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать.

 Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

 Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

ІV. Диктант «Минутка афоризмов». Написать, из какого произведения Ф.Достоевского эти слова, которые стали крылатыми.

- « Человек не рождается для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданиями» ( «Преступление и наказание»)

- « Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» ( из письма брату)

V . Диктант «Знакомые лица» ( по роману «Преступление и наказание»)

- « Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу… серебряную… хорошую… папиросочницу одну … вот как от приятеля ворочу…» ( Раскольников)

- « Милостивый государь, бедность не порок, это истина. Знаю, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с» ( Мармеладов)

- « А! Воротился! Колодник! Изверг! А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! Где твое платье? Где деньги? Говори!...» ( Катерина Ивановна)

- « Я, брат, два раза к тебе заходил… Видишь, очнулся!» ( Разумихин)

- « По-моему, Авдотья Романовна в этом деле жертвует собою весьма великодушно и нерасчетливо, для… своего семейства» ( Свидригайлов)

- «Да.. Она была справедливая… Она приходила… редко… нельзя было. Мы сней читали и … говорили. Она Бога узрит» ( Соня Мармеладова)

- « Полы сама моет и на самом черном хлебе сидит, а неуважения к себе не потерпит» ( Катерина Ивановна)

- «Свобода и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими созданиями и над всем этим муравейником!» ( Раскольников)

- «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем» ( Порфирий Петрович Раскольникову)

VІІ. Диктант “Знаешь ли ты?»

Кто сказал о Достоевском:

- « Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им…» ( Н.А.Добролюбов)

VІІІ. Блиц-диктант

1. Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского: А) 1856-1904, Б) 1821-1881, В) 1801-1861.

2. В каком учебном заведении получил образование Ф.М.Достоевский?

А) в Петербургском университете Б) в Высшем военном инженерном училище В) в Царскосельском лицее Г) в Московском университете.

3. Укажите причину ареста писателя: А) нелегальное издание антиправительственного журнала, членство в антиправительственном кружке Петрашевского Б) публикация романа «Бедные люди»

В) открытый призыв к свержению самодержавия Г) совершение уголовного преступления.

4. Сколько лет пробыл Ф.Достоевский на каторге? А) 10 лет Б) 5 лет

В) 7 лет Г) 15 лет

Как назывался журнал, который Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?

А) «Современник» Б) «Отечественные записки» В) «Москвитянин» Г) «Время»

Соотнесите периоды творчества писателя с произведениями, созданными в эти периоды:

1. досибирский период 2. сибирский период 3. послесибирский период

А. «Записки из мертвого дома», «Село Степанчиково и его обитатели» Б. «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Бедные люди» В. «Игрок», «Братья Карамазовы», «Идиот».

7. Укажите основную тему раннего творчества писателя.

А) Тема сильной личности, «сверхчеловека», Б) Тема «униженных и оскорбленных»

В) Тема крепостничества Г) тема социального протеста.

8. К какому сословию принадлежал Раскольников? А) мещанин

Б) разночинец В) дворянин Г) купец

9. Укажите имя и отчество Раскольникова.

10. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание»

( до эпилога)? А) 1 год, Б) полгода В) 1 месяц, Г) 14 дней.

11. Укажите, как звали старуху-процентщицу.

12. Какое событие произошло не до, а после свершения Раскольниковым преступления? А) разговор офицера и студента в распивочной о старухе-процентщице, Б) встреча с Мармеладовым, В) знакомство с Соней Мармеладовой Г) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни.

13. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы. А) Он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре. Б) Он хочет поскорей обогатиться и поправить свое материальное положение В) Он хочет отомстить старухе-процентщице за унизительное положение, в котором оказался Г) Он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит (к «наполеонам» или к «материалу»).

14. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным? А) в спешке забыл взять деньги Б) деньги не являлись целью преступления В) из-за страха быть разоблаченным Г) спрятав деньги, он не смеет вспомнить место тайника.

15. Кто взял на себя вину Раскольникова? А) Разумихин Б) маляр Миколка В) Сонечка Г) Аркадий Свидригайлов

16. Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» является: А) декоративным фоном Б) психологическим фоном В) соучастником преступления, героем романа.

17. Кто из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как Раскольников, обосновывает принципы своего существования своеобразной теорией (теория «целого кафтана»), являясь идейным двойником главного героя? А) Свидригайлов Б) Лужин В) Лебезятников Г) Порфирий Петрович

18. Какой смысл заключен в названии романа? А) преступление и наказание противопоставлены Б) несоответствие названия совершаемому преступлению В) не всякое преступление влечет за собой наказание Г) неотьвратимость наказания за совершенное преступление.

19. Первой жертвой Раскольникова стала старуха-процентщица, второй …: А) Катерина Ивановна Б) Соня Мармеладова В) девочка на бульваре Г) Лизавета.

20. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что: А) она тоже «переступила» нормы человеческой морали

Б) она не выдаст его В) она сможет понять его Г) ему не к кому больше идти.

21. Какое событие в романе «Преступление и наказание» явилось началом крушения «идеи» Раскольникова? А) разговор с Порфирием Петровичем Б) встреча с Мармеладовым В) второе свидание с Соней Г) самоубийство Свидригайлова.

22. Система образов романа построена по принципу двойничества. Укажите, кто не является двойником Сони Мармеладовой? А) Дуня Б) Поля

В) Лизавета Г) Амалия Людвиговна.

23. Укажите, какой конфликт является основным в романе.

А) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

Б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

В) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

Г) внутренний (происходящий в душе главного героя).

24. Роман «Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?

А) раскрывая внутренний мир героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонгажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. Автора привлекает результат переживаний героя. Б) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки. В) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г.Чернышевский назвал этот принцип психологизма «диалектикой души».

25. Определите жанр романа «Преступление и наказание».

ІХ. Вопросы и задания первого уровня

Где жил Родион Раскольников?

Почему Раскольников избегал встреч с квартирной хозяйкой?

Сколько денег получил Раскольников от Алены Ивановны за отцовские часы?

Что еще пообещал Раскольников принести процентщице на днях?

Где оставил Родион Раскольников последние гроши с разменянного в пивной рубля?

Какое известие ожидало Раскольникова дома?

К чему привело зарабатывание Дуней денег для брата?

Как звали претендента на руку и сердце Дуни?

Почему Раскольников плакал, когда читал письмо от матери?

Что случилось с Раскольниковым на одной из городских улиц?

Как изменились намерения раскольникова после пробуждения?

Какое оружие для совершения преступления избрал Раскольников?

Какую ошибку допустил Раскольников во время убийства и ограбления Алены Ивановны?

Раскольников совершил двойное убийство. Кого еще он убил?

Как удалось Раскольникову незаметно выскользнуть из квартиры Алены Ивановны и исчезнуть с места преступления?

Кто ухаживал за Раскольниковым во время болезни?

Кого и почему подозревают в убийстве женщин?

Кто посетил больного Раскольникова?

Свидетелем какого трагического события стал Раскольников, когда сбежал от Разумихина?

Куда ночью пришел Раскольников?

Свидетелем какой уличной трагедии стал Раскольников в ту же ночь?

Какие неожиданные гости ждали Раскольникова дома?

Кто такой Порфирий Петрович?

Какое подозрение возникло у Раскольникова во время встречи с Порфирием Петровичем?

Какое издание напечатало статью Родиона Раскольникова?

Почему во время беседы Раскольникова с Порфирием Петровичем вспоминались идеи социалистов?

Как Порфирий Петрович воспользовался этим материалом?

К какому событию в своем болезненном бреду все время возвращался Раскольников?

Какую роль в дальнейшей судьбе Дуни сыграл Свидригайлов?

Чем завершилась очередная встреча Раскольникова с Лужиным?

Какое заболевание было у Катерины Ивановны?

Чем закончилась вторая встреча раскольникова с Порфирием Петровичем, и какую роль в этом сыграло «признание» Николки?

Какие причины своего преступления назвал Раскольников Соне?

Что пыталась подарить Раскольникову Соня во время свидания, и взял ли Раскольников этот подарок?

Что сделала Катерина Ивановна после поминок Мармеладова, и к чему это привело?

Признался ли Раскольников в преступлении во время очередной встречи с Порфирием Петровичем?

Как сложилась дальнейшая судьба Свидригайлова?

Был ли Раскольников влюблен в Соню до осуждения?

Какими были «другие обстоятельства, которые очень помогли подсудимому»?

Сдержала ли Соня клятву пойти за Раскольниковым на каторгу?

Как сначала отнесся Раскольников к опеке Сони на каторге?

Раскольников долго болел. Что было причиной его болезни?

Как сначала относились к нему другие каторжане?

Х. Вопросы и задания второго и третьего уровня

Составьте опорную схему «Нравственный крест Раскольникова»

Определите значение романа «Преступление и наказание»

ХІ. Темы для письменных работ

Каким я представляю Раскольникова в будущей жизни?

Раскольников и Достоевский.

Духовная трагедия Раскольникова

Нравственные антиподы Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Смысл человеческого бытия в понимании Сони Мармеладовой

Проблемы нравственного подвижничества в романе Достоевского «Преступление и наказание»

ХІІ. Творческие задания.

Напишите рецензию на кинофильм «Преступление и наказание», уделив особое внимание экранному воплощению главных героев.



ХІІІ. Коммуникативно-ситуативные упражнения

Ты редактор художественно-публицистического журнала. Известный читателям Ф. Достоевский приносит вам свое произведение «Бедные люди». Познакомившись с «Бедными людьми», вы хотите высказать свое суждение о произведении. Что ты скажешь его автору?

