СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 34. Илья Муромец и Соловей Разбойник

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 6  класс.

 

Урок 34. Илья Муромец и Соловей Разбойник

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 34. Илья Муромец и Соловей Разбойник»



КОНСПЕКТЫ

Литература 6 класс


Урок 34. Илья Муромец и Соловей Разбойник

Раздел 3. «То старина, а то деяние»

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель данного урока: на примере текста былины раскрыть отношения народ – противник – власть; разобрать стилистический строй и образ мышления человека Древней Руси.



Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. абота с текстом до чтения. Формулирование темы урока.








2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.





































































































































































































































































































































































































3. Работа с текстом после чтения.

– Давайте на основе названия и типа повествования предположим его содержание. Илья Муромец и Соловей-разбойник

Если основываться на опыте работы с прошлой былиной, в основе повествования лежит конфликт, тайный или явный, между двумя персонажами.

В чём суть конфликта Ильи Муромца и Соловья-разбойника?

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова

Как выглядело село Карачарово? Село в средневековой терминологии – владельческий посёлок в домене князя или боярина, населённый зависимыми крестьянами и мелкими вотчинниками. Село Карачарово, вероятно, было не рядовым, а крупным поселением. И находилось на некотором удалении от города.
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Удаленький – удалой, отважный, дородный – статный, красивый, добрый – хороший.
Он стоял заутреню во Муроме,

Былинный Муром, скорее всего, имел мало общего с сегодняшним Залесским Муромом и располагался в Черниговском княжестве. Заутреня заканчивалась перед восходом солнца.

А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Обедня начиналась вскоре после восхода солнца, в разных местах по-разному – где-то в семь, где-то в девять утра. Былина указывает точное расстояние от Мурома до Киева.

«Прямоезжею дороженькой пятьсот есть вёрст,
А йокольноёй дорожкой цела тысяща».

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.

Вероятно, под «черным-черно» имеется в виду «тьма-тьмущая» (тьма – тысяча), то есть тысячи и тысячи осаждающих. Нападали на Чернигов, скорее всего, печенеги.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица чёрный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

Не проехать, ни пройти, даже не пролететь.

А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать да стал копьём колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.

Заметьте, что именно мужички зовут Илью в Чернигов воеводою, значит, вероятнее всего, князя там нет.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
– Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Стольный город, от слова «стол» – княжеская резиденция, главный город Руси.
Говорили мужички ему черниговски:
– Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.

Прямую дорогу завалило упавшими деревьями, она заросла кустарником и травой.

А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,

Так опасно, что не передвигались даже вооружёнными группами.
На добром коне никто да не проезживал.

Проскочить невозможно даже конному отряду.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у берёзы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

Печенеги появились на Руси в 914 году. Простиралась Печенегия в X веке на месяц конного пути (около 1000 км). Можно предположить, что Илья Муромец прибыл в Киев в самом начале правления Владимира I, так как дорога «прямоезжая» была перекрыта в 950–951 годах.

Соловей, засевший в дубравах у перекрестья дорог (кресты ставились на волоках и бродах), – это, вероятно, печенежский князь, о чём говорит его прозвище: Одихмантьев сын или Соловей Рахматович, (печенеги к 990 году приняли ислам). Разгром и захват в плен сильного противника, совершённый на большом расстоянии от Киева, явно произвёл огромное впечатление на Русь. Во всяком случае, Илья Муромец стал старшим среди богатырей, т.е. фактически главнокомандующим.

А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, –
А что есть людей – то все мертвы лежат.

Казалось бы, обычное сказочное преувеличение. Но вот что говорится в «Слове о полку Игореве»: «С Черниговскими былями, с могуты, и с татраны, с шельбиры, и с топчакы, и с ревуты, и сольберы; тиибобез щитов, с засапожникы кликом – (как Соловей) – полкы побеждают, звонячи в прадеднюю славу» (то есть побеждают с помощью боевого клича, из оружия имея лишь засапожные ножи).

Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть вёрст,
А йокольноей дорожкой – цела тысяча.

Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Подъезжает он ко речке ко Смородине,
Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
Да ко тою ко берёзе ко покляпыя,

То есть пригнутая к земле.
К тому славному кресту ко Леванидову.
Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
Закричал злодей-разбойник по-звериному –
Так все травушки-муравы уплеталися,
Да й лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырский
А он на корни да спотыкается –
А й как старый-от казак да Илья Муромец
Берёт плёточку шелковую в белу руку,
А он бил коня да по крутым ребрам,
Говорил-то он, Илья, таковы слова:
– Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырскиих?

А й тут старыя казак да Илья Муромец

В данном случае «старыя» – старший, заслуженный, казак – вольный человек, воин (наёмник).
Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый,
Тугой лук.

