Тема урока | Вулканы. Горячие источники. |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ) |
Цель | сформировать представления о происхождении вулканов, гейзеров; ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов. |
Программно-технические средства на уроке | мультимедийный проектор |
Учебно-наглядный комплекс | Физическая карта полушарий, физическая карта России, коллекция минералов и горных пород; картины и фрагменты фильмов о вулканах и гейзерах, книги. |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Умение использовать географическую карту как источник информации о вулканах, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
| Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира Метапредметные Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: освоить информационно –технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах). Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
Основные термины и понятия | очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканические бомбы,действующий вулкан, потухший вулкан, гейзер. Знакомство с географическими объектами: Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килауэа, Килиманджаро, Эльбрус.
Районы гейзеров: Камчатка, Новая Зеландия, Исландия, США. |
Задачи урока | Образовательные: узнать причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения по Земле.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся: общеучебных умений – работа с учебником, составление схем; специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий); интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины |
Межпредметные связи | География- история (мифы греков и римлян)- литература (стихи А.С. Пушкина «Везувий зев открыл…) – ИЗО (иллюстрация «Последний день Помпеи») |
Ресурсы: - основные -дополнительные | География. Землеведение. 6 класс. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Мультимедийное сопровождение урока географии «Вулканы» презентация. Карточки с заданием на определение объекта по координатам. Карточки «Рефлексия урока» | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что география приносит нам много нового и интересного. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. | Готовятся к работе. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Географический диктант. На доске: 1.литосфера 2. сейсмограф 3. эпицентр 4. ядро 5. землетрясение Учитель диктует правило, учащиеся выбирают понятие из представленных. Подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями. Земная кола и верхняя, твердая часть мантии. Пункт на поверхности Земли, расположенный над очагом землетрясения. Внутренняя часть Земли, расположенная под мантией. Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. По завершению: Обмениваются в парах работами. Проверка. Учитель читает правильные ответы. Учащиеся оценивают результат. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание. |
3.Постановка учебной задачи | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. -Почему землетрясения чаще всего происходят в сейсмически активных зонах? Покажите на карте районы, где могут быть землетрясения. Какие формы рельефа в этих районах? Слайд с изображением действующего вулкана. Что это за гора? (вулкан, огнедышащая гора) Какое явление мы видим? (извержение вулкана) | Ставят цели. Сегодня на уроке мы говорить о вулканах. узнаем: почему образуется вулкан, откуда у него такое название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени. Сегодня мы узнаем новый процесс, происходящий внутри Земли- вулканизм. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные:общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
4.Проблемное объяснение нового знания | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Откуда пошло название «вулкан»? (сообщение учащегося) Древнегреческий миф о поединке Зевса с Тифоном. Древнеримский миф о боге кузнечного дела Вулкане. Кто занимается изучением вулканов? Сейсмограф-вулканолог. Ученый-сейсмограф на краю кратера вулкана. Проблема! Что мы видим на схеме? Строение литосферы. Что можно сказать о земной коре на схеме? Что такое мантия? Какая её температура? -Что представляет собой вулкан? Где бывают вулканы? (на дне океана, на суше) Что такое лава? | Рисуют вулкан в разрезе и подписывают : Кратер, жерло, конус Кратер–чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы… Жерло – канал по которому движется лава Очаг магмы–расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии Лава– излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час. Вывод: Земная кора тоньше под океаном. Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов. На суше в зоне разломов; На дне океанов лава прожигает земную кору.(запись в тетрадь) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные:моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5.Реализация построенного проекта | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Докажите, что на дне океанов будет больше вулканов. Работа с учебником. Давайте определим какими бывают вулканы. (работа по презентации: учащиеся в тетради подписывают слайды) ???? (действующие) ???? (потухшие) Ключевская Сопка. Эльбрус-уснувший вулкан. (краеведение) Вулканическое озеро в кратере потухшего вулкана. Взаимопроверка по ЭТАЛОНУ. (слайды) | Работают в соответствии с составленным планом. Самостоятельно дают определение вулкану. Высказываются. Вулкан- это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава. Действующий вулкан- вулкан постоянно или периодически извергающийся на памяти человечества. Потухший-вулкан, об извержении которого не сохранилось никаких сведений. Уснувший- вулкан , который бездействует много тысяч лет, но может проснутся. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные:общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
6.Обобщение новых знаний | Устанавливает осознанность восприятия. С вулканами рядом встречается ещё одно природное явление. Скажите, что это за явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара? (гейзер) Почему гейзеры встречаются там, где вулканы? Гейзеры Н. Зеландии. Вулканические газы, пепел, бомбы. Базальт-магматическая порода. (демонстрация коллекции минералов) | Выполняют задания с объяснением. Слайд: МАНТИЯМАГМА ЛАВА Работа в парах. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные:общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний На слайде стихотворение А.С. Пушкина. Какие продукты извержения описываются в стихотворении? Запишите в тетрадь и проверьте друг у друга. Везувий зев открыл – Дым хлынул клубом – пламя, Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, Под воспалённым прахом. Толпами, стар и млад, Бежит из града вон. «Последний день Помпеи» К.П. Брюллов | Самостоятельная работа, осуществляют самопроверку. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
8.Включение в систему знаний | Организует выполнение творческого задания Работа в паре. 1) найти вулкан по координатам.. (работа по карточкам) Основные вулканы Земли: - 56ос.ш. 160ов.д. 37ос.ш. 139ов.д. 41ос.ш. 12ов.д. 38ос.ш. 14ов.д. 43ос.ш. 43ов.д. 8ою.ш. 105ов.д. 3ою.ш. 38ов.д. 19ос.ш. 98оз.д. 1ою.ш. 79оз.д. Проблема. А бывает ли от вулканов польза человеку? | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. Фронтальная проверка. -Назовите вулканы. 1.Ключевская Сопка - 4750м 2. Фудзияма - 3776м 3. Везувий 4. Этна 5. Эльбрус (потухший) - 5642м 6. Кракатау 7. Килиманджаро 8. Орисаба 9. Котопахи Грязевые вулканы. Добыча серы и рудные полезные ископаемые. Горячие источники на службе у человека. | Регулятивные:саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные:общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
9.Рефлексия деятельности | Организует рефлексию - Над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какие процессы в литосфере мы уже знаем? Опасны ли извержения вулкана для человека? -Ярким примером может быть картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» - Ребята, у вас на столе лежат сигнальные карточки. 1.Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. 2.А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. Закончите предложение: 1.Сегодня на уроке я узнал… 2.Эти знания мне пригодятся… | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. У каждого ученика сигнальные карточки. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные:смыслообразование. |
10. Домашнее задание | §17 стр.58-63, творческое задание по краеведческому материалу: подготовить презентацию по о грязевых вулканах Азовского моря. Об уснувшем вулкане- Эльбрусе. | | |
11.Организация на перемену. | -Урок окончен. Спасибо за работу на уроке. | | |