– Мы помним, что в любой сказке обычно добро борется со злом. Какой вопрос мы можем поставить к тексту, который будем сегодня анализировать? Формулируем тему урока: «Где добро и где зло в сказке “Белая цапля”?» Далеко на севере (не здесь), среди студёного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило снегом. (Грустная северная природа.) Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга. Поэтому, когда наступала весна и солнце ласково пригревало землю, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились ещё с осени и которого с нетерпением дожидались целую долгую зиму. Обыкновенно к этому празднику съезжались в гости чужеземные принцы. Все любили старого короля за ум и редкую доброту, всем хотелось научиться у него заботам о людях, которым, несмотря на стужу и долгую зиму, жилось легко и хорошо в королевстве. У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. (С. 191–192.) – Как вы думаете, добра ли была принцесса Изольда? – В чём состояла её доброта? – Как вы думаете, почему писатель делает акцент на суровости природы на родине принцессы? – Чем руководствовалась принцесса, помогая больным и несчастным? (Работа в парах, один доказывает, что главным было искреннее желание помочь, другой – что главным было стремление слушаться отца и выглядеть хорошо в его глазах.) Читаем на с. 193–194. «В день моей свадьбы, – весело подумала она, – я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!» (Ей хотелось поразить воображение принца.) На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд. Придворная швея взялась сделать платье, похожее на снег; мастер взялся приготовить плащ стального цвета – моря; но никто не знал, как сделать убор для головы, который походил бы на стрелки мороза. Разослали гонцов по всему королевству, обещая награду тому, кто исполнит этот убор, но никто не являлся. Никто не мог выдумать такого убора. (Правильно поступает принцесса? Почему?) Наконец пришел к Изольде старик, много и долго странствовавший по свету, и сказал, что может сделать убор, только на это необходимо много времени. (В Почему?) – Далеко на юге (О Наверное, потому что надо ехать далеко.), на берегу одной большой реки, – говорил старик, – живут белые цапли. Их очень много в том краю, потому что их никто не убивает, так как мясо их не годится в пищу, и они живут свободно. Каждую весну у них вырастает на голове белый хохолок, высокий и пышный, с нежными, чудесными волокнами, тонкими, как паутина. В этой стране скоро наступит весна. Нужно торопиться, и если сейчас же поехать туда, то как раз застанешь весну... П – Так поезжай! – воскликнула Изольда, глядя на старика разгоревшимися от восторга глазами. – И если достать хохолок и на нём укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает принцесса. Наша весна наступит ещё не скоро. За это время можно съездить и возвратиться как раз к твоей свадьбе. (В Но? О Видимо, есть какое-то препятствие.) – Но как же достать хохолок? – спросила Изольда, радостная и сияющая. – Для этого нужно, – ответил старик, таинственно наклоняясь к принцессе, – одну только цаплю... убить. (П Вот оно!) – Убить?.. (В Прямой авторский вопрос. О Можно ли решиться на это?) Принцесса опустила руки и грустно покачала головой. – Нет, – тихо возразила она, – не надо мне такого наряда. Старик поклонился и вышел. П Всю ночь не спалось Изольде. (В Почему? О Хотелось новый наряд) Она знала, как огорчился бы отец, если б она согласилась. Но как, должно быть, красив и блестящ будет этот убор!.. П «Белые цапли... – думала Изольда, вспоминая слова старика. – Мясо их не годится в пищу... их не убивает никто... Их много...» (В Как вы думаете, какое чувство победит?) И если достать хохолок и укрепить на нём алмазы, то будет именно то, о чём она мечтает... (О Действительно ли ей было жалко цаплю?) И ей представлялись будущая весна, принц Сагир, белоснежное платье с серым плащом и искры морозных волокон... «Только одну... – продолжала думать Изольда, – только одну убить...» И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее... Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда! П – Что мы можем теперь сказать о доброте принцессы Изольды? Работа в группах: – Давайте сформулируем для себя определение понятие «доброта». Работа в парах: один доказывает, что, заставляя себя совершать добрые поступки, добрым не станешь. Другой – что только так и можно стать добрым. Фронтальная работа: – Выписываем на доску составляющие понятия «доброта», анализируем, записываем в тетрадь получившийся результат. Читаем на с. 200. Проносясь невидимо вдоль по реке, Изольда с ужасом озиралась (В почему с ужасом? О Увидела последствия своего поступка.), встречая повсюду, куда лишь падал взгляд, белоснежные трупы с окровавленными головами. – Боже! Как страшно! – ужасалась она. Тысячи птиц валялись среди роскошных благоухающих лугов, многие были уже давно мертвы, многие недавно, многие умирали, взирая на Изольду с молчаливым страданием, раскрыв свои длинные клювы от непосильной предсмертной боли.
– Вот цена твоего наряда, – услышала снова Изольда. – Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью. П – Можно ли назвать принцессу Изольду добрым человеком? Почему? – Может ли быть необходимым подобное массовое убийство птиц? И если да – то по какой причине? (Если бы людям угрожала от этих птиц серьёзная опасность – например эпидемии, то данная акция была бы оправдана, хотя и не безусловна. Но в данном случае оправдания нет. Тем более в глазах людей, которые «привыкли беречь каждую былинку» на суровом острове с холодным климатом.) – Назовите примеры истребления флоры и фауны ради человеческой прихоти. Почему это не может быть оправдано? Читаем с. 202. Тогда Изольда стала просить, чтобы он научил её, как исправить или загладить проступок (В Можно ли это сделать? О), но король отвечал: – Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. – Клянусь тебе, – воскликнула Изольда, – что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь! (Как вы думаете, это разумное обещание? Можно его выполнить? Почему?) – Этого мало. Мало – не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна, – говорил король, кладя свою костлявую руку на голову Изольде и ласково гладя её по волосам. – В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое. (П В А какое?) Отвечаем на вопрос автора: каково предназначение человека в мире? Работа в группах. Записываем вывод, подводим итог урока. |