Раскольников держал в себе свою боль, не хотел делиться ею ни с семьей, ни с другом. А если бы он все же написал родным об убийстве и о том, почему решился на него, то что бы было в его письме? Составь письмо Родиона Раскольникова матери и сестре, постарайся от его имени объяснить мотивы своего поступка.

Родион Раскольников дает в суде показания, объясняя мотивы своего преступления и обстоятельства, при которых оно было совершено. Составь текст показаний Раскольникова.

Какие проблемы (общественно-политические, морально-этические, общечеловеческие, философские, социальные) поднимает Достоевский в романе «Преступление и наказание»? Предложи этот вопрос для дискуссии в классе и выскажи свое мнение.

Докажи, что роман Достоевского «Преступление и наказание» проникнут драматическим пафосом. Обратившись к словарю литературоведческих терминов, уточни виды пафоса.

Исследуй сюжет романа «Преступление и наказание», определи все его элементы и сделай сообщение о сюжетных особенностях произведения.

Такого ли эпилога романа «Преступление и наказание» ты ожидал? Мог ли он быть иным? Построй рассуждение, поразмышлять над которым предложи одноклассникам.

Есть ли в романе вопросы, в которых прав Раскольников, а не Достоевский? Отстаивая свое мнение, вступи в спор с учителем, посмотри на проблемы шире рамок произведения и эпохи, когда оно было написано. Попробуй оценить проблему с точки зрения сегодняшнего дня.

Можно ли утверждать, что основной художественный конфликт романа «Преступление и наказание» - это не конфликт между личностью и обществом, а конфликт в сознании героя? Подбери аргументы для отстаивания своей позиции.

Испытывает ли Раскольников раскаянье в содеянном? Отказывается ли он от своей теории? Всегда ли наказание равноценно преступлению? Отвечая на эти вопросы, встань на сторону человека, осужденного государством и отбывающего срок наказания. Изменилось ли твое понимание проблемы, когда ты оказался «по ту сторону»?

Христиане говорят: «Каков человек, такова и его смерть». Проанализируй обстоятельства, при которых умерли старуха-процентщица, Свидригайлов, Мармеладов, и сделай свое заключение: справедливо ли «божье возмездие»?

Какие из приемов создания художественного образа, используемых Достоевским, помогают лучше понять Свидригайлова Лужина? Готовясь к анализу произведения, хорошо изучи основные приемы создания художественного образа персонажа.

Если портретная характеристика выражает авторское отношение к персонажу, то как Достоевский относился к Соне Мармеладовой? Попробуй составить высказывание писателя о своей героине.

Проведи экскурсию по Петербургу Достоевского. Какие места обязательно войдут в маршрут твоей экскурсии?

Ответь на вопрос: возможно ли раскрытие внутреннего мира главного героя романа «Преступление и наказание» без введения в произведение интерьера и городского пейзажа? Как они связаны с раскрытием психологии героя? Отвечая на вопрос, убеди в правильности своего понимания слушателей и приобщи их к поиску доказательств в тексте произведения.

Составь описание сна по подобию тех снов, которые видел Раскольников. Старайся показать в своем описании воздействии цвета звука, эмоционального напряжения, предчувствия каких-то ужасных перемен.

Достоевский и многие другие писатели задавали себе вопрос: что делать? Ставил ли ты этот вопрос перед собой? Может ли и должен ли человек стараться изменить окружающую его действительность? Напиши сочинение-рассуждение на тему «Что делать?»

Раскольников с негодованием думал об ученых социологах, которые невозмутимо утверждали, что известный процент людей в обществе должен гибнуть, и считали это нормальным. Составь публицистическую статью с размышлениями на эту тему. Нормально ли, что в обществе огромный процент граждан умирает от СПИДа, наркотиков, алкоголизма, и общество это воспринимает спокойно?

Соедини «несоединимое»: найди связь между детским горем и теорией Раскольникова. Как мучительная любовь-жалость к детям соединилась в теории героя с возможностью «преступить черту»?

Составь монолог-раздумье Сони Мармеладовой об ужасе и безвыходности своей жизни.

Ты - художник-иллюстратор и работаешь над оформлением печатного издания романа Достоевского. Рисуя портрет Сони Мармеладовой, на каких деталях ее внешности остановишься, что и как захочешь изобразить?

Сочиняем детектив. Аркадий Иванович Свидригайлов хоронит свою супругу, умершую при невыясненных обстоятельствах. Проясни обстоятельства ее смерти, построй рассказ как признание Свидригайлова в убийстве своей жены.

«Себя, как в зеркале, я вижу...» Составь диалог двух героев - Свидригайлова и Раскольникова, - отыскивающих друг в друге сходные черты.

