СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы выступления на втором сибирском образовательном форуме по реализации проекта "Содружество муз" в условиях детской школы искусств

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал проекта "Содружество муз" по организации ансамблевого исполнительства учащихся и педагогов ДШИ был представлен в апреле 2019 года на одной из площадок стратегической сессии по дополнительному образованию. Сам проект получил Большую медаль Регионального этнокультурного конкурса "Через прошлое к будущему" на Сибирской ярмарке этого же года.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы выступления на втором сибирском образовательном форуме по реализации проекта "Содружество муз" в условиях детской школы искусств»

Сибирский образовательный форум

город Новосибирск, апрель 2019



Тезисы на дискуссионную площадку №2

«Эффективные образовательные практики в работе с одаренными детьми»





Хорошева Татьяна Анатольевна, методист высшей квалификационной категории МБУДО «Детская школа искусств «Гармония»



Тема выступления: Развитие ансамблевого инструментального исполнительства средствами концертной деятельности как условие раскрытия творческого потенциала и мастерства обучающихся.

«Содружество муз»


Описание Детской школы искусств «Гармония»

Детская школа искусств «Гармония» является первым в городе Новосибирске учреждением дополнительного музыкального образования детей в ведении муниципального управления образования. Школа осуществляет бесплатное дополнительное образование более 900 детей в области искусств преимущественно от 4 до 18-летнего возраста. С 2015 года по настоящее время школа получила название: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детская школа искусств «Гармония».

За последние годы учреждение совершило грандиозный прорыв в учебно-воспитательном процессе. Школа искусств была открыта как профильная оркестровая, но благодаря широкому сотрудничеству и взаимодействию с социумом Кировского района, с 2009 года учреждение расширило спектр образовательных услуг за счёт внедрения новых образовательных программ, предметов и курсов, оптимизации и модернизации всех структур музыкального, эстетического образования. Творческое сотрудничество с образовательными учреждениями района способствовало открытию новых отделений, среди которых изобразительное, хореографическое, отделение «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств».

Сегодняшний коллектив детской школы искусств обладает высоким профессиональным потенциалом, педагогический состав стабилен, активно работают молодые специалисты − выпускники средне-специальных и высших учебных заведений, поощряется творческая инициатива педагогов.

В школе за эти годы создано 13 стабильных творческих коллективов, среди которых духовой оркестр «Гармония», 2 студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Калейдоскоп» и «Весёлый карандаш», театральные коллективы «Апрель», «Пилигрим», хореографические − «Гармония», «XXI век», хоровые коллективы общеобразовательных школ. В 2018/2019 учебном году по дополнительным общеобразовательным программам проходят обучение 911 учащихся.

Данные материалы будут посвящены вопросам организации конкурсно-концертной деятельности молодых исполнителей детской школы искусств «Гармония». Концертно-конкурсная деятельность направлена на реализацию Программы развития ДШИ «Гармония» «Новые стандарты – новое качество дополнительного образования» на 2016-2021 годы и отражает преемственность с основными идеями и концептуальным содержанием предыдущих этапов развития школы «Гармония», создает условия для раскрытия творческого потенциалов педагогов, определяет новые формы реализации образовательного процесса, направленного на раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей обучающихся инструментального отделения.

В настоящее время художественно-эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — необходимое условие для формирования целостной, творческой личности.

Французское слово «art» означает искусство, производное от него «artist» переводится на русский язык, как художник. Артист – это человек, обладающий высоким мастерством в какой-нибудь творческой сфере. От слова «артист» образовано прилагательное «артистичный», что характеризует человека, как личность, обладающую творческим мастерством или одарённую в художественной области.

Ансамбль (от французского ensemble — вместе, множество) — означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом — по латинским названием цифрам.

Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Фортепьянный дуэт, квинтет духовых инструментов, дуэты флейты с фортепьяно, трубы с фортепиано, трио (домры, фортепьяно) и другие — можно часто слышать на концертах детской школы искусств «Гармония».

Человеку искусства понятно, что ансамблевое исполнительство считается наиболее сложным, а обучение этому виду творческой деятельности детей возможно лишь при высоком мастерстве педагогов.

Ансамблевая форма занятий обладает огромным воспитательным потенциалом, так как в ходе коллективного музицирования происходит процесс духовного обогащения и социальной адаптации ребенка к взаимодействию в разновозрастном коллективе. Она способствует развитию и укреплению ответственного отношения учащихся ко всем сторонам деятельности как отдельно взятого коллектива, так и образовательного учреждения в целом.


Реализация концертной деятельности в ДШИ «Гармония» осуществлялась на двух уровнях:

I уровень – концертная деятельность преподавательского состава ДШИ,

II уровень – концертная деятельность обучающиеся ДШИ.

