Тезисы выступления.
Введение в образовательный процесс Федеральных государственных
стандартов определяет поиск новых форм и методов обучения в
образовательном учреждении.
В новом ФГОС НОО заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата».
Исходя из этого, мы должны понимать и помнить, что сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться.
Стержень данной работы представляет собой описание использования кейс-технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.
История возникновения
Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.
Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Что же такое Кейс – технология?
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Возможности кейс – технологии
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Создание кейса
В начале нужно ответить на три вопроса:
Для кого и чего пишется кейс?
Чему должны научиться дети?
Какие уроки они из этого извлекут?
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Работа ученика с кейсом
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя
в кейс – технологии
создание кейса или использование уже имеющегося;
распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:
Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем.
Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс
Мультимедиа
Видео
Вывод
Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным для решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций