СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 36. «Сасрыква и Манас» (эпос народов Кавказа и киргизский эпос) (башкирский народный эпос «Урал-батыр»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 6  класс.

Урок 36. «Сасрыква и Манас» (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)

(башкирский народный эпос «Урал-батыр»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 36. «Сасрыква и Манас» (эпос народов Кавказа и киргизский эпос) (башкирский народный эпос «Урал-батыр»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 36. «Сасрыква и Манас» (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)

(башкирский народный эпос «Урал-батыр»)

Раздел 3. «То старина, а то деяние»

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: на примере представленных фрагментов абхазского и киргизского эпоса выявить принципиальное отличие собирательных образов героев русских былин и героического эпоса народов Кавказа и Средней Азии.



Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.



2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.













































3. Работа с текстом после чтения.

– Сегодня мы объединяем два текста, принадлежащие разным народам: это «Саскрыква» – абхазский эпос и «Манас» – эпос киргизский. Какой вопрос может возникнуть? «Что объединяет Сасрыкву и Манаса?» Это и будет темой нашего урока. – Самостоятельно читаем и анализируем текст на с. 114–121.

Отвечаем на вопросы:

– Будущая мать предчувствует, что у неё родится сын-богатырь. Расскажите, как готовится она к его рождению.

– Как описаны в эпосе первые часы жизни маленького нарта? Какой символический смысл вложен в это описание? Назовите художественный приём, с помощью которого описан непомерный вес колыбели Сасрыквы.

– Расскажите об отношениях Сасрыквы и его 99 братьев. Чем отличался Сасрыква от них? Что больше всего обижало будущего героя? Какую роль в примирении братьев сыграла их мать?

– Какие подвиги совершил богатырь Сасрыква? (Выделите подвиги и пронумеруйте их). Из каких черт складывается его облик в сценах с братьями, с великаном?

– Отразились ли в данном фрагменте особенности быта народов Кавказа? Попробуйте определить их.

– Нарисуйте литературный портрет Сасрыквы (индивидуальная работа).

– Самостоятельно читаем отрывки из эпоса «Манас» на с. 123–129.

– Как описано рождение ребёнка? Какой символический смысл вложен в это описание?

– С какими ожиданиями связывали рождение Манаса?

– Почему так радовались появлению этого ребёнка? Почему он был необычным?

– Какие подвиги совершает Манас? Попробуйте их перечислить.

– Нарисуйте литературный портрет Манаса (индивидуальная работа).


Информация для учителя

В центре повествования – образ вожака киргизских племён хана Манаса, его сына Семетея, внука Сейтека, подвиги боевой дружины Манаса, его соратников и его сказочного коня Ак-Кула.

Ещё на Алтае, как гласит предание, киргизы мечтали о храбром предводителе, способном, сплотив воедино разрозненные племена, защитить родные земли от набегов неприятеля. Эпос рассказывает о доблести боевой дружины Манаса, захватившего столицу соседнего государства – Бейджин, и гибели героя. Вторая часть повествует уже о сыне Манаса, Семетее, а потом – и внуке, Сейтеке. Во второй и третьей частях трилогии меняется отношение масс к ханскому титулу, а гиперболизированные, сказочные черты героев исчезают. Сам Манас побеждает, пока его победы служат во благо народа, защищают его. Как только Манас начинает преследовать захватнические цели, то погибает.


– Давайте попробуем сравнить Сасрыкву и Манаса, с одной стороны, Илью Муромца и Микулу Селяниновича – с другой (работа по группам).


– Что общего есть у всех четырёх героев?

– Чем отличаются герои?

– Чем отличается эпос русских былин от текстов абхазского и киргизского эпоса?

– Делаем вывод: в чём сходство и отличие русской былины и образцов киргизского и абхазского эпоса?



Вывод: в основе «Сасрыквы» и «Манаса» заложена история развития и взросления целого народа, показанная условным языком через героев, отчасти мифологических, отчасти имеющих реальные исторические аналоги. Илья Муромец, Вольга, Микула Селянинович – тоже герои отчасти мифологические, но они более локальны, более привязаны к истории, жизненны, отвечают, в первую очередь, на моральные (добро/зло), политические (народ/власть) и сакральные (долг/желание/предназначение/честь) вопросы. Они не могут, подобно Сасрыкве, обмануть великана и заманить его в ледяную ловушку, чтобы добыть горячих углей; как Манас, захватить столицу соседнего государства, гоняясь за славой и богатством. А «Сасрыква» и «Манас», в отличие от русских былин, дают возможность интеграции, объединения своего народа через мифологическую общность истории про первогероев.


III. Итог урока.

– На примере героического эпоса «Сасрыква» и «Манас» мы прослеживаем принципиальное отличие собирательных образов героев, несущих в себе народные и общечеловеческие начала, и героев локальных, связанных с этногенезом, взрослением этноса (народа, нации), несущих в себе черты этих возрастных изменений.



IV. Домашнее задание.

Прочитать ознакомительным чтением «Калевалу» (с. 123–127).


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!