1. Оргмомент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. Я рада вас видеть и хочу начать урок с вами! Желаю вам хорошего настроения и успехов! Будь внимательней, дружок. Начинаем мы урок. Посмотрите, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». | Приветствуют учителя, садятся. Проверяют наличие книг, тетрадей и ручек | К Р |
2. Актуализация знаний | Ребята, давайте вспомним, что вы уже умеете делать! Для этого выполним задания: Задача [СЛАЙД1): Для украшения праздника купили 100 шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары? (на слайде ответ) Задача (СЛАЙД2): В магазин привезли 6 кг картофеля. До обеда 2/3 всего количества продали. Сколько килограмм картофеля продали до обеда ? (на слайде ответ) Задача (СЛАЙД 3): 20 солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. 9/10 было усатых. Сколько было безусых солдат? (на слайде ответ) (СЛАЙД 4): Перед вами числа. Как они называются? Прочитайте их: На слайде обыкновенные дроби – правильные, неправильные, смешанные Вопрос: на какие группы можно их разделить? | Дети отвечают на вопросы: 19/100 4 кг 1/10, то есть 2 солдата. Обыкновенные дроби Читают дроби по очереди, поднимая руку Правильные/неправильные, смешанные числа | П П, К |
3. Мотивация обучающихся Постановка темы и целеполагание | (СЛАЙД 5): В XV веке, в Узбекистане, жил математик и астроном Аль-Каши. Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца и ему требовалось записывать дроби в одну строку. Аль-Каши написал книгу «Ключ к арифметике», в которой показал, как это делать. Он отделял целую часть от дробной то запятой, то вертикальной чертой, то использовал чернила черного и красного цветов. Итак, вы изучили обыкновенные дроби. Давайте подумаем, как называются такие дроби, о которых писал Аль-Каши.
(СЛАЙД 6] На слайде вы видите обыкновенные дроби, прочитайте их. Что интересного вы заметили? Верно. Эти дроби перед вами, Полюбуйтесь ими сами. В знаменателе, смотри: Единица и нули! Ребята, а можно предтавить число 100 в виде произведения 10*10? (щелчок, и вместо 100 – 10*10) А вместо 1000 что мы можем написать? (щелчок, и вместо 1000 – 10*10*10) Итак, что у нас получилось везде в знаменателях? Выкл экран Из множества чисел мы выделили те, у которых в знаменателе ДЕСЯТКИ. Вывод: все ли дроби можно заменить десятичными? (1/3) Давайте подумаем, как называются такие дроби (от слова десять – КАКИЕ дроби?) Как же их записать в строку? Чем будем отделять целую часть от дробной? В настоящее время принято это делать при помощи запятой. Давайте попробуем это сделать: Вкл экран На интер.доске [СЛАЙД 7] таблица с дробями | | 1/10 | 0,1 | 2 17/100 | 2,17 | 115/1000 | | 3 7/10 | | 7/100 | | 41 15/10.000 | | 60/10 | | выкл доску
Итак, мы столкнулись с проблемой. Значит, что мы сегодня будем изучать? Какая тема нашего урока? Верно! Но я немного переформулирую тему – ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ. Откройте учебник на стр. 180, найдите там эту фразу. Все нашли? Итак, откроем тетрадочки, подпишем «Классная работа», сегодня 10.02, запишем тему урока. Давайте определим цели нашего урока: чему мы должны сегодня научиться? Записать мелом цели в виде кластера на доску Дес дроб
записывать дес др
читать дес др
правило
| Слушают учителя У всех в знаменателе 1 и нули (10, 100, 1000) да 100*10, или 10*10*10 Десятки! нет десятичные запятой/верт.чертой и т.п. 0,115 3,7 ? (ответы разные) ? (ответы разные) десятичные дроби записывают тему в тетради. - записывать десятичные дроби - читать десятичные дроби - может быть даже сформулировать правило представления обыкновенных дробей в виде десятичных | К Л П К П Л,П К Л К, П Р |
4. Этап изучения нового материала | Вспомним, какие затруднения у нас были при заполнении таблицы? Вспомните, какую закономерность заметили при заполнении? Вкл экран Давайте попробуем еще раз заполнить похожую таблицу! [СЛАЙД 8] Вкл экран
об др | кол-во 0 | кол-во цифр после запят | дес др | 1/10 | Уже показаны | | 0,1 | 2 17/100 | Уже показаны | | 2,17 | 115/1000 | Уже показаны | | 0,115 | 3 7/10 | Уже показаны | | 3,7 | 7/100 | | | | 41 15/10.000 | | | | 60/10 | | | | Вывести на экран правильные ответы
Сформулируем правило: чтобы записать обыкновенную дробь с десятками в знаменателе в виде десятичной, нужно
Выкл экран
В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – «Арифметике». Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями У вас на столах лежат карточки с заданиями (КАРТОЧКА 1). Вы видите таблицу, в первой строке которой расположены обыкн.дроби и смеш.числа. Вам нужно под каждым таким числом (дробью) написать его же в десятичной записи.
123/1000 | 15/10 | 15/100 | 3 25/100 | 7/1000 | 7/100 | 3 25/1000 | 7/10 | 264/1000 | 0,123 | 1,5 | 0,15 | 3,25 | 0,007 | 0,07 | 3,025 | 0,7 | 0,264 | М | А | Г | Н | И | Ц | К | И | Й | Проверить, поставить в лист самооценки плюсы за правильные ответы Вкл доску, (СЛАЙД 9) На обороте вы видите десятичные дроби, рядом с которыми буквы. Расположите, пожалуйста, эти буквы в таблице соответственно вашим записям. Проверим (СЛАЙД 9) Прочитайте фамилию автора учебника математики, по которой учился сам М.В. Ломоносов (СЛАЙД 10) Магницкий Леонтий Филиппович (написал книгу в 1703 г) Выкл доску
| Не все дроби смогли правильно записать Количество цифр после запятой равно количеству нулей в знаменателе обыкн.дроби Подсчитать число нулей, и предложить дополнить нулями число 7 (07), после чего записать 0,07; 0,0015 Написать 6,0, но понять, что если дробной части нет, то ее можно не писать, то есть ответ «6». - уточнить число цифр после запятой, - записать целую часть (она м.б. равна 0) - поставить запятую - записать числитель дробной части обыкн. дроби Записывают числа Ставят + в листы самооценки Пишут буквы. Магницкий | Р П П Л Л |
5. Физкультминутка. | Давайте немного отдохнем. Сели ровно, удобно. Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшщебным засыпам… Дышится легко… ровно… глубоко… Наши ркуки отдыхают… Отдыхают… засыпают… Шея не напряжена И расслаблена… Пауза Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать (на ноги) Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем! Потянулись! Улыбнулись! (открывайте глаза) Поднимает руки класс – это раз Повернулась голова – это два Руки вниз, вперед смотри – это три Руки в стороны пошире развернули на четыре С силой их к плечам прижать – это пять Всем ребятам надо сесть – это шесть. | Выполняют упражнение | Л |
6. Закрепление изученного материала | 1. работа в тетради (самостоятельно): Найдите, пожалуйста, перед собой на партах КАРТОЧКУ №2 Работаем в тетради. Выпишите из карточки в тетради правильные дроби в столбик, заменив их десятичными. Например, 2/10=0,2 (пишу на доске) Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными Вкл доску Поменяйтесь, пожалуйста, листочками и провеерьте друг друга, поставьте «+» напротив каждого правильного ответа (СЛАЙД 11) Поменяйтесь обратно, внесите свои плюсы в лист самооценки Выкл доску 2. А сейчас мы с вами поиграем! Листы с числами детям раздать, запятую одну, вызвать группу из 5 человек. Дети бегают меняются местами, а остальные читают получившиеся дес.дроби. 3. Выполнение №1144 по учебнику Проверка (чтение вслух и сверка, с выставлением плюсов), поставьте «+» напротив каждого правильного ответа, внесите результаты в лист самооц. Если есть еще время, то №1145 | Пишут прав.дроби Пишут неправ.дроби Проверяют друг друга. Вносят плюсы в листы самооценки Игра Выполняют №1144 Проверяют Вносят плюсы в листы самооценки | Л, П К Р Л, К Л, П К, Р |
8, Рефлексия (итог урока) | Ну что ж, вот и время урока подошло к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? Что понравилось? Что интересного вы узнали? Что нового узнали сегодня на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями? Кому еще нужно потренироваться? Какое у вас настроение сейчас? Чтобы поделиться своим настроением, на обороте листа самооценки нарисуйте смайлик: с улыбкой – если все понравилось и было понятно, без улыбки – если было что-то непонятное, и грустный – если совсем ничего не было понятно и не понравилось! Оцените свою работу по шкале отметок (в листках самооценки) Листки самооценки подпишите и сдайте. СПАСИБО ЗА УРОК!!! | Отвечают, пишут | Р |