Программа, автор (ы) | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с ФГОС, Положением о рабочей программе МБОУ «Максимовская СОШ» Шербакульского района Омской области, по УМК « Школа России» (программного учебного курса) на основе программы под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого Автор: Макарова А.Н. |
Класс | 4 |
Раздел (содержательная линия) | Зарубежная литература |
Тема урока | Джонатан Свифт « Приключения Гулливера» |
Цель урока | Создание условий для формирования и развития ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Приключения Гулливера». |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения |
Познакомятся: с произведениями о путешествиях, приключениях, фантастикой, с произведениями Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера»; Научатся: выполнять работу в группах, давать характеристику героям приключенческой литературы и фантастики, определять тему и основную мысль произведения, называть заголовки и авторов приключенческих и фантастических произведений, пересказывать эпизоды из изученных произведений, выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений. | Познавательные УУД Прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Коммуникативные УУД озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия. Читать в соответствии с целью чтения. | Личностные УУД Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
Математика (расчёт размеров бочки лилипутов) | Персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, карточки с заданиями, лист для проведения рефлексии | Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Название этапа: Организационный момент. Самоопределение к деятельности Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Планируемый результат: Формальная готовность к уроку. Контроль. Самоконтороль. Самооценка. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Управляет ситуацией самооценки. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выполняют самооценку готовности. . . |
Название этапа: Актуализация знаний Педагогические задачи учителя: Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для успешного повторения пройденного материала. Определение границ знания и незнания. Планируемый результат: Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха). А начнем мы наш урок со стихотворения Чудо не испаряется, чудо не растворяется Рассказанное в сказке, мелькнувшее во сне В страну чудес волшебную оно переселяется Его, конечно встретим в этой сказочной стране В ней нет границ- не нужно плыть ,бежать или лететь Попасть туда не сложно, никому не запрещается В ней можно оказаться- стоит только захотеть - Как вы, думаете, о чем стихотворение? - А вы хотите оказаться в такой стране? Что нам нужно для этого сделать? Хотите, я открою вам секрет? Нам нужно просто открыть книгу и мы окажемся там. А девизом нашего путешествия я предлагаю взять следующее высказывание: Все готовы совершить такое путешествие? Итак, открываем книгу. | Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Читают стихотворение. О чудесах |
Название этапа: Постановка учебной задачи Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению определять и формулировать проблему, цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем. Планируемый результат: Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
- Прочитайте название раздела Я вам обещала чудеса, приключения, а в названии раздела об этом ни слова, может быть я что- то перепутала? Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Что такое фантазия мы с вами уже знаем. А что такое приключения? Я предлагаю вам подумать и заполнить нашу корзину идей и тогда мы выясним это. Самостоятельная работа детей, заполнение корзины. Каждый по очереди читает и прикрепляет свою карточку на корзину. А теперь мы обобщим наши высказывания. Слайд из презентации №4 Приключение – это захватывающее происшествие, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев, интересное испытание. - А нужны ли нам приключения, зачем они нам ? Слайд из презентации №5 неожиданность Высокая значимость происходящих событий для героя вызов Концентрация всех необходимых знаний Получение нового опыта | ( Зарубежные писатели)
( Зарубежные писатели тоже пишут фантастические, приключенческие произведения) (Познакомиться с произведением зарубежного писателя Джонатана Свифта «Приключения Гулливера»)
|
Название этапа: Решение учебной задачи. Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, способа деятельности Планируемый результат: Новое знание, понятие, способ (алгоритм) деятельности. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну лилипутов . Слайд №6 А как нам это сделать? Но сначала я хочу вас немного познакомить с автором этого произведения. Слайды из презентации № 7, 8,9 Все приготовились к чтению. Как настоящие путешественники мы будем делать остановки по пути. Значит, читать будем с комментарием и беседой. Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, в неизвестную страну и нам с вами встретятся слова, значение которых необходимо объяснить. Слайд № 10 1 часть Почему пробуждение Гулливера было непривычным? Что необычного произошло дальше? Кого увидел Гулливер Что сделал Гулливер и что предприняли лилипуты в ответ? 2 часть Что построили лилипуты и зачем? Как вы думаете, о чем читал маленький человек? Как повел себя путешественник. Покажите, как он это сделал Существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга , даже тогда когда они не могут понять друг друга с помощью слов Существуют такие жесты , которые понятны в любой стране. И Гулливер как опытный путешественник согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и заверил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу. 3 часть Чем потчевали лилипуты своего гостя? Почему они принесли ему так много еды? Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков? Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется96 см Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см Слайд из презентации №11 4 часть. Что произошло с Гулливером после еды? Почему корабельный врач не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? Как вы думаете , зачем они усыпили Гулливера? | ( прочитать отрывок из произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера») Смотрят презентацию, слушают учителя Находят значение слов в словаре. Читают, обсуждают, отвечают на вопросы |
Физминутка Организует двигательную физминутку Чтобы гостя приветствовать Нужно всем встать Дорогому гостю уваженье Поклон низкий в знак сближенья Знак согласия очень простой- Это легкий кивок головой Не согласны- тоже покажем Головой сердито помашем Еще пальчиком мы погрозим На лице недовольство изобразим Если сильно рассердились- Ножкой громко топнем Обрадовались ,развеселились- Улыбнемся и в ладоши хлопнем. | Дети выполняют движения. |
Название этапа: Закрепление Педагогические задачи учителя: Формирование ценностной ориентации к умению выполнять задание. Планируемый результат: Умение действовать самостоятельно или в группе. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Но наши с вами приключения не закончились. Я предлагаю вам составить характеристику нашего героя « Солнышко героя» По одному лучику читаем и не повторяем то, что уже назвал ваш товарищ. Для этого надо внимательно слушать собеседника. Ребята, а какова основная мысль прочитанного произведения? Слайд № 13 А теперь нас ждет еще одно небольшое интересное испытание. Я предлагаю вам смоделировать обложку книги, с отрывком из которой мы познакомились. |
Выполняют задание
Все люди на земле должны жить в мире. Работа в творческой группе. Представление обложки. |
Название этапа: Рефлексия деятельности. Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Планируемый результат: Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить? - взять книгу в библиотеке и прочитать - придумать самому продолжение -доделать нашу обложку и составить план. А вам хочется его продолжать? Какое у вас сейчас настроение? Какие трудности возникли на уроке. Заполните, пожалуйста, карточки и оцените свою работу на уроке Слайд №14 . | Отвечают на вопросы учителя Оценивают результаты своей деятельности на уроке. |
Название этапа: Этап информации учащихся о домашнем задании. Педагогические задачи учителя: Объясняет домашнее задание Планируемый результат: Записано домашнее задание |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
У меня для вас есть домашнее задание, но оно будет в необычной форме. Слайд из презентации № 15 У каждого свое -на конфете. Спасибо за урок. | Записывают домашнее задание в дневники. |