СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 43. Обобщающий урок по разделу 3 «То времена, то деяния». Миф как правда жизни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6  класс.

 

 

Урок 43. Обобщающий урок по разделу 3 «То времена, то деяния». Миф как правда жизни

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 43. Обобщающий урок по разделу 3 «То времена, то деяния». Миф как правда жизни»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 43. Обобщающий урок по разделу 3 «То времена, то деяния». Миф как правда жизни

Раздел 3

Рабочее название урока: Миф как правда жизни


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: подведение итогов изучения раздела «То старина, а то деяние», выведение общих принципов построения народного эпоса.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.
























































2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.



3. Работа с текстом после чтения.

– Давайте попробуем сформулировать: зачем нам нужны героические сказки о прошлом?

– Чтобы больше узнать о том, как жили и во что верили наши предки.

– Чтобы представлять прошлое своего народа.

– Чтобы знать сказки и предания прошлого.

– Чтобы больше понимать мир.

– Как вы думаете, эти сказки, легенды, былины и предания – это выдумка?

– Возможно, это правда, но приукрашенная.

– Это мечта о том, как должно было бы быть.

– Это почитание предков.

– Это народная мудрость.

– Исходя из этого можно ли назвать легенды и сказания о прошлом некоей правдой жизни?

Формулируем тему урока:

Миф как правда жизни.


– Попробуем ответить на вопросы в учебнике на с. 175 (часть 2).


1. – Что такое эпос как род литературы; героический эпос,

богатырская сказка?

Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев.

2. Как вы поняли смысл названия этого раздела? Прокомментируйте эпиграф к разделу 3.

Честные господа, храни вас Бог!

Коль вы речам пристойным внять не прочь,

О доблестных делах мы вам споём.

Из старофранцузской героической поэмы

«Коронование Людовика», XII век

«То времена, то деяния» – перефразированная русская поговорка из сборника Даля «То старина, то и деяния», которая, вероятнее всего, работает на противопоставление прошлых, героических времён и прозаических нынешних. Наверное, речь идёт о том, что немало существует славных страниц прошлого, которые можно и нужно вспоминать: какие с гордостью, а какие – с задумчивостью.

Эпиграф же говорит о том, что данные страницы прошлого откроются только тем, кто готов их воспринять.

3. – Что объединяет все произведения этого раздела?

Они – об осмыслении прошлого.

4. – Объясните, почему все народы стремятся сохранять,

изучать произведения фольклора.

Достоевский писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не понимает настоящего и не заслуживает будущего».

5. – Что может дать современному человеку чтение произведений устного народного творчества, в частности героического эпоса?

Осмысление нравственных критериев прошлого и настоящего, их связь.

6. – Чем вы можете объяснить уважительное, почтительное

отношение народа к сказителям?


При отсутствии книг изустная форма повествования бережно охранялась. А носителей устного, вербального знания уважали и любили.

7. Какая форма – проза или стихи – более характерