СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 22. Преступление принцессы Изольды

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6  класс.

Урок 22. Преступление принцессы Изольды

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 22. Преступление принцессы Изольды»

КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 22. Преступление принцессы Изольды

Раздел 2. «Сказки для взрослых»

Рабочее название урока: Где добро и где зло в сказке «Белая цапля»?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель данного урока – проведение исследования на тему: «Что значит творить добро?» на материале сказки Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля».


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.





Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.





2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.





















































































































































































3. Работа с текстом после чтения.


– Мы помним, что в любой сказке обычно добро борется со злом. Какой вопрос мы можем поставить к тексту, который будем сегодня анализировать?
Формулируем тему урока: «Где добро и где зло в сказке “Белая цапля”?»

Далеко на севере (не здесь), среди студёного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило снегом. (Грустная северная природа.)

Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга. Поэтому, когда наступала весна и солнце ласково пригревало землю, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились ещё с осени и которого с нетерпением дожидались целую долгую зиму.

Обыкновенно к этому празднику съезжались в гости чужеземные принцы. Все любили старого короля за ум и редкую доброту, всем хотелось научиться у него заботам о людях, которым, несмотря на стужу и долгую зиму, жилось легко и хорошо в королевстве.

У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. (С. 191–192.)

– Как вы думаете, добра ли была принцесса Изольда?

– В чём состояла её доброта?

– Как вы думаете, почему писатель делает акцент на суровости природы на родине принцессы?

– Чем руководствовалась принцесса, помогая больным и несчастным? (Работа в парах, один доказывает, что главным было искреннее желание помочь, другой – что главным было стремление слушаться отца и выглядеть хорошо в его глазах.)

Читаем на с. 193–194.

«В день моей свадьбы, – весело подумала она, – я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!» (Ей хотелось поразить воображение принца.)

На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд. Придворная швея взялась сделать платье, похожее на снег; мастер взялся приготовить плащ стального цвета – моря; но никто не знал, как сделать убор для головы, который походил бы на стрелки мороза.

Разослали гонцов по всему королевству, обещая награду тому, кто исполнит этот убор, но никто не являлся. Никто не мог выдумать такого убора. (Правильно поступает принцесса? Почему?)

Наконец пришел к Изольде старик, много и долго странствовавший по свету, и сказал, что может сделать убор, только на это необходимо много времени. (В Почему?)

– Далеко на юге (О Наверное, потому что надо ехать далеко.), на берегу одной большой реки, – говорил старик, – живут белые цапли. Их очень много в том краю, потому что их никто не убивает, так как мясо их не годится в пищу, и они живут свободно. Каждую весну у них вырастает на голове белый хохолок, высокий и пышный, с нежными, чудесными волокнами, тонкими, как паутина. В этой стране скоро наступит весна. Нужно торопиться, и если сейчас же поехать туда, то как раз застанешь весну... П

– Так поезжай! – воскликнула Изольда, глядя на старика разгоревшимися от восторга глазами.

– И если достать хохолок и на нём укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает принцесса. Наша весна наступит ещё не скоро. За это время можно съездить и возвратиться как раз к твоей свадьбе. (В Но? О Видимо, есть какое-то препятствие.)

– Но как же достать хохолок? – спросила Изольда, радостная и сияющая.

– Для этого нужно, – ответил старик, таинственно наклоняясь к принцессе, – одну только цаплю... убить. (П Вот оно!)

– Убить?.. (В Прямой авторский вопрос. О Можно ли решиться на это?)

Принцесса опустила руки и грустно покачала головой.

– Нет, – тихо возразила она, – не надо мне такого наряда.

Старик поклонился и вышел. П

Всю ночь не спалось Изольде. (В Почему? О Хотелось новый наряд) Она знала, как огорчился бы отец, если б она согласилась. Но как, должно быть, красив и блестящ будет этот убор!.. П

«Белые цапли... – думала Изольда, вспоминая слова старика. – Мясо их не годится в пищу... их не убивает никто... Их много...» (В Как вы думаете, какое чувство победит?)

