СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку по теме "Плоское зеркало"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В технологической карте представлен полный сценарий урока. В приложениях задачи для контроля. Урок составлен по современным требованиям ,т.е. с учетом УУД

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по теме "Плоское зеркало"»

Технологическая карта урока

ФИО Михалева Надежда Александровна МБОУ Ивановская СОШ Ильинский район

Тема: «Плоское зеркало»

Результаты:

личностные

метапредметные

предметные

  • осознание значимости данной темы для формирования естественно-научного познания картины мира

  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности


Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

  • умение структурировать знание (построение алгоритма)

  • умение анализировать информацию, представленную в виде чертежа, схемы, таблицы

  • умение обобщать и делать выводы

  • умение анализировать и оценивать деятельность на уроке

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • умение сотрудничать в группе (управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)

Базовый уровень - по стандарту и программе:

  • ученик научится

- объяснять получение изображения в плоском зеркале

- анализировать свойства изображения в плоском зеркале

- решать задачи с использованием геометрической модели построения изображения


Повышенный уровень:

  • ученик получит возможность научиться

- приводить примеры практического применения плоского зеркала

- объяснять принцип действия оптических приборов

- использовать знания о плоском зеркале в повседневной жизни для обеспечения безопасности


Базовые технологии: личностно-деятельностное обучение; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий








Этап урока и его цель

Результат

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Комментарий

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Самооценка готовности к уроку. (Р)

Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок


2.Актуализация знаний

Цель: организация восприятия задания обучающимися

Умение определять результат, цель и способ деятельности. (Р)

Систематизация имеющихся знаний о зеркальном отражении и законе отражения, видах зеркал (п)

Задание: (ситуационная задача) «Мир зазеркалья»

-Кого мы видим, глядя в зеркало? Если вы уверены в том, что видите себя, глядя в зеркало, то к концу урока от вашей уверенности не останется и следа.

- Что нужно изучить, чтобы решить данную задачу?

Тема урока «Плоское зеркало»

-Заполните первые две колонки таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал


-Что мы уже знаем по данной теме?

-Что хотите узнать?

На основе вопросов учеников обобщаются и записываются на доску задачи урока









- зеркало




Ученики работают индивидуально





Несколько учеников представляют результаты своей работы








Приложение 1

3. Введение нового знания.

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

Умение

- объяснять получение изображения в плоском зеркале

- анализировать свойства изображения в плоском зеркале

- умение структурировать знание (построение алгоритма)

(мп)

-умение обобщать и делать выводы (МП)

-приводить примеры практического применения плоского зеркала(п)

-Сотрудничать в группе, паре (МК)




Работа с текстом. Ответы на вопросы: Что такое зеркало? Для чего предназначено зеркало? Какое изображение дает плоское зеркало?

Контроль: коллективное обсуждение ответов

Исследование особенностей изображения в плоском зеркале.

Работа в группах.

-Задание: провести эксперимент и сделать вывод

Задания по группам

1 группа: Получите в зеркале изображение шахматной фигуры. Рассмотрите изображение. Переверните фигуру. Поставьте рядом две разные по высоте фигуры. Рассмотрите изображения. Сделайте вывод.

2 группа: На столе перед зеркалом вплотную к нему расположите линейку и установите карандаш. Рассмотрите изображение предметов. Приближайте и удаляйте карандаш от зеркала. Сделайте вывод.

3 группа:

На листе бумаги напишите несколько печатных букв и прочтите их в зеркале. Напишите буквы, которые и в зеркале читаются правильно. Повторите опыты со словами. Напишите зеркальное слово на бумаге и прочтите его в зеркале. Сделайте вывод.

Представление результатов работы групп

-На основе полученных выводов составьте характеристику изображения в плоском зеркале с помощью таблицы








-Чтобы представить, как получается изображение в зеркале, проанализируйте чертеж на рисунке и составьте алгоритм построения изображения светящейся точки из следующей последовательности действий: Построить зеркало в «профиль», построить отраженные лучи, выделить пересечение лучей точкой- это будет изображение, отметить светящуюся точку, выделить три луча, падающих на зеркало, продлить отраженные лучи за зеркало. (работа в парах).

Выполнить построение по алгоритму в тетради (Взаимоконтроль с помощью линейки)

- Приведите примеры использования зеркал в различных областях, например, в технике, медицине, быту. Представьте данную информацию в виде таблицы или схемы. (работа в группах)

Самостоятельно читают текст, заполняют опорный конспект








Выполняют эксперимент, формулируют выводы






















Выступают по одному ученику от группы


-Изображение в плоском зеркале мнимое, расположено за зеркалом, на расстоянии равном расстоянию от предмета до зеркала, размеры изображения равны размерам предмета. Предмет и изображение в плоском зеркале представляют симметричные фигуры.