Основным средством реализации данного проекта стало создание творческих ансамблей педагогов и учащихся.

Творческая группа данной инновационной деятельности состоит из педагогов отделения народных и духовых инструментов:

  1. Педагоги отделения народных инструментов:

Додонова Ирина Викторовна и Толмачева Наталья Васильевна - педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории, артисты высшей квалификационной категории Русского академического оркестра народных инструментов Новосибирской государственной филармонии. Илья Александрович Языков - стипендиант мэрии города Новосибирска за научную, творческую и инновационную деятельность в 2016/2017 учебном году, лауреат международных и региональных конкурс молодых исполнителей на гитаре. Дмитрий Петрович Кирилов – руководитель инструментального трио «Исток» Новосибирской филармонии.

  1. Педагоги духового инструментального отделения:

Ильдус Хатипович Галимов награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, является «Лучшим педагогическим работником Новосибирской области. Наталья Викторовна Еранская - Почетный работник сферы образования РФ, награждена Памятным знаком «Эффективный руководитель-2017». Валентина Ивановна Симонова – «Лучший педагогический работник Новосибирской области», Почетный работник общего образования РФ. Алексей Дмитриевич Зарецких и Кудряшов Юрий Алексеевич - артисты высшей квалификационной категории Новосибирского городского духового оркестра. Гурьянов Валентин Андреевич– артист высшей квалификационной категории оркестра Росгвардии Сибирского командования. Мосин Геннадий Алективович – артист самодеятельного ансамбля педагогов «Вдохновение».

  1. Концертмейстеры ДШИ «Гармония»: Елизарова Юлия Владимировна, Шарапова Наталья Владимировна.

Воспитание юного артиста дело сложное и, безусловно, творческое. Только выдающаяся личность может стать примером и вдохновителем для ребенка занятиями искусству. Настоящий музыкант, как спортсмен, всегда должен держать в тонусе свои умения, развивать навыки исполнительского искусства, находиться в творческой артистической атмосфере.

Отработка практических навыков исполнительского искусства нужна как детям, так и взрослым артистам. Освоение программного материала по предмету предполагает зачет или итоговый концерт, однако, этого бывает недостаточно для выработки навыков игры на публике. У многих юных артистов существует боязнь сцены, когда хороший теоретик может проявиться плохим практиком. Отрабатывать навыки индивидуально-личностного плана выступлений на сцене ребенку поможет только многократная практика.

Творческая атмосфера при коллективном музицировании предполагает активное участие детей в практической исполнительской деятельности. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Совместное музицирование в ансамбле способствует развитию таких качеств, как эмпатия, внимательность, чуткость к другим, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Работа с ансамблем помогает педагогу выявить одаренных детей, которые в процессе обучения могут проявить способности, позволяющие им продолжить музыкальное образование на профессиональном уровне.

Чаще всего именно в ансамблевой игре можно наблюдать наиболее быстрое развитие музыкальных и технических (исполнительских) способностей у детей, т.к. участниками ансамбля являются учащиеся с разными возможностями и разным уровнем подготовки. При этом более слабые «тянутся» за более сильными, младшие, на примере старших, получают представление об исполнительских возможностях инструмента и уровне владения им на разных этапах обучения. Ещё в большей степени это относится к совместной игре учеников с педагогами.

Одной из проблем, актуальных для начинающих артистов является недостаток доступных площадок для их выступлений. Сейчас существует большое многообразие творческих дистанционных исполнительских конкурсов, но для многих семей юных музыкантов — принимать участие в них дорого, в среднем участие одного артиста стоит от 700 руб до 2000 руб, а ансамблевое исполнительство еще дороже. Такими оптимальными конкурсными площадками могут стать детские исполнительские конкурсы, организованные школой искусств «Гармония»: «Бирюльки», «Музыка. Фантазия. Игра», «Весенние фанфары», «Флейтино», «Цветок на ладони».

Приоритетной целью в работе с одаренными детьми выступает развитие ансамблевого исполнительства средствами концертной деятельности как условие раскрытия творческого потенциала и мастерства учащихся ДШИ.

Задачи:

  1. Привлечение внимания к теме совершенствования практических навыков исполнительского музицирования у юного артиста – обучающегося детской школы искусств.

  2. Мотивация педагогов к самостоятельной творческой исполнительской деятельности, развитие его профессиональной компетентности.

  3. Формирование новых ансамблевых коллективов (детских, взрослых, смешанных).

  4. Насыщение конкурсного пространства района и города доступными детскими исполнительскими конкурсами.

  5. Развитие творческой самостоятельности, приобретение учащимися навыков публичного выступления, формирование сценической культуры и выдержки.

