Предмет: Технология ведения дома. Кулинария.
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
выполнение пр. работы «Приготовление блюда из крупы»
Оборудование: мультимедийное сопровождение, рабочая тетрадь, таблицы " Норма жидкости для варки каш".
№ этапа урока | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок(«могу») 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ). | На доске пословицы: Старорусская еда не болеем никогда. Щи да каша — мать наша. Заварил кашу, так не жалей масла! Гречневая каша — мать наша, хлебец — кормилец. Кашу маслом не испортишь. Начинаем урок: -Как вы думаете , как звучит (формулируется) тема нашего урока ? - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний! | Предполагаемые ответы: - Исторические сведения о каше. - Приготовление каш. - Значение каш в питании человека | - Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. - планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. –умение контролировать свои действия. |
| Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. | «Интересные сведения» "История возникновения каши" «Какова пищевая ценность круп, бобовых и макаронных изделий? ». - Кто как считает, важны ли блюда из круп для нашего организма? - Что вы знаете о крупах и макаронных изделиях ? Как получают крупы и макаронные изделия? - А что вы знаете о первичной обработке и способах приготовления блюд из круп? | Выясняем то, что нам известно, что вызывает затруднение. Определяемся с тем, что важно знать, о купах, их составе, если мы говорим о кашах, макаронных изделиях, то предполагаем какие знания пригодятся для того ,чтобы подготовить крупы ли макаронные изделия перед их тепловой обработкой . Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения. ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! | - П.Синтез, обобщение, классификация -Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений. |
| Выявление места и причины затруднения. | Постановка цели учебной деятельности, 1.Организовать восстановление выполненных заданий. 2.Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 3.Организовать соотнесение своих действий с используемым алгоритмом. 4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи. | В каком месте испытали затруднение? Почему? | - Я не знаю из чего получают крупы, как делают макаронные изделия?. Когда появилась каша? - Какие полезные вещества содержатся в крупах? -Как подготовить крупу к приготовлению блюд? Сколько жидкости нужно для варки каш? | -П. анализ, синтез, классификация, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
| Построение проекта выхода из затруднения. | Организация построения проекта выхода из затруднения: 1.Учащиеся ставят цель проекта 2.Учащиеся уточняют, согласовывают тему урока. 3. Учащиеся определяют средства. 4.Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Какую цель поставите на уроке? Как будем открывать новые знания? Вспомним правила работы в группах; с различными источниками информации. | Узнать происхождение каши. Изучить ассортимент круп, бобовых и макаронных изделий, наличию в них полезных веществ. Научиться готовить блюдо из круп. Итогом нашего урока будет выполнение пр. работы «Приготовление гречневой каши». | -Л. Самоопределение, смыслообразование. -П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. -Р. Планирование, прогнозирование. -К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. |
| Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания. 1.Организоватьреализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.Организовать фиксацию нового способа действия речи. 3. Организовать фиксацию преодоления затруднения. 4.Организовать уточнение общего характера нового знания. | "Историческая справка". Представитель каждой из групп рассказывает, что каша является старорусским, питательным блюдом, какие традиции были связаны с кашей, значения пословиц. « Пищевая ценность каш». Представитель каждой из групп называет полезные пищевые вещества содержащиеся в крупах, бобовых, макаронных изделиях « Получение круп». Представитель каждой из групп называет из каких зерновых культур получают каждый вид крупы. « Макаронные изделия». Представитель каждой из групп называет продукты для приготовления макаронных изделий и технологию их изготовления. "Подготовка продуктов к приготовлению блюд" Представитель каждой из групп называет различную для каждого вида круп первичную обработку. | Учащиеся работают по группам, после каждого выполненного действия делают вывод о том, почему важно получать пищу насыщенную белками, клетчаткой, витаминами, минеральными веществами. И как меньше употреблять пищу насыщенную жирами, сахарами. | -Л . смыслообразование -П. анализ, синтез, обобщение. Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -Р. Познавательная инициатива. -К. учёт разных , координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения. |
| Физкультминутка. | | | | |
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Применение нового знания в типовых задания. 1. Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально. | - Что нового вы узнали о каше и макаронных изделиях? - Можно ли для пищи применять такие понятия, как полезная и вредная? -Давайте самостоятельно сформулируем правила здорового питания? Проверяем правильность выполненного задания – Проговариваем принципы правильного питания, самые важные моменты новых знаний о пище. | Работа в группах. Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи. Работа в группах | -П. Анализ, синтез, обобщение, классификация. -Л. Осознание ответственности за общее дело. -К. учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра. |
| Самостоятельная работа , работа с предложенными источниками информации. Практическая работа. | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. По результату выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Самостоятельная работа "составление технологической карты приготовления гречневой каши" выполнение практической работы « приготовление гречневой каши». Учителем предложены таблицы "Норма жидкости для варки каш". Проверка и контроль учителя. | Работа в группах. Учащиеся выполняют, предложенную самостоятельную работу «Составление технологической последовательности приготовления гречневой каши». Учащиеся рассказывают последовательность приготовления каши и приступают к практической работе, соблюдая при этом правила техники безопасности. Дегустация блюда. | -П. Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство. -Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения. |
| Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Анализируем приготовленное блюдо, с учётом предложенных критериев. -Соблюдена ли последовательность приготовления, подготовка крупы, норма жидкости, готовность блюда, подача блюда, его эстетическое оформление. - Сможете ли вы самостоятельно дома приготовить любую кашу или макаронные изделия? | Ответы детей. | -Л. Нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания. -П. Анализ, синтез, обобщение, умение видеть причинно – следственную связь в фактах и событиях. |
| Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания ? Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях? Оцените свою работу на уроке. Дома постарайтесь приготовить на ужин кашу. Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания! | Предполагаемые ответы учащихся: -Мы узнали всё о крупах, бобовых и макаронных изделиях; их питательной ценности, технологии их приготовления. - Полученные знания помогут нам ориентироваться в многообразии наиболее распространенных продуктов питания. - Будем стараться питаться правильно, выбирать наиболее полезные продукты питания. | -П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование здорового образа жизни в области питания. -К. планирование учебного сотрудничества. |