СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по произведению "Слово о полку Игореве"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест предназначен для подготовки ЕГЭ по литературе

Просмотр содержимого документа
«Тесты по произведению "Слово о полку Игореве"»

Тест. ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Задания 1-9. Вариант 2.

Предлагаю вариант № 2 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9.  Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.

Часть 1

Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
задания 1–9.

 Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: «Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены

Сами скачут по полю волками

И, всегда готовые к борьбе,

Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

(«Слово о полку Игореве».)

1

 

Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В каком году происходил поход князя Игоря , описываемый автором «Слова о полку Игореве»?

Ответ:

2 Какое художественное средство выделено в данном отрывке?

 Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону.

Ответ:

 3 Кто обнаружил рукописный вариант «Слова о полку Игореве»?

Ответ:

4 Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЦИТАТА

Художественное средство

А) «скачут по полю волками»;

Б) «добывают острыми мечами»;

В) «лучше быть убиту от мечей,чем от рук поганых полонёну!»

 

1)метафора

2)противопоставление

3)сравнение

4)метонимия

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 5. Как назывался период в истории Руси, описанный в данном произведении?

Ответ:

 6 .В каком значении употреблено слово «полк» в названии произведения?

Ответ:  

7 Кого на Руси называли витязями?.

Ответ:

 8

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию. При необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов, ( в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия  произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор, сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Какова роль природы в данном эпизоде?

Ответ:


 

9 В каких произведениях русской классики природа является одним из главных

героев? Сопоставьте данные произведения со «Словом о полку Игореве».

 

Ответ:


.







































Ответы

  1. 1185  Поход князя Игоря Севрского против половцев проходил в 1185 году. Произведение, видимо, написано было чуть позже.

  2. эпитет

  3. Мусин-Пушкин.

  4. 342 ( сравнение, метонимия, противопоставление)

Пояснение.

Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что, но их может и не быть.

«Скачут по полю волками» — сравнение воинов с волками.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены  глагол или существительное. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.( В данном отрывке нет метафоры)

Метонимия – образовано от греческого слова metonymia, что значит переименование. Означает перенос наименований с одного предмета на другой предмет по принципу смежности.

Метонимию порой путают с метафорой, но метонимия в отличие от метафоры не предусматривает сходства между явлениями, признаками и предметами, а основана на реальных ассоциативных связях: «добывают острыми мечами», то есть сражаясь.

 Противопоставление — это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и пр. противопоставляются по определённым качествам, признакам.

«Лучше быть убиту от мечей,чем от рук поганых полонёну!»- автор противопоставляет смерть в бою позорному плену.

  1. раздробленность  (феодальная раздробленность

  2. поход

  3. богатырей, древнерусских воинов

  4. Примерный ответ.

Роль природы в данном отрывке, как и во всём произведении, велика. Она олицетворяется автором.

Природа словно предупреждает Игоря не совершать необдуманный поступок, об этом свидетельствует солнечное затмение. Люди верили, что затмение солнца- это предвестник беды. Однако Игорь не послушал голоса разума, поддался чувствам, желанию показать себя, доказать свою храбрость.

9. Примерный ответ.

Природа играет важную роль во многих произведениях русской классической литературы.

Можно назвать природу одним из главных действующих лиц в романе Л. Толстого «Война и мир». Так в сцене первой встречи князя Андрея с дубом автор показал, как состояние князя созвучно природе. Для дуба словно нет весны, когда всё вокруг расцветает, он, дуб, кажется старым и сердитым уродом между молодых берёзок. Жизнь кончена, кажется Андрею. Ничего хорошего уже больше не будет. Однако во время второй встречи, летом, Андрей, видя преображённый дуб, понимает, как прекрасна жизнь «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь  в лучах вечернего солнца». Многое произошло с  князем за это время: и беседа с Пьером на пароме о необходимости деятельности, и услышанный разговор  Наташи с  Соней в Отрадном. Нет, жизнь ещё продолжается.

А как помогает понять характер Татьяны Ларины описание  природы в романе А.С. Пушкина  «Евгений Онегин»! Героиня любит природу, особенно зиму. Природа помогает ей почувствовать прелесть жизни:

Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Детство и юность героини прошли на лоне природы- лесов, полей. Она вдыхала запахи трав и цветов, любовалась красотой природы. Именно здесь, среди просторов родной природы, и была воспитана героиня, эта чуткая, нежная, умеющая любить девушка.

Таким образом, во многих творениях русской литературы, как и в «Слове о полку Игореве», природа помогает понять внутреннее состояние героев, раскрыть особенности их характеров, являясь настоящим героем произведений





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!