Во свои берёт во белы он во ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку калёную накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,

С виском и надбровьем.
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повёз его по славну по чисту полю,
Мимо гнёздышка повёз да соловьиного.

Мимо укреплённой усадьбы, возможно крепости.

Во том гнёздышке да соловьиноем
А случилось быть да и три дочери,
А й три дочери его любимыих.
Больша дочка – эта смотрит во окошечко косявчато,

С косяками (оконной рамой) – признак добротного жилья.
Говорит она да таковы слова:
– Едет-то наш батюшка чистым полем,
А сидит-то на добром коне,
А везёт он мужичища-деревенщину
Да у правого у стремени прикована.

Старшая дочь видит не то, что есть, а то, что должно, по её мнению, быть.

Поглядела как другая дочь любимая,
Говорила-то она да таковы слова:
– Едет батюшка раздольицем чистым полем,
Да й везёт он мужичища-деревенщину
Да й ко правому ко стремени прикована.

Средняя дочь, подобно старшей, выдаёт желаемое за действительное.

Поглядела его меньша дочь любимая,
Говорила-то она да таковы слова:
– Едет мужичище-деревенщина,
Да й сидит мужик он на добром коне,
Да й везёт-то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована –
Ему выбито-то право око со косицею.

Младшая дочь (обратите внимание, опять число три) всё увидела правильно и пытается принять меры. Эти меры говорят о том, что подобный исход сражения явился для дочерей полной неожиданностью.

Говорила-то й она да таковы слова:
– А й же мужевья наши любимые!
Вы берите-ко рогатины звериные,

Рогатиной называлось охотничье копье с упором.
Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
Да вы бейте мужичища-деревенщину!

Эти мужевья да их любимые,
Зятевья-то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные,
Да и бежали-то они да й во чисто поле
Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.

Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
– Ай же зятевья мои любимые!
Побросайте-ка рогатины звериные,
Вы зовите мужика да деревенщину,
В своё гнёздышко зовите соловьиное,
Да кормите его ествушкой сахарною,

Сахар – признак богатства, недаром было выражение «подсластить жизнь». Вместе с тем переизбыток сахара – признак фальши.
Да вы пойте его питьецом медвяныим,
Да й дарите ему дары драгоценные!

Силой его не взять, попробуйте уговорить хитростью.

Эти зятевья да соловьиные
Побросали-то рогатины звериные,
А й зовут мужика да й деревенщину
Во то гнёздышко да соловьиное.

Да й мужик-то деревенщина не слушался,
А он едет-то по славному чисту полю
Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
Он пришёл в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку,
Он сел есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.
А й тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идёт он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал

Раньше, при отсутствии дверных петель, двери делали на шипах (пятках). Размахнуть на пяту – открыть нараспашку.

Крест-от клал он по-писаному,
Вёл поклоны по-учёному,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Ещё всем его князьям он подколенныим.

Вёл себя учтиво: перекрестился на иконы, входя в дом; поклонился на все стороны; оказал уважение князю Владимиру и младшим по роду (подколенным, колено – род).


Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
– Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,

Откуда ты?
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?

Поинтересоваться отечеством – родителями, родом – неизменный, обязательный атрибут знакомства того времени. Ведь от рода, родовитости, зависело очень многое.

Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
– Есть я с славного из города из Мурома,
Из того села да Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Как уже говорилось выше, старыя казак – это старший над наёмными воинами.
Илья Муромец да сын Иванович.

Говорит ему Владимир таковы слова:
– Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да й давно ли ты повыехал из Мурома
И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?

Спрашивает с уважением.
Говорил Илья он таковы слова:
– Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскуюво Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Чёрную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную берёзу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.

Выдаёт совершенно невозможную, с точки зрения князя, информацию.

Говорил ему Владимир таковы слова:
– Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Как смеешь ты, низкий по сравнению со мной по роду, хвастаться и насмехаться!
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много множество –
То пехотою никто да не прохаживал
И на добром коне никто да не проезживал,
Туда серый зверь да непрорыскивал,
Птица чёрный ворон не пролётывал.

Чернигов находится в плотной осаде и пробиться мимо него нет ни малейшей возможности.
А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у славноей у речки у Смородины,
А й у той ли у берёзы у покляпыя,
У того креста у Леванидова
Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
То как свищет Соловей да по-соловьему,
Как кричит злодей-разбойник по-звериному –
То все травушки-муравы уплетаются,
А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей – то все мертвы лежат.

А прямая дорога на Киев в районе Чёрной Грязи у Леванидова креста перекрыта печенегами во главе с Соловьем Одихманьевичем.

Говорил ему Илья да таковы слова:
– Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
Соловей Разбойник на твоём дворе.
Ему выбито ведь право око со косицею,
И он ко стремени булатному прикованный.

