2.Проверка домашнего задания. | Итак, мы изучили морфологическое строение и функции частей цветка. Сейчас вы должны выполнить задания в индивидуальных карточках. Карточка № 1 Правильно соедините стрелками слова правой и левой части. чашелистик столбик венчик завязь Главные пыльник Вспомогательные части цветка рыльце части цветка. цветоножка нектарник Карточка № 2 Правильно подбери ответы из перечня 1 – 13 и занесите в таблицу значком «+». ВОПРОС | ОТВЕТ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Орган растения. | | | | | | | | | | | | | | Орган цветка. | | | | | | | | | | | | | | 1 – корень, 2 – побег, 3 – венчик, 4 – пест, 5 – плод, 6 – цветок, 7 – чашечка, 8 – тычинка,9 – цветоложе, 10 – семя ,11-почка, 12-лист, 13-чашелистики. Учащиеся позиционируют приготовленные дома работы: «Визитная карточка (например) примулы» и «Цветы в легендах и преданиях». | -Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания - учителя(Р) Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р) Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К) |
2. Этап мотивации знаний. 3. Актуализация знаний. | Учитель: Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия. А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?(Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают) - Что за царство-государство? (Царство растений.) - Кто его жители? (Цветковые растения.) - Кто гости заморские? (Насекомые.) - Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.) - А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.) Учитель: Итак сформулируйте тему урока. На экране слайд-тема урока по презентации- «Соцветие» Что же такое – соцветие? С какой целью природа создала их? Почему цветки сгруппированы в соцветие? Вот на эти ключевые вопросы вы должны ответить в конце урока. (Вопросы выписаны на доске) Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации.Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит дляпривлечение насекомых – опылителей. Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие). . Простые соцветия более разнообразны: - кисть (ландыш) - головка (клевер) - початок (кукуруза) - колос (подорожник) - зонтик (примула) Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка: - метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница) Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя фрагменты презентации н и схемы в учебнике. Учитель:Теперь, когда мы знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания: У вас на столах лежат гербарии разных растений, фотографии.Пользуясь таблицей и схемой, - разложите все гербарии на 3 группы: (одиночные цветки, простые соцветия, сложные соцветия; - определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в тетрадь. Карточки-схемы. и прочие. одиночные цветки – тюльпан; простые соцветия – ландыш, клевер, нивяник; сложные соцветия – рябина, спирея, мятлик. Виды соцветий: кисть, головка, корзинка, сложный щиток, метелка, сложный колос соответственно.) Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма). | - Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) -Умение делать выводы по результатам работы(Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р) -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К) -контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К) -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К) Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное(М) |