The Present Indefinite (Simple). |
Утвердительная форма | Вопросительная форма | Отрицательная форма |
... + I | Do/Does ... + I ? | ... do/does not + I |
Iplay. Я играю. (обычно, часто,...) | Do I play? Яиграю? | I do not (=don't) play. Я не играю. |
He She It | plays | Does | he she it | play? | He She It | does not play =(doesn't play) |
We You They | play | Do | we you they | play? | We You They | do not play =(don't play) |
Сокращённыеформы: do not = don’t [dount], does not = doesn’t [dAznt]
Present Indefinite образуется:
Эта форма совпадает с инфинитивом глагола (без частицы to ) во всех лицах, кроме 3-го лица единственного числа, принимающего окончание –s(-es). Это окончание произносится как [z] после гласных и звонких согласных звуков, как [s] после глухих согласных и как [Iz] на конце глаголов, оканчивающихся на шипящие и свистящие звуки. Форма глагола в Инфинитиве (Infinitive) приводится в словаре и обычно называется I-ой формой глагола.
Вопросительная форма в английском языке обычно образуется постановкой вспомогательного глагола (или первого из вспомогательных) перед подлежащим предложения. Однако две формы глаголов – Present и PastIndefinite образуются без вспомогательных глаголов. Поэтому для образования вопросительной (и отрицательной) форм искусственно добавляется вспомогательный глагол do, который не несёт смысловой нагрузки и не переводится. Причём в 3-м лице ед. числа окончание –s(-es)прибавляется не к смысловому, а к вспомогательному глаголу, образуя форму does.
Do you go to school? – Yes, I do. – No, I do not (don’t). | Ты ходишь в школу? – Да. – Нет. |
Does he speak English well? – Yes, he does. – No, she does not (doesn’t). | Он говорит по-английски хорошо? - Да. – Нет. |
Если подлежащее имеет одно или несколько определений, которые стоят перед ним, то вспомогательный глагол в вопросительной форме ставится перед всей группой подлежащего (подлежащим с определениями):
Does your younger sister go to school? – No, she does not. | Твоя младшая сестра ходит в школу? – Нет. |
What does your friend do after school? - He usually has dinner after school. | Что делает твой друг после школы?- Он обычно обедает после школы. |
Примечание: Вопросительные предложения, в которых вопросительное слово выступает в роли подлежащего или определения к подлежащему, имеют структуру повествовательного предложения. Вспомогательный глагол do в этом случае не употребляется (а окончание -s в 3-м лице ед. числа принимает уже сам смысловой глагол):
Who helps your mother? - I do. | Кто помогает твоей маме? - Я. |
Whose brother goes there? | Чей брат идёт туда? |
Who goes there? | Кто идёт туда? |
Отрицательная форма глагола в PresentIndefinite образуется также при помощи вспомогательного глагола do (does) и отрицательной частицы not, которые ставятся перед смысловым глаголом:
I do not (don’t) play chess. | Я не играю в шахматы. |
The computer does not (doesn’t) work. | Компьютер не работает. |
He likes milk. He doesn’t like coffee. | Он любит молоко. Он не любит кофе. |
Present Indefinite (Simple Present) употребляетсядлявыражения: (основные случаи употребления) 1. Обычного, постоянного, типичного действия или характерного признака, свойстваподлежащего, а также для передачи общеизвестных фактов и простых истин, имеющих место в настоящем, но не привязанных к моменту речи. 2. Регулярно повторяющихся действий в настоящем. 3. Ряда последовательных действий в настоящем. |
1 Для выражения обычного, постоянного, типичного действия или характерного признака, свойства подлежащего, имеющего место в настоящем, но не привязанного к моменту речи:
We live in Russia. | Мы живём в России. |
Peter swims well. | Петя плавает хорошо. |
She dances very badly. | Она танцует очень плохо. |
Do you like coffee? Yes, I do. – No, I don’t. | Ты любишь кофе? Да. – Нет. |
I hate cold. | Я ненавижу холод. |
I do not wear glasses. | Я не ношу очков. |
А также для передачи общеизвестных фактов, простых истин, действий и состояний, происходящих независимо от желания человека:
The Earth goes round the Sun. | Земля вращается вокруг Солнца. |
The school year begins in September. | Учебный год начинается в сентябре. |
Paris is the capital of France. | Париж – столица Франции. |
Birds fly. | Птицы летают. |
2 Для выражения регулярно повторяющихся действий в настоящем:
We drink coffee in the morning. | Мы пьём кофе утром. |
They go to the mill by bus. | Они ездят на завод автобусом. |
Для указания на повторный характер действия могут употребляться слова everyday (week, month) каждый день (неделю, месяц), daily ежедневно и др. Эти указания обычно употребляются с глаголами, обозначающими однократные, конечные действия (лечь, встать, принести, опоздать), их иногда называют предельными, в отличие от непредельных, в которых не заложен смысл конечности действия (играть, читать, любить).
I have a cup of coffee every morning. | Я выпиваю чашку кофе каждое утро. |
He gets up at 7 o’clock every day. | Он встаёт в 7 часов каждый день. |
Причём наречия частотности always всегда, often часто, seldom редко, sometimes иногда, never никогда, usually обычно, generally как правило и др. обычно ставятся перед глаголом.
He always comes to school on time. | Он всегда приходит в школу вовремя. |
Do you often go to the cinema? | Ты часто ходишь в кино? |
I usually go to bed at 11 o’clock. | Я обычно ложусь спать в 11 часов. |
В предложениях с глаголом tobe наречия, выражающие частотность, стоят после форм этого глагола.
I am always late for school. | Я всегда опаздываю в школу. |
She is seldom absent from the class. | Она редко отсутствует на уроках. |
3 Для выражения ряда последовательных действий в настоящем.
I get up at seven, do morning exercises, then have breakfast. | Я встаю в семь, делаю зарядку, потом завтракаю. |