СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 37. «Калевала» – карело-финский народный эпос

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 6  класс.

Урок 37. «Калевала» – карело-финский народный эпос

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 37. «Калевала» – карело-финский народный эпос»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 37. «Калевала» – карело-финский народный эпос

Раздел 3. «То старина, а то деяние»

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: разобрать отображение традиций быта в «Калевале» как осмысление мира через детали и особенности жизненного уклада.



Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.



































2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.













































































































































3. Работа с текстом после чтения.

– Давайте прочитаем первые строки отрывка из «Калевалы».


Нужны девушке советы,

Поучить невесту нужно, (В Чему? О)

Как бы в радости прожить ей,

Как прожить бы с похвалою,

Быть весёлой в доме мужа,

Быть хвалимой у свекрови. П

В дом чужой войдёшь, девица,

Вступишь в чуждое хозяйство.

Этот дом ты покидаешь,

Забери с собой, что хочешь,

Но оставь три вещи дома: (В Какие? О Те, которые будут мешать на новом месте?)

Сны, что ты на дню видала,

Речи матери любезной

И кадушку с свежим маслом! П

Забери с собой, что хочешь,

Но оставь мешок со снами

Здешним девушкам при доме,

На краю широкой печки! (Мечтания оставь незамужним.)

Пенье брось на край скамейки, (Пению нужно уделять время только во время отдыха.)

К окнам радостные песни,

Брось метле своё веселье, (Занимай руки работой, а не шалостями.)

Шум – к оборкам одеяла,

Шалость брось к печной скамейке,

Лень свою ты выкинь на пол!

Иль отдай подруге детства,

Брось в подол своей подружке,

Пусть несёт её в кустарник. (Забудь о лени.)



– Какой вопрос возникает на основании прочитанного фрагмента?

– Что объединяет «Калевалу» с другими эпическими произведениями, представленными в разделе? Или: Почему «Калевала» – это эпос?

Нравам новым научайся,

Позабудь былые нравы: (Общий вывод из уже сказанного выше.)

Ты поклоны делай ниже,

Расточай слова получше!

В продолженье целой жизни

И пока сияет месяц,

Ты нечистых нравов бойся,

Чистоту свою храни ты!

Добродетель в доме ценят,

В добром доме чистых нравов.

Муж пытает нрав супруги,

Лучших в ней достоинств ищет; (Добро, любовь, чистота – залог счастья в доме.)

Важны знанья по хозяйству,

Если нет порядка в доме;

Там нуждаются в усердье,

Где к нему сам муж негоден.

Пусть старик хоть волком будет,

Пусть медведицей старуха,

Хоть змеёю деверь будет,

Хоть занозою золовка –

Отдавай им честь такую ж,

Даже кланяйся пониже,

Чем ты кланялась родимой,

Чем ты в горнице отцовской

Пред отцом родным склонялась,

Почитала мать родную!

(Оказывать уважение родственникам мужа необходимо всегда, вне зависимости от их личных качеств – так нужно.)

Припасти должна ты будешь

Мудрый ум и быстрый разум; (Быть мудрой и хитрой одновременно.)

Там должна ты постоянно

Быть во всём благоразумной,

Зоркий глаз иметь под вечер,

Без огня работу видеть. (Работать даже в полутьме, без света.)

Острый слух иметь под утро,

Петушиный крик услышать! (Рано вставать, чтобы успеть всё сделать.)

Прокричал петух один раз,

Не кричал ещё в другой раз –

А должна вставать молодка,

Старики пусть спят покойно.

Коль петух кричать не будет,

Не зовёт хозяев птица,

Петухом пусть служит месяц,

По Медведице знай время!

Коль огня не будет в пепле,

Не найдёшь в коробке искры,

Растолкай тогда ты мужа,

Разбуди тогда красавца:

«Дай огня, супруг мой милый,

Дай мне, ягодка, хоть искру!» (Добывать огонь – обязанность мужчины.)

Как кусок кремня получишь,

Вместе с ним немного труту:

Выбивай огонь поспешно,

Ты воткни в скобу лучинку

И пойди дорогой к хлеву,

Чтобы там кормить скотину!

Замычит свекрови тёлка

И заржёт там лошадь свёкра,

Ждёт там деверя корова,

И телёнок ждёт золовки,

Чтоб скорее дали сена,

Чтобы клевер был наложен.