Вместо комментариев, Илья Муромец порекомендовал взглянуть на пленённого Соловья Разбойника. Причём отвечал князю достаточно сухо, можно сказать – без должного уважения.

То Владимир-князь-от стольно-киевский
Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
То он шапочку соболью на одно ушко,
Он выходит-то на свой-то на широкий двор
Посмотреть на Соловья Разбойника.

Наскоро набросив верхнюю одежду, князь кинулся во двор. Небрежность в одежде говорит о крайнем смятении князя, потому что даже такая мелочь, как княжеский выход, обставлялась множеством условностей, имевших символическое значение.
Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
– Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.

А действительно ли ты Соловей Разбойник? Можешь ли предъявить доказательства?

Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
– Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати.

Соловей Разбойник ненавязчиво напоминает, что согласно воинскому кодексу того времени, права на жизнь и имущество пленника имеет непосредственно тот, кто пленил его, но никак не посторонний человек.

Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.
– Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Прикажи-тко засвистать ты Соловья да йпо-соловьему,
Прикажи-тко закричать да по-звериному.

Уважаемый Илья Муромец, попроси своего пленника выполнить мою просьбу.
Говорил Илья да таковы слова:
– Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
Засвищи-тко ты вополсвистасоловьего,
Закричи-тко ты во полкрика звериного.

Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
– Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Мои раночки кровавы запечатались,
Да не ходят-то мои уста сахарные,
Не могу я засвистать да йпо-соловьему,
Закричать-то не могу я по-звериному.
А й вели-тко князю ты Владимиру
Налить чару мне да зелена вина.
Я повыпью-то как чару зелена вина –
Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да й уста мои сахарны порасходятся,
Да тогда я засвищу да по-соловьему,
Да тогда я закричу да по-звериному.

Говорил Илья тут князю он Владимиру:
– Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
Ты поди в свою столовую во горенку,
Наливай-то чару зелена вина.
Ты не малую стопу – да полтора ведра,
Подноси-тко к Соловью к Разбойнику.
То Владимир-князь да стольно-киевский,
Он скоренько шёл в столову свою горенку,
Наливал он чару зелена вина,
Да не малу он стопу – да полтора ведра,
Разводил медами он стоялыми,

Меда стоялые – хмельной медовый напиток, вместе с зелёным (молодым) вином – ужасная смесь.
Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.
Соловей Разбойник Одихмантьев сын
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку ту Соловей одним духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закричал Разбойник по-звериному –
Маковки на теремах покривились,
А околенкиво теремах рассыпались.

Крыши покривились, а оконные переплёты рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек – так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается.

А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
– Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-ткослезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тковдовить да жён молодыих,
Тебе полно-ткоспущать-то сиротать да малых детушек!
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век по веку!

Заметьте, что не Илье Муромцу, не князю Владимиру, а Соловью Разбойнику. Весьма жизненно для страны, где даже душегуб, пострадавший от центральной власти, спустя время, когда забывались детали, становился героем.

Использованы:

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. – М.: Наука, 1982.

Виноградов А.Г. Гой еси, Илья Муромеец, Илья Муромец, сын Иванович! / Комиссия научного туризма Русского географического общества. – М., 2010.

Тихомиров М.Н. Список русских городов ближних и дальних. Исторические записки. – № 40. – M.,1952.


– Кто был главным героем этой былины?

Работа по группам. Одна группа доказывает, что героем был Илья, другая – Соловей, третья – князь Владимир.

– На основе блок-схемы составьте литературный портрет Ильи Муромца и Соловья Разбойника (парная работа).

На основе образов Ильи Муромца и князя Владимира самостоятельно составьте схему «Народ и власть в Древней Руси» (индивид. работа).

– Что главное в облике Ильи Муромца?

– С какой целью совершает Илья Муромец всё, о чем говорится в былине?

– Выделите три уровня общения Ильи Муромца: богатырь и народ, богатырь и противник, богатырь и князь. Найдите сходство и различие (индивидуальная работа).

На основе произведенной работы сделайте вывод: в чём суть конфликта Ильи Муромца и Соловья Разбойника?

III. Итог урока.

Илья Муромец как богатырь (старый казак) является охранителем. Он охраняет не только землю русскую – от набегов, разбоя и т.д. Его забота распространяется на всё, до заведённого порядка вещей. Изначально он вежлив со всеми, но даже князю не спускает неуважения и недоверия к себе. Защищает народ, а с врагом поступает как с врагом, без компромиссов. То есть в облике Ильи Муромца мы видим настоящего народного защитника, как его рисуют легенды. Соловей Разбойник, наоборот, коварен, лжив, угодлив к сильному и беспощаден к слабому. В конфликте побеждает не он.



IV. Домашнее задание

Прочитать ознакомительным чтением эпос «Урал-батыр».


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!