Содержание деятельности с педагогами:

  • актуализация темы ансамблевого исполнительства среди педагогов;

  • разработка и утверждение положений по конкурсам для детей в сфере музыкального инструментального музицирования;

  • создание творческих групп педагогов и выпускников;

  • формирование творческих коллективов ансамблей педагогов, разучивание репертуара, организация совместных репетиций;

  • выступления на творческих тематических концертах.

Содержание деятельности с учащимися:

  • подбор учащихся для возможных творческих ансамблей;

  • выбор репертуара и его аранжировка для разных видов музыкальных инструментов и уровня обученности детей;

  • работа в группах по формированию ансамблей;

  • разучивание партий для совместного музицирования;

  • организация домашних выступлений на концертах ДШИ;

  • участие ансамблей в детских конкурсах исполнительского плана.

Методы работы по внедрению этой инновационной деятельности делятся на теоретические и практические.

Теоретические методы включают:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогических, методических и нотных материалов по проблемам проекта.

  2. Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства и ансамблевого музицирования.

Практические методы содержат:

  1. Создание необходимого объёма репертуара. Это работа над созданием репертуара, готовых вариантов которого практически не существует. Нужно учесть такие особенности, как неравноценность состава ансамбля по возрасту, по музыкальным природным данным, по технической оснащенности участников и т.п.

  2. Разучивание и партий ансамбля согласно учебному плану и занятости педагогов.

  3. Совместные репетиции всего состава ансамбля в условиях учебного кабинета или в месте предстоящего выступления.

  4. Концертные выступления на площадках города. Планирование, организация концертных выступлений; изучение планов, заявленных в регионе, области, городе, районе конкурсов и фестивалей с номинаций «ансамбль», оформление заявок, непосредственное участие в заявленных мероприятиях.

  5. Разработка методической продукции по ансамблевому исполнительству, репертуару.

  6. Обобщение и анализ концертной деятельности учащихся и педагогов.

Планируемые результаты по ансамблевому исполнительству:

  • совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и

развития творческого потенциала, их самореализации;

  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • стимулирование мотивации развития способностей;

  • активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня;

  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;

  • повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся;

  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению способных детей (психологический профиль ребенка);

  • разработка методических рекомендаций для работы с детскими ансамблями;

  • создание базовой репертуарной библиотеки;

  • обеспечение условий для создания и дальнейшего успешного функционирования новых творческих структур, опирающихся на сотрудничество учащихся педагогов;

  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей отделения народных инструментов.


Реализация этой деятельности способствовала творческому сближению педагогов и обучающихся, где итогом запланированных мероприятий стало:

  1. рост исполнительского уровня учащихся отделения народных инструментов не только в сольном исполнительстве, но и в совместном музицировании (номинации ученик-ученик, ученик-учитель): учащихся стали привлекать программы повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ;

  2. убеждённость преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных способностей и творческому потенциалу каждого учащегося;

  3. обновление репертуара, поиск новых интересных, современных произведений и их интерпретация.

Детская школа искусств «Гармония» сегодня :

  • лауреат Всероссийских конкурсов «Лучшее учреждение дополнительного образования детей» и творческих инициатив в системе дополнительного образования детей «Маленький принц», победитель в номинации «Зорко одно лишь сердце» (проекты духовно-нравственного характера художественного творчества детей, город Санкт-Петербург);

  • победитель конкурса «Лучшее образовательное учреждение Кировского района» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования Кировского района города Новосибирска»;

  • дипломант Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Профи» в номинации «Проектная деятельность как универсальный метод активного воспитания и обучения»;

  • победитель Всероссийского конкурса «Инновации педагогики» с программой «Дополнительное образование как механизм развития культурного потенциала учащихся»;

  • Дипломант конкурса «Золотая медаль - 2017» в рамках международной ярмарки «УчСиб-2017» с проектом «Интеграция общего и дополнительного образования как эффективный механизм повышения качества образования в условиях новых образовательных стандартов».

За короткое время педагоги школы искусств и их воспитанники сумели добиться высоких результатов в творческих конкурсах и фестивалях. Количество победителей и призеров составило 1062 человека, среди которых на исполнительских отделениях 465 лауреатов и дипломантов различного уровня. 24 обучающихся и 4 коллектива занесены в Книгу Почёта «Золотой фонд города Новосибирска». В 2016 году детский духовой оркестр «Гармония» получил звание «Образцовый коллектив Новосибирской области».

Остановимся отдельно на достижениях педагогов - участников ансамблей за этот же период времени. В педагогической среде сложились новые творческие коллективы - ансамбли «Серебряные струны», «Domristiko», «Royal Band», получившие признание в профессиональном сообществе музыкантов.

