Влияние уровня концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе на умственную работоспособность
Автор: Кубракова Лидия, учащаяся 10-1 класса МАОУ СОШ№10
Руководитель: Пархоменко Н.С., учитель биологии МАОУ СОШ №10
Тезисы.
Кислород является главным условием полноценного существования всего живого на земле, и человек - не исключение. Благодаря кислороду наш организм обогащается всеми необходимыми питательными элементами, получает заряд бодрости и энергии. Самый главный орган, нуждающийся в постоянном кислородном насыщении – наш мозг, именно он отвечает за память и умственное развитие.
К сожалению, содержание кислорода в атмосфере на сегодняшний день значительно снизилось вследствие большой ее загрязненности производственными выбросами, выхлопными газами и т. д.
Умственное утомление – явление, хорошо известное каждому. Практически любой выпускник школы хорошо помнит ощущение полнейшего изнеможения после выпускных экзаменов, а взрослым наверняка знакомо опустошение после напряженной умственной работы. При этом состояние «выжатого лимона» достигается не за счёт напряженной физической активности. Современные школьники и студенты проводят много времени в классных комнатах, работая с компьютером, подвергая свое здоровье существенному риску.
Д. Рапп ввел такое понятие как «болезни, вызванные окружающей средой» (environ mentalillness). Значительную роль в развитии этих расстройств играет снижение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе.
В этом году мы продолжили исследование в данном направлении и заинтересовались влиянием насыщения организма человека кислородом на умственною деятельность.
Цель: определение влияния насыщения организма человека кислородом на умственную деятельность.
Задачи:
Выбрать методику изучения влияния кислорода на умственную деятельность и обосновать выбор;
Подобрать оборудование к проведению эксперимента;
Выбрать группу испытуемых;
Провести диагностику испытуемых;
Проанализировать полученные результаты. Сделать выводы о влиянии кислорода на умственную деятельность.
Объект исследования: организм человека.
В качестве испытуемых были выбраны студенты 4 курса Чайковского медицинского колледжа (19-21 год).
Предмет исследования: связь между насыщением крови человека кислородом и его умственной деятельностью.
Гипотеза: существует связь между насыщением организма человека кислородом и улучшением качества умственной деятельности: чем выше уровень концентрации кислорода в крови человека, тем выше качество выполнения умственной работы.
Анализ, сравнение, обобщение результатов исследовательской работы и оформление текста (ноябрь 2018 г.).
В ходе исследования был сделан следующий вывод:
Выдвинутая нами гипотеза о существовании связи между насыщением организма человека кислородом и улучшением качества умственной деятельности подтвердилась. В ходе исследования была выявлена закономерность: чем выше уровень концентрации кислорода в крови человека, тем выше качество выполнения умственной работы.
Однако статическая обработка и расчет коэффициента Стьюдента показали, что полученные различия находятся в зоне неопределенности, а значит, что на умственную деятельность влияет не только кислород, но и другие факторы. Такие как усталость, время суток, личностные особенности, стрессоустойчивость и т.д.
На следующий год планируется увеличить выборку и число повторностей. Появилась идея сравнить влияние кислорода на умственную деятельность у разных возрастных групп.