Ты пройди в загон, нагнувшись,

Наклонясь, во двор к скотине,

Накорми коров с любовью,

А стада овец с уменьем!

Брось соломы ты коровам,

Ты подай телятам пойла,

Нежных стеблей жеребятам,

Сена мягкого ягнятам!

На свиней не натыкайся,

Не толкай ты поросёнка,

А поставь кормушку свиньям,

Дай корыто поросятам! (Сначала следует накормить домашних животных.)

Отдыхать не вздумай в хлеве,

Не засни ты там в загоне!

Ты прошла загоном скотным

И скотину осмотрела –

Так спеши скорей оттуда,

Мчись, как снег, скорее к дому! (В Почему? О Вероятно, есть другие дела.)

Там заплакал уж ребёнок,

Уж кричит он на постели,

Говорить не может, бедный,

Он не скажет, бессловесный,

Есть ли хочет он, озяб ли

Иль ещё что приключилось,

Как остался без родимой,

Речи матери не слышал. П

Ты когда войдёшь в покои, –

Ты войдёшь сама-четвёрта:

На руке ведро с водою,

А под мышкой свежий веник,

А во рту твоём лучинка –

Вот и выйдет вас четыре!

Подмети ты доски пола,

С пола сор смети почище:

Воду выльешь – вылей на пол, (Потом надо прибраться в доме.)

Не на голову ребёнка!

На полу дитя увидишь,

Пусть оно дитя золовки:

Посади его на лавку,

Вытри глазки, гладь головку,

Дай кусочек хлебца в руки,

Да намажь на хлебец масла!

Не найдёшь ты в доме хлебца,

Дай ему хоть щепку в руки! (Позаботься о ребёнке, даже если это не твой ребёнок.)

Ты столы захочешь вымыть

Попоздней, в конце недели –

Мой и сверху, мой и сбоку,

Не забудь и ножки вымыть!

Ты облей скамьи водою,

Обмети, как нужно, стены,

По порядку все скамейки

И в длину все стены дома!

Что на стол насело пыли,

Что насело по окошкам,

Ты смети крылом прилежно,

Вытри тряпочкой с водою,

Чтобы пыль не разошлася,

К потолку б не поднялася!

(Ко всякому делу приступай старательно.)

С потолка смети ты сажу,

И почисти столб у печки,

Также о шестке подумай,

На жильё чтоб дом похож был,

Чтоб сочли его жилищем.

(Дом должен быть чистым и красивым, ведь это – ваше общее жилище.)

Не ходи, смотри, без платья,

Не покрытая платочком,

Не ходи и без платочка,

Не ходи без башмаков ты!

Неприятно это мужу, (Перед мужем будь всегда опрятна и красива.)

Заворчит тогда твой милый!



Информация для учителя

В «Калевале» нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни. Содержание её чрезвычайно разнообразно. Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя карелов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Дальше повествование захватывает множество сюжетов, в чём-то сходных с похождениями античных богов и героев, где есть место трагедии, авантюрному сюжету, описанию природы и даже вот такому скрупулёзному перечислению обязанностей жены.


– Проводим историческое исследование: в чём принципиальное отличие «Калевалы» от других образцов героического эпоса?

Разбиваемся на группы: пишем концептуальную мысль «Урал-батыра», «Ильи Муромца и Соловья-разбойника», «Сасрыквы». Сравниваем, пишем смыслы на доске.

Пробуем провести анализ фрагмента «Калевалы» и вывести концептуальную мысль (индивидуальная работа).


– Делаем вывод.

Характерным для карельского эпоса является полное отсутствие исторической основы, противостояния «народ и власть», объединяющей общечеловеческой идеи. Вероятно, во времена создания элементов данного эпоса у народа-создателя ещё не было единого государства.

– Так эпос ли «Калевала» или нет? Попробуем ответить на этот вопрос.


III. Итог урока.

– К вечным темам можно подходить по-разному – через героическое и через обыденное. Сила обыденности в том, что человека на всём протяжении его существования, по сути, волнуют одни и те же вопросы, связанные с любовью, семьёй, обретением социального статуса, счастьем. Иногда в попытках их решения проходит большая часть жизни. Связь вечного и повседневного – то, что, по сути, составляет основу человеческого существования.



IV. Домашнее задание.

– Прочитать ознакомительным чтением «Песнь о Гайавате» (с. 138148).


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!