Инструментальный дуэт в составе И. В. Додоновой, Н. В. Толмачевой, которые являются артистами Новосибирского Государственного академического оркестра русских народных инструментов, стали лауреатами 2 степени на Областном фестивале творчества «Признание-2016». В марте 2016 года за блестящие исполнительские данные и высокий педагогический профессионализм педагоги были приглашены для работы в жюри Международного конкурса-фестиваля юных исполнителей на музыкальных инструментах в г. Красноярске.

Молодые педагоги расширили рамки своего дуэта, пригласив для творческого союза блестящего концертмейстера Ю. В. Елизарову. Буквально за один месяц подготовлена концертная программа, которая успешно была представлена на V Международном конкурсе, проходящем в формате ФМВДК «ТАЛАНТЫ РОССИИ», где в номинации «музыкальное творчество» инструментальное трио получило Диплом лауреатов 1 степени.

В это период специалисты детской школы искусств организовали и провели несколько детских исполнительских конкурсов: «Музыка. Фантазия. Игра» (32 человека), «Бирюльки» (65 исполнителей, 54 вокалистов), «Флейтино» (35 человек), «Весенние фанфары» (49 человек). Всего за 2017 и 2018 годы в них приняло участие 235 юных исполнителей.

Стали традиционными и педагогические концерты, на которых выступают с отдельными номерами педагоги и творческие ансамбли. Молодые педагоги тоже включаются в данную работу, подражая своим наставникам. На традиционные концерты педагогов «Рождественская свеча», «Новогодние штучки», «Однажды вдруг под новый год» (декабрь 2016, 2017, 2018 года), «День учителя» (октябрь 2016, 2017, 2018 года) приглашаются выпускники нашей школы искусств уже не в качестве зрителей, а как полноценные артисты.

Подводя итоги работы по данному направлению, хочется обратиться к словам Л. Ю. Львова, который образно говорит: «Индивидуальное творчество учителей, подобно неиссякающим ручейкам, стекается в единый поток коллективного мастерства, коллективного опыта. Педагогическое мастерство – коллективное искусство. Подлинным творцом в воспитании и обучении учащихся является не отдельная личность, а коллектив, творческий ансамбль. Если в коллективе царят творческая атмосфера, мажорный тон в общении, тогда каждый член коллектива будет чувствовать себя творцом, мастером своего дела».


Список литературы.

  1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного

музицирования // Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. ‒ М., 1996.‒ С. 10-26. Труды МГК. Вып. 2, сб. 15.

  1. Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре // Искусство в школе.‒ 1998. № 2.‒ С.40.

  2. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 68-79.

  3. Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства в начальной стадии музыкального образования // Музыкальное образование на пороге ХХI века.: Материалы Рос. науч.-практич. конф. ‒ Оренбург, 1998. ‒ С. 71.

  4. Гертович Р. Оркестр в детской музыкальной школе: Вопросы организации руководства // Вопросы музыкальной педагогики. ‒ М.: Музыка, 1986. Вып. 7. ‒ С. 154.

  5. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. ‒ М.: Музыка, 1971.

  6. Дудина А.В. Ансамбль в музыкальной школе (из опыта работы с дуэтами баянистов в младших классах ДМХШ). ‒ Москва, 2010 г.

  7. Дудина А.В. Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона) детской музыкальной школы. ‒ Москва, 2006 г.

  8. Зеленин В.М. Работа в классе ансамбля. ‒ Минск, 1979.

  9. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18.

  10. Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство / Ред. К.Х. Аджемов. ‒ М.: Музыка, 1979. Вып.1.

  11. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся // Вопросы методики начального музыкального образования. ‒ М., 1981.‒ С. 91.

  12. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002 г.

  13. Маневич Р.И. В классе скрипичного ансамбля //Из опыта воспитательной работы в ДМШ. ‒ М., 1969. ‒ С. 81.

  14. Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: Некоторые аспекты работы на примере ансамбля скрипачей // Вопросы музыкальной педагогики.‒ М., 1986. Вып.7.

  15. Рапецкая Л.В. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. С-Петербург, 2000 г.

17.Сметанина Н.И. Педагог ДО как субъект повышения качества дополнительного образования //Дополнительное образование и воспитание, 2011.– N 1. – С. 3-11.

  1. Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. //Музыкальное воспитание в СССР. ‒ М., 1985. Вып. 2. ‒ С. 130.

  2. Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля.//Вопросы музыкальной педагогики. ‒ М., 1980. Вып.2 ‒ С. 155.

  3. Тараканова Н.Э. Развитие мотивации у юных музыкантов // Музыкальная психология и психотерапия. 2008. №6.

  4. Фридман, Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. ‒ Москва, 1988 г.

  5. Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=205

  6. FB.ru: http://fb.ru/article/343383/artist---eto-mnogoznachnyiy-termin

  7. https://cjcity.fdstar.ru/3728-ansambl.html

  8. Источник: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/kak_razvit_artistizm_u_rebenka/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!