Мир живой природы на планете Земля удивителен и многообразен. Тысячелетиями человек накапливал знания о мире живой природы. Каждый год учёные описывают десятки новых представителей живых организмов. -Как вы думаете, сколько видов живых организмов обитают на нашей планете? - Как проще изучать многообразие организмов? - Как называют самые крупные группы организмов? -Какие царства живых организмов вы знаете? -Определите численность видов организмов различных царств, используя текст учебника | Высказывают своё мнение Делить их на группы Царства Растения, Животные, Грибы, Бактерии Заполнение таблицы, представление результатов Царства | Число видов | Бактерии | 10 000 | Грибы | Более 100 000 | Растения | Около 350 000 | Животные | 1 млн. 500 тыс. | Общее количество | 2 млн. | | Работа с текстом учебника с.35 | Анализ ответа учеников. Оценка учащимися правильности заполнения таблицы | Учебник |
Блок А Классификация организмов Задание 1 Найти в тексте определение понятий классификация, систематика Задание 2 Прочитать текст учебника с.35-37, познакомиться с основными систематическими единицами, выстроить систематические единицы интерактивного пособия с наименьшей единицы классификации – вида Вспомни, кто впервые в биологии создал классификацию организмов? Блок Б Признаки царств живых организмов На основании каких признаков живые организмы объединяют в отдельные царства? Посмотрите внимательно информацию из электронного пособия Познакомьтесь с изображением представителей различных царств Прочитайте информацию о признаках царств на карточке, выданной учителем и выделите особенности 1 группа – характерные для царства Растений 2 группа – характерные для царства Животных 3 группа – общие для животных и растений. Блок В «Вирусы – неклеточные формы жизни» Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Мы изучили 4 царства живых организмов, все они имеют клеточное строение. Как вы думаете, есть ли другие формы жизни на планете? Учащимся предлагается рассмотреть изображения клеток растений, животных, бактерий и изображение вирусов. Найдите отличия между клетками организмов и вирусами. Проблемный вопрос: можно ли считать вирусы клеточной формой жизни? Можно ли считать вирусы живыми организмами? Прочитать текст на с.37, дать ответ на вопрос. Какое значение имеют вирусы, являясь внутриклеточными паразитами? Используя текст учебника с.37, составить схему (кластер) «Значение вирусов» | Работа с текстом учебника, запись в тетрадях определений: Классификация – распределение организмов по группам. Систематика – раздел биологии, посвящённый классификации организмов Работа с текстом учебника и интерактивным пособием «Систематические единицы», выстраивание последовательности систематических единиц: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. К. Линней (с.31) Это особенности строения и жизнедеятельности После просмотра информации из ЭОР изучают карточки с признаками организмов, выбирают нужные утверждения: Питаются готовыми органическими веществами. Состоят из клеток. Питаются, используя солнечную энергию. Дышат. Активно двигаются. Неподвижны. Способны к развитию. Растут в течение всей жизни. Имеют ограниченный рост. Имеют сложное поведение. Анализируют наглядные пособия с изображением клеток и вирусов Отвечают на проблемный вопрос, решают возникшие затруднения, делают выводы. Вирусы не имеют клеточного строения! Это внутриклеточные паразиты. Работа с текстом, изучение особенностей строения вирусов, поиск у вирусов признаков живых организмов (есть молекулы органического вещества, которые хранят наследственные признаки, покрыты белковой оболочкой, в клетке живут и размножаются) Живут и размножаются в живой клетке, вызывая различные заболевания. Поиск информации по значению вирусов | Активное чтение, выделение из текста нужной информации Работа с текстом учебника. Работа в паре с интерактивным пособием «Систематические единицы» Работа в группе, формулировка правильных ответов Задание «Распредели понятия» Работа в паре, решение проблемных ситуаций Задание «Найди отличия» Индивидуальная работа с последующим обменом информации Работа в паре, составление кластера «Значение вирусов» (вызывают заболевания человека, животных, растений, используются для борьбы с некоторыми бактериями) | Взаимная оценка устных ответов Самооценка ответов, сравнивая с эталоном Задание «Выбери правильные ответы» Взаимная оценка ответов Оценка полноты ответов на проблемные вопросы Взаимооценка ответов Оценка правильности и полноты составления схемы | Учебник Интерактивное динамическое пособие, учебник ЭОР «Признаки растений и животных», иллюстрации с изображением растений и животных, карточки с признаками живых организмов Таблицы и рисунки учебника с изображением клеток различных царств живых организмов и вирусов, текст учебника Текст учебника, с.37 |
Вспомните поставленную цель урока, достигли ли мы её? Задание: используя рабочую тетрадь к учебнику, выполнить задания на закрепление материала. 1 группа – Царства живой природы (задание 1,3, с.25,26) 2 группа – Классификация организмов (задание 2,с.25) 3 группа – Вирусы (задание 4. С.26) | 1 группа выполняет задание, проверяет ответ 2 группы. 2 группа выполняет задание, проверяет ответы 3 группы. 3 группа выполняет задание, проверяет ответы 1 группы | Работа в группах | Взаимная оценка ответов групп, приём «цепочка» | Рабочая тетрадь по биологии с печатной основой, с.25-26 |