СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 23. «Музыкант» Гофман (о жизни и творчестве писателя)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6  класс.

Урок 23. «Музыкант» Гофман (о жизни и творчестве писателя)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 23. «Музыкант» Гофман (о жизни и творчестве писателя)»

КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 23. «Музыкант» Гофман (о жизни и творчестве писателя)

Раздел 2. «Сказки для взрослых»

Рабочее название урока: Что сказочного в судьбе сказочника?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания


I. Цель урока.



Цель данного урока – рассмотреть карьеру Гофмана, как музыканта, живописца, литератора, юриста. Вычленить движущие силы, направившие его на литературную стезю.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.





Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.








2. Анализ текста.







































































































3. Работа с текстом после чтения.



– Иногда сказка начинается с истории самого сказочника. Вы помните случаи, когда жизненные реалии и элементы биографии автора «сказки для взрослых» попадали в сюжет? («Маленький Мук».)


– Можем ли мы сказать, что авторы сочиняли сказки, потому что жизнь их была похожа на сказку? (Наверное, нет.)

Попробуем сформулировать тему урока:

Что сказочного в судьбе сказочника?


– Давайте прочитаем текст на с. 4–5. Что мы можем сказать о личности Гофмана? Предположите, почему «Щелкунчик и мышиный король» – одна из самых известных в литературе рождественских сказок. Что, на ваш взгляд, помогло Гофману её написать?



Информация для учителя

Эрнст Теодор Амадей Гофман объединял в себе музыканта, живописца, литератора и юриста. Но нам, прежде всего, он интересен своими сказками, в которых сочетаются музыка и мистика, фантазия и реальность. От ряда писателей-мистиков его времени Гофмана отличает удивительная (юридическая) точность деталей и саркастичность повествования (во времена Гофмана считалось, что мистика и сарказм – вещи несовместимые).


– Вспомните, у кого из писателей, с творчеством которых мы уже ознакомились, мистика и сарказм изначально взаимосвязаны. (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)


В 1767 году Кристоф Людвиг Гофман, адвокат при верховном суде в городе Кёнигсберге (ныне город Калининград) сочетался браком с кузиной Луизой Альбертиной Дерффер. 24 января 1776 года родился третий их сын, которого назвали Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Однако дети не скрепили разваливающийся союз, и через три года брак распался. Отец Гофмана (1736–1797) был выходцем из старого польского дворянского рода, очень способным, мечтательным, увлекающимся, но вместе с тем капризным, беспорядочным, страдающим запоями. Мать (1748–1796) была дочерью королевского адвоката Иоганна Якоба Дерффера и казалась по характеру полной противоположностью супругу: педантичной, аккуратной до фанатизма, склонной к невротическим припадкам и истерикам. В жилах будущего музыканта кипела гремучая смесь: от отца он унаследовал мечтательность и талант, от матери – тонкость душевной организации, приводящую как к моментам гениальности в творчестве, так и к тяжелейшим депрессиям.


– Что мы можем сказать о родителях Э.Т.А. Гофмана?

Эрнст Теодор Амадей Гофман с отличием окончил в 1800 году университет в Кёнигсберге и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Свою работу юриста Гофман откровенно ненавидел, сравнивал со скалой Прометея, называл «государственным стойлом», хотя это не мешало ему быть ответственным и добросовестным чиновником. Одним из его любимых занятий стало рисование карикатур. В 1813 году ему удалось занять место капельмейстера в Дрездене, но через два года он потерял его и снова поступил на должность юриста в Берлине. Больше он любил рисовать (карикатуры особенно), очень ценил музыку (первоначально – Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Моцарта, сменил своё третье имя на «Амадей»). Недаром на его могиле будет написано: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец». В 12 лет Гофман уже играл на органе, скрипке, арфе и гитаре, давал уроки музыки, зарабатывая на жизнь (одна из его учениц, Юлия Марк, стала прототипом многих его героинь).

– Рисуем блок-схему «Составляющие творчества Э.Т.А. Гофмана.

Ещё до того, как пришла к нему слава писателя, он был автором многих музыкальных произведений. Гофман – создатель первой романтической оперы «Ундина». «С тех пор как я пишу музыку, мне удаётся забывать все свои заботы, весь мир. Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков в моей комнате, под моими пальцами, несовместим ни с чем, что находится за его пределами».

«Как высший судия, – пишет Гофман, – я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов».


– Кого Гофман считал истинными музыкантами? Был ли он сам истинным музыкантом? Почему?


Сюжет «Щелкунчика и мышиного короля», как и у многих больших писателей, родился у Гофмана по достаточно несерьёзному, казалось бы, поводу. А именно: ему нужно было рассказать детям своего друга Хитцига новогоднюю сказку. Он всегда был желанным гостем в этой семье, делал своими руками многочисленные подарки, сочинял для маленьких обитателей дома замечательные истории. Подобно крёстному Дроссельмейеру, он однажды смастерил для детей макет замка. Мари Штальбаум – маленькая отважная девочка, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тёзка дочери Хитцига. К сожалению, она прожила недолго. Зато её брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков, стал архитектором, а затем занял пост президента Берлинской академии художеств...



– Пишем блок-схему (индивидуальная работа). В произведениях Гофмана обязательно присутствуют:

– музыка, мистика, карикатура, юриспруденция, сказка.

– Давайте подумаем, какие качества необходимы человеку, чтобы, по выражению Гофмана, стать «истинным музыкантом»?

Можем ли мы назвать биографию Гофмана «сказочной»? Почему?


Работа в парах: один участник пишет эссе на тему «Что заставляет людей писать сказки?», другой – «Что не позволяет людям писать сказки?».


На основании выполненных заданий делаем вывод по теме урока: «Что сказочного в судьбе сказочника». Корректируем и совместно записываем.


III. Итог урока.


Особый дар, позволяющий человеку писать сказки, состоит в его возможности увидеть мир через составляющие своего таланта и через отношение к окружающим его людям, к миру. Сказочное и обыденное рождается в самом человеке, поэтому истинными музыкантами становятся те, кто видит, слышит и понимает не только понятное и обычное, но и таинственное и загадочное. Признание истинных музыкантов или настоящих сказочников – показать другим то, что скрыто от них, хотя, возможно, находится совсем рядом.



IV. Домашнее задание.


Прочитать просмотровым чтением сказку «Щелкунчик и мышиный король» (с. 5–43).

Задание максимального уровня: составьте в двух колонках таблицу произведений Гофмана: музыкальных и литературных.



© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!