I. Цель урока. | Цель данного урока – рассмотреть карьеру Гофмана, как музыканта, живописца, литератора, юриста. Вычленить движущие силы, направившие его на литературную стезю. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Иногда сказка начинается с истории самого сказочника. Вы помните случаи, когда жизненные реалии и элементы биографии автора «сказки для взрослых» попадали в сюжет? («Маленький Мук».) – Можем ли мы сказать, что авторы сочиняли сказки, потому что жизнь их была похожа на сказку? (Наверное, нет.) Попробуем сформулировать тему урока: Что сказочного в судьбе сказочника? – Давайте прочитаем текст на с. 4–5. Что мы можем сказать о личности Гофмана? Предположите, почему «Щелкунчик и мышиный король» – одна из самых известных в литературе рождественских сказок. Что, на ваш взгляд, помогло Гофману её написать? Информация для учителя Эрнст Теодор Амадей Гофман объединял в себе музыканта, живописца, литератора и юриста. Но нам, прежде всего, он интересен своими сказками, в которых сочетаются музыка и мистика, фантазия и реальность. От ряда писателей-мистиков его времени Гофмана отличает удивительная (юридическая) точность деталей и саркастичность повествования (во времена Гофмана считалось, что мистика и сарказм – вещи несовместимые). – Вспомните, у кого из писателей, с творчеством которых мы уже ознакомились, мистика и сарказм изначально взаимосвязаны. (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».) В 1767 году Кристоф Людвиг Гофман, адвокат при верховном суде в городе Кёнигсберге (ныне город Калининград) сочетался браком с кузиной Луизой Альбертиной Дерффер. 24 января 1776 года родился третий их сын, которого назвали Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Однако дети не скрепили разваливающийся союз, и через три года брак распался. Отец Гофмана (1736–1797) был выходцем из старого польского дворянского рода, очень способным, мечтательным, увлекающимся, но вместе с тем капризным, беспорядочным, страдающим запоями. Мать (1748–1796) была дочерью королевского адвоката Иоганна Якоба Дерффера и казалась по характеру полной противоположностью супругу: педантичной, аккуратной до фанатизма, склонной к невротическим припадкам и истерикам. В жилах будущего музыканта кипела гремучая смесь: от отца он унаследовал мечтательность и талант, от матери – тонкость душевной организации, приводящую как к моментам гениальности в творчестве, так и к тяжелейшим депрессиям. – Что мы можем сказать о родителях Э.Т.А. Гофмана? Эрнст Теодор Амадей Гофман с отличием окончил в 1800 году университет в Кёнигсберге и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Свою работу юриста Гофман откровенно ненавидел, сравнивал со скалой Прометея, называл «государственным стойлом», хотя это не мешало ему быть ответственным и добросовестным чиновником. Одним из его любимых занятий стало рисование карикатур. В 1813 году ему удалось занять место капельмейстера в Дрездене, но через два года он потерял его и снова поступил на должность юриста в Берлине. Больше он любил рисовать (карикатуры особенно), очень ценил музыку (первоначально – Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Моцарта, сменил своё третье имя на «Амадей»). Недаром на его могиле будет написано: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец». В 12 лет Гофман уже играл на органе, скрипке, арфе и гитаре, давал уроки музыки, зарабатывая на жизнь (одна из его учениц, Юлия Марк, стала прототипом многих его героинь). – Рисуем блок-схему «Составляющие творчества Э.Т.А. Гофмана. Ещё до того, как пришла к нему слава писателя, он был автором многих музыкальных произведений. Гофман – создатель первой романтической оперы «Ундина». «С тех пор как я пишу музыку, мне удаётся забывать все свои заботы, весь мир. Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков в моей комнате, под моими пальцами, несовместим ни с чем, что находится за его пределами». «Как высший судия, – пишет Гофман, – я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов». – Кого Гофман считал истинными музыкантами? Был ли он сам истинным музыкантом? Почему? Сюжет «Щелкунчика и мышиного короля», как и у многих больших писателей, родился у Гофмана по достаточно несерьёзному, казалось бы, поводу. А именно: ему нужно было рассказать детям своего друга Хитцига новогоднюю сказку. Он всегда был желанным гостем в этой семье, делал своими руками многочисленные подарки, сочинял для маленьких обитателей дома замечательные истории. Подобно крёстному Дроссельмейеру, он однажды смастерил для детей макет замка. Мари Штальбаум – маленькая отважная девочка, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тёзка дочери Хитцига. К сожалению, она прожила недолго. Зато её брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков, стал архитектором, а затем занял пост президента Берлинской академии художеств... – Пишем блок-схему (индивидуальная работа). В произведениях Гофмана обязательно присутствуют: – музыка, мистика, карикатура, юриспруденция, сказка. – Давайте подумаем, какие качества необходимы человеку, чтобы, по выражению Гофмана, стать «истинным музыкантом»? Можем ли мы назвать биографию Гофмана «сказочной»? Почему? Работа в парах: один участник пишет эссе на тему «Что заставляет людей писать сказки?», другой – «Что не позволяет людям писать сказки?». На основании выполненных заданий делаем вывод по теме урока: «Что сказочного в судьбе сказочника». Корректируем и совместно записываем. |