2 мин 3 мин | В Ы З О В | Слово учителя: - Здравствуйте, дети! Садитесь. Слово учителя: - Начнём мы сегодняшний урок с небольшой лексической разминки. Сначала вспомните какие слова мы называем антонимами? Посмотрите на слова, данные на экране, и подберите к ним антонимы. Родной- Неряшливый- Горький- Светлый- Ложный- Разбитый- Пассивный- Слово учителя: - Друзья мои, должна сказать, что тема уроков зашифрована в словах, которые вы назвали. Вопрос: -Как она будет звучать? Слово учителя: -Итак, сегодня мы продолжим говорить о частицах Вопрос: - А что вы знаете об этой части речи? Вопрос:- Для чего служит частица как часть речи? | Вспоминают, что такое антонимы. Ребята подбирают антонимы к данным на экране словам. Работа осуществляется фронтально, на экране появляются подобранные слова. Дети отвечают на вопросы. | Слова одной и той же части речи с противоположным значением. Выразительное средство создания контраста. Чужой Аккуратный Сладкий Тёмный Истинный Целый Активный Частица Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. Служит для образования форм слова. |
5 мин. | П Р О В Е Р К А Д О М А Ш Н Е Г О З А Д А Н И Я | Слово учителя: - Ребята проверим домашнее задание, которое было задано на предыдущем уроке. Вопрос: - Что было задано? Вопрос: - Какие задания были вами выполнены в упражнении ? Слово учителя: - Прочитайте текст « Мама» К. Ибряева выразительно, с чувством восторга. Слово учителя: - Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка выполнения д/з. Вспомните пожалуйста критерии оценки. Вариант правильного выполнения на экране. Слово учителя: В этом предложении подчёркнуты только главные члены предложения . назовите сами второстепенные члены предложения какие вы выделили в этом предложение.. - Посмотрите внимательно на экран, и скажите, какая ошибка там допущена. | Дети с выражением читают данный текст.(2 человека) Учащиеся меняются тетрадями и проверяют выполнение д/з, сверяя его с правильным вариантом на экране. Ребята сами называют второстепенные члены предложения. | Упражнение № 362. § 63 Прочитать с чувством восторга, выписать слова с формообразующими частицами. …Мама! Мама! С именем этим Я бы хотел подняться в ракете Выше самых высоких туч. Взял бы цветов – миллион букетов И разбросал бы их над планетой. Мамы получат их, улыбнутся – И сразу повсюду наступит лето. ( на мультимедиа) 1.Я бы (хотел)- условное наклонение. Взял бы (цветов)- условное наклонение. И разбросал бы (их)- условное наклонение. 2. 1.Именем - сущ. (чем?) 2. Н.ф.- имя Пост. пр.- нариц., неодуш., ср.р., разноскл. Непост.пр. - в ед.ч., Т.п. 3.Хотел подняться (с чем?) с именем 3. Мамы получат их, улыбнутся – И сразу повсюду наступит лето. ( повест., невоск., СП, СБП, состоит из 2 ПП) ….И сразу повсюду…. Это обстоятельство, потому что отвечает на вопросы, наступит (когда?) сразу, наступит (где?) повсюду, местоимение их- дополнение т.к. отвечает на вопрос (кого?) |
2 мин. 4 мин. | | Слово учителя: - Итак, тема урока сегодня, как вы думаете какая7 « Смысловые частицы » 2 Слово учителя: . – Цель урока познакомится со смысловыми частицами и закреплять умение отличать частицы от других частей речи. - Ещё смысловые частицы называют модальными. В толковом словаре Ожегова даётся такое определение модальности. - Прочитай нам этот текст. Модальность . В языкознании: категория, обозначающая отношение говорящего к содержанию высказывания (к действительности) и выражающаяся категориями наклонения глагола, интонацией, модальными словами (например, должен, возможно, необходимо.) ( определение высвечивается на экране) Слово учителя: Попробуйте своими словами сформулировать определение. Слово учителя: -Хорошо, а теперь обратимся к учебнику , & 64 стр.171. Вопрос: - Какова роль смысловых частиц? Вопрос:- Что выражают смысловые частицы? Вопрос: - В каких стилях речи чаще всего употребляются смысловые частицы? Слово учителя: - Возьмите свои кластеры и дополните их новой информацие Вопрос: - У всех так? Есть что дополнить? | Ученик читает определение на экране мультимедиа . Своими словами дают определение модальности. Работа с учебником. Ученик читает параграф, разбираем примеры всем классом. Отвечают на вопросы. Самостоятельная работа на местах. Позже 1человек у доски с целью проверки. | Смысловые частицы Модальные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение. Выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. Употребляются чаще всего в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи |
5 мин. 2 мин 3 мин. 5 мин. | З А К Р Е П Л Е Н И Е П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В | 3. Слово учителя: - Обратимся к учебнику, упражнение №.369 - Сформулируйте свою задачу при выполнении упражнения. Вопрос: Какие ещё задания даны в упражнении? Слово учителя: - В причастии .не относящийся тоже есть частица. Не относится к отрицательным частицам, которые мы будем изучать позже .А сегодня состоялось предварительное знакомство. Кстати ,ребята, слово предварительный является словарным словом. Возьмите тетради и запишите словарные слова: предварительный и чемпион. Слово учителя: - Поработайте в парах, составьте с ними предложения, используя смысловые частицы, устно. Слово учителя: - Хотелось бы узнать, насколько хорошо вы разобрались в том, что мы сегодня изучали на уроке. Для этого попрошу вас индивидуально поработать с карточкой Какую роль выполняют частицы как служебные слова? а/ они придают смысловые оттенки членам предложения или предложению в целом, а также служат для образования различных грамматических форм. б/ они выступают средством связи между частями сложного предложения. в/ они являются средством связи между членами предложения. г/ они связывают второстепенные члены предложения. 2. 2. Являются ли частицы знаменательной частью речи? а/ да б/ нет Различаются ли частицы по своему значению? а/ нет б/ да 4. Могут ли частицы участвовать в образовании новых слов? а/ да б/ нет 2 Слово учителя: - А теперь обсудим в группах, чем вам показалась интересной частица. Составьте синквейн «Частица». На эту работу отводится 3 минуты. ПЛАН: Слово учителя: Прочитайте, что у вас получилось. Слово учителя: Вы хорошо поработали. Скажите, что сегодня на уроке мы делали? Сформулируйте тему урока? | Формулируют задание упражнения. Комментированное письмо. Заменяют ли на вряд ли // едва ли. 3 человека работают у доски: - разбор по составу -синтаксический разбор предложения - морфологический разбор Учащиеся записывают слова в тетради: чемпион, предварительный Словарная работа. Работа в парах устно. Самостоятельная работа. Дети работают с карточками, выделяя правильные ответы. Работа в группах. Дети работают группами по 4 человека. (творческое нестандартное задание ) | Надо списать, заменяя в каждом примере частицу ли частицами, служащими для выражения сомнения. Ответить на вопрос: Как при этом изменится интонация? В твоем докладе мало живых примеров. Вряд ли он понравится слушателям. В докладе ты нескромно говоришь о себе и своих успехах Едва ли это одобрят ребята. Доклад у тебя длинноват. Едва ли ты закончишь его за полчаса. В середине доклада ты затрагиваешь интересный, но не относящийся к теме вопрос. Вряд ли стоит это делать? слушателям Вряд ли одобрят это ребята. ( повест., невоск., П. П., двусост., полное, распр.) 1 .Не относящийся – причастие (какой?) 2. Н.Ф.- не относящийся пост.пр.-действ., наст. вр.,несов.в. непост.пр. - в И.п., ед.ч., м.р. 3. Вопрос (какой?) не относящийся Вряд ли наша футбольн6ая команда станет чемпионом Европы. Вот он стал чемпионом . Разве предварительная работа не нужна. Неужели сок «Чемпион» необходимо предварительно взболтать?
Какую роль выполняют частицы как служебные слова? а/ они придают смысловые оттенки членам предложения или предложению в целом, а также служат для образования различных грамматических форм. б/ они выступают средством связи между частями сложного предложения. в/ они являются средством связи между членами предложения. г/ они связывают второстепенные члены предложения. 2. 2. Являются ли частицы знаменательной частью речи? а/ да б/ нет 3 . 3. Различаются ли частицы по своему значению? а/ нет б/ да 4. Могут ли частицы участвовать в образовании новых слов? а/ д б/ нет частица. маленькая, служебная. вносит, дополняет, отрицает. частица всегда пригодится. 5. понравилась! частица. служебная, формообразующая. образует, выражает, служит. частицы зачастили в гости… знания! |