Составляют алгоритм в парах

1.Построить зеркало в «профиль»,

2.отметить светящуюся точку, 3.выделить три луча, падающих на зеркало,

4.построить отраженные лучи, 5.продлить отраженные лучи за зеркало,

6.выделить пересечение лучей точкой - это будет изображение

Приложение 2

4. Воспроизведение нового знания.

Цель: организация совместной деятельности для отработки новых алгоритмов и понятий

Умения:

-решать задачи с использованием геометрической модели построения изображения (п)

- проводить оценку деятельности (Р)


Как будете действовать, чтобы решить задачу: В какой точке находится изображение источника света L в плоском зеркале MN?

Контроль: проверьте по эталону, предложенному учителем (взаимоконтроль)


Выполняют построение индивидуально











Приложение 5

5. Первичное закрепление

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

объяснять принцип действия оптических приборов (Пр)

умение сотрудничать в группе (К)

-Объясните принцип действия перископов, используя схемы, выбрав один из вариантов (работа в парах)

Представление нескольких вариантов ответов.

Работают в парах

Приложение 6

6. Тренинг

Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

Умение использовать знания о плоском зеркале в повседневной жизни для обеспечения безопасности

- для чего при организации дорожного движения используются различные светоотражающие элементы (значки, полоски на одежде, специальное покрытие дорожных знаков)

(коллективное обсуждение)

Высказывают свою позицию


7. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

умение анализировать и оценивать деятельность на уроке


-Заполните третью колонку таблицы ЗХУ и проанализируйте вторую и третью колонки таблицы, получили ли вы ответы на вопросы.

-оцените важность изученной темы

- вернемся к нашей задаче, поставленной в начале урока- Кого мы видим, глядя в зеркало?

Заполняют таблицу








8. Домашнее задание


Комментирует содержание Д/З

Слушают, записывают

Приложение 7

Приложение 1


Знаю

Хочу узнать

Узнал










Приложение 2

Зеркала, как правило, изготавливаются из стекла, которое имеет отражающее покрытие. Они используются не только в быту, но и на производстве, и являются важным компонентом многих научных инструментов, таких как телескопы, промышленное оборудование, видеокамеры и лазеры. Люди впервые увидели свое отражение в лужах воды, ручьях, речной глади, которые стали первыми зеркалам – так началась их долгая история.

Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова и платины, относящиеся к эпохе Бронзы.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, а точнее — с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех. И эти аксессуары начали активно применяться во всех сферах жизни. А в XVI веке зеркала стать частью мистических ритуалов и таинственного колдовства.

Плоским зеркалом называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет. Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, т. е. там, где предмета нет на самом деле.

  • Что такое зеркало?

  • Для чего предназначено зеркало?

  • Какое изображение дает плоское зеркало?


Приложение 3

1 группа: Получите в зеркале изображение шахматной фигуры. Рассмотрите изображение. Переверните фигуру. Поставьте рядом две разные по высоте фигуры. Рассмотрите изображения. Сделайте вывод.

2 группа: На столе перед зеркалом вплотную к нему расположите линейку и установите карандаш. Рассмотрите изображение предметов. Приближайте и удаляйте карандаш от зеркала. Сделайте вывод.

3 группа:

На листе бумаги напишите несколько печатных букв и прочтите их в зеркале. Напишите буквы, которые и в зеркале читаются правильно. Повторите опыты со словами. Напишите зеркальное слово на бумаге и прочтите его в зеркале. Сделайте вывод.


Характеристики изображений


Мнимое - получается при пересечении продолжения преломлённых лучей в обратную сторону.

Прямое

Увеличенное по сравнению с размерами самого предмета

Уменьшенное по сравнению с размерами самого предмета

Действительное - создаваемое сходящимися пучками реальных световых лучей в точках их пересечения.

Перевернутое

Равное по сравнению с размерами самого предмета


Приложение 4



  • Построить зеркало в «профиль»,

  • построить отраженные лучи,

  • выделить пересечение лучей точкой - это будет изображение,

  • отметить светящуюся точку,

  • выделить три луча, падающих на зеркало,

  • продлить отраженные лучи за зеркало.



Приложение 5

В какой точке находится изображение источника света L в плоском зеркале MN?



Приложение 6

Рассмотрите рисунок и объясните действие перископов.


Приложение 7

Домашнее задание:

  • Прочитать § учебника.

  • Подготовить сообщение или презентацию о применении зеркал

  • «Это интересно»: Объяснить фокус с зеркалами «Говорящая голова»

  • Создайте проект по теме «Загадки калейдоскопа»

  • Решите задачу:  Уче­ни­ки ис­сле­до­ва­ли со­от­но­ше­ние между ско­ро­стя­ми ав­то­мо­биль­чи­ка и его изоб­ра­же­ния в плос­ком зер­ка­ле в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с зер­ка­лом (см. ри­су­нок).Про­ек­ция на ось Ох век­то­ра ско­ро­сти, с ко­то­рой дви­жет­ся изоб­ра­же­ние, в этой си­сте­ме от­сче­та равна

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!