Если бы Свидригайлов перед смертью написал письмо Раскольникову, как бы он объяснил причину своего решения уйти из жизни? Помоги Достоевскому, составь такое письмо от лица Свидригайлова.

Докажи, что в произведении Достоевского «Преступление и наказание» присутствуют черты авантюрного романа. Найди этому подтверждение.

Рассуди спор современного читателя с Достоевским. Современный читатель уверен, что коренная ошибка Раскольникова заключается в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Достоевский же обвиняет своего героя в гордости, бунтарстве, в безверии и ведет его к спасению через страдание и смирение. Чью сторону в споре займешь ты? Выскажи свою точку зрения.

Можешь ли ты представить себя человеком нищим, опустившимся на дно общества, таким, как Мармеладов, которым «уже некуда больше идти»? Передай, что может чувствовать такой человек, как он может относиться к людям преуспевающим, живущим полнокровной жизнью.

Д. Писарев назвал Раскольникова приговоренным к «свершению убийства», а Достоевский говорил: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Мог ли Раскольников отказаться от задуманного преступления? Приведи хотя бы одно условие, при котором это убийство могло и не состояться.

Составь диалог Раскольникова и Сони Мармеладовой, если бы они встретились до убийства старухи-процентщицы, и разыграй его.

Известно, что детство Достоевского пришло во флигеле больницы для бедных, где работал его отец. Рядом находились кладбище для самоубийц и преступников, приют для подкидышей, сумасшедший дом и множество кабаков. Докажи, что все это повлияло на тематику произведений писателя, обусловило их проблемную направленность.

Оценивая первую книгу Ф. Достоевского, В. Белинский писал: «честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах». Объясни, согласен ли ты с мнением Белинского и что, по-вашему, может быть предметом художественного изображения.

Безденежье, вечные долги, отсутствие постоянного места жилья... У Достоевского много общего со своими героями. Докажи это, сопоставив биографию писателя и жизнь его героев.

Ф. Достоевский в письме к издателю так объясняет поступки Раскольникова: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести». Поставь себя на место героя и объясни, как бы ты повел себя в такой ситуации. Чем опасно преступление не только по отношению к жертве, но и к самому преступнику?

Выступи в роли адвоката Раскольникова. Оправдывая своего подзащитного, объясните социальные причины, толкнувшие его на преступление.

Мы знакомимся с Раскольниковым в наиболее ответственный период его жизни, когда решается его судьба. Причем, мы не знаем, как развивался его характер. Обсуди с одноклассниками, каким могло быть его детство, что влияло на формирование его взглядов.

Мармеладов говорит Раскольникову: «Бедность не порок, это истина. Но... нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто... ибо в нищете я первый сам готов оскорбить себя». Представь себе политиком, имеющим возможность изменять законы. Какой бы закон издал ты, позволяющий обществу навсегда избавиться от нищеты?

Вспомни, до какого ужасного состояния доведено несчастное семейство Мармеладовых: спившийся, потерявший человеческий облик отец, умирающая от чахотки Катерина Ивановна, вечно голодные дети, Соня, вынужденная продавать себя на улице. Поделись своим мнением о том, исчерпывается ли содержание романа изображением человеческих страданий или это только фундамент, на котором писатель строим здание из более сложных проблем.

Раскольников видит страдания простого человека и понимает, что причина их - в социальной несправедливости. Смириться с этим - подлость, а вступить в единоборство с грязным миром в состоянии только необыкновенная личность. Так выстраивается теория Раскольникова. Выскажи свое мнение о ней и о том, как вы относитесь к праву человека на преступление.

Человеческая история знает немало деспотов-тиранов, которые насильно «устраивали» судьбы народов, уничтожая сотни тысяч ни в чем не повинных «обыкновенных» (по выражению Раскольникова) людей. Герой романа сам называет Александра Македонского, Тамерлана, Наполеона. Можно ли в этот список включить фамилии тех, по чьей вине происходили события в Украине 1932-1933 годов? Выскажи свое отношение к голодомору на Украине и свяжи его с теорией Раскольникова.

Во сне Раскольников видит, как насмерть забивают несчастную лошадь, плачет, бросается на мучителей, целует лошадь. Проведи литературное исследование: кто из писателей использовал раз мучимой лошади, и с результатами исследования познакомь одноклассников.

Докажи, что Раскольников ничего не хочет лично для себя, но он не может смириться с несправедливостью по отношению к другим (сестре, Соне). Сравни себя с героем и ответь, волнует ли тебя вид чужого страдания.

Достоевскому важно заглянуть в самые глубины души человека, пролившего кровь, и показать, какими страданиями он расплачивается за это. Найди в романе факты, подтверждающие это высказывание. Считаешь ли ты, что угрызение совести - удел всех преступников?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!