И если достать хохолок и укрепить на нём алмазы, то будет именно то, о чём она мечтает... (О Действительно ли ей было жалко цаплю?)

И ей представлялись будущая весна, принц Сагир, белоснежное платье с серым плащом и искры морозных волокон...

«Только одну... – продолжала думать Изольда, – только одну убить...»

И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее... Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда! П

– Что мы можем теперь сказать о доброте принцессы Изольды?

Работа в группах:

– Давайте сформулируем для себя определение понятие «доброта».

Работа в парах: один доказывает, что, заставляя себя совершать добрые поступки, добрым не станешь. Другой – что только так и можно стать добрым.

Фронтальная работа:

– Выписываем на доску составляющие понятия «доброта», анализируем, записываем в тетрадь получившийся результат.

Читаем на с. 200.

Проносясь невидимо вдоль по реке, Изольда с ужасом озиралась (В почему с ужасом? О Увидела последствия своего поступка.), встречая повсюду, куда лишь падал взгляд, белоснежные трупы с окровавленными головами.

– Боже! Как страшно! – ужасалась она.

Тысячи птиц валялись среди роскошных благоухающих лугов, многие были уже давно мертвы, многие недавно, многие умирали, взирая на Изольду с молчаливым страданием, раскрыв свои длинные клювы от непосильной предсмертной боли.



– Вот цена твоего наряда, – услышала снова Изольда. – Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью. П

– Можно ли назвать принцессу Изольду добрым человеком? Почему?

– Может ли быть необходимым подобное массовое убийство птиц? И если да – то по какой причине?

(Если бы людям угрожала от этих птиц серьёзная опасность – например эпидемии, то данная акция была бы оправдана, хотя и не безусловна. Но в данном случае оправдания нет. Тем более в глазах людей, которые «привыкли беречь каждую былинку» на суровом острове с холодным климатом.)

– Назовите примеры истребления флоры и фауны ради человеческой прихоти. Почему это не может быть оправдано?


Читаем с. 202.

Тогда Изольда стала просить, чтобы он научил её, как исправить или загладить проступок (В Можно ли это сделать? О), но король отвечал:

– Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо.

– Клянусь тебе, – воскликнула Изольда, – что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь! (Как вы думаете, это разумное обещание? Можно его выполнить? Почему?)

– Этого мало. Мало – не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна, – говорил король, кладя свою костлявую руку на голову Изольде и ласково гладя её по волосам. – В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое. (П В А какое?)


Отвечаем на вопрос автора: каково предназначение человека в мире?

Работа в группах.

Записываем вывод, подводим итог урока.


III. Итог урока.

– Принцесса Изольда делала добрые дела не от сердца, а по природной склонности человека к добру и из желания порадовать отца. В момент выбора её воля оказалась недостаточно крепкой. Но потом через раскаяние, через материнство она смогла почувствовать чужую боль и страдания. Таким образом доброта её обрела внутренний стержень. Наверное, птицы бы не навестили принцессу Изольду, если бы к её совести нельзя было бы воззвать.

И доброе, и злое в сказке «Белая цапля» – следствие человеческой силы и человеческой слабости. Научиться быть добрым – это тяжёлый труд, который предусматривает рост самого человека. Можно вспомнить Синюю птицу, где Тильтиль и Митиль в течение похода познавали мир, учились любви и доброте и только в конце похода начали осознавать, что такое счастье, которое они ищут.

Таким образом, доброе и злое в сказке связано с человеком. И если второе связано с эгоизмом и желанием возвыситься, то первое – с состраданием, самоограничением и любовью. Как сказал старый человек, предназначение человека – увеличивать количество добра в мире, где злого и так достаточно.



IV. Домашнее задание.

Прочитать вступление на с. 4–5 второй части учебника, ознакомиться с содержанием сказки «Щелкунчик и мышиный король» (с. 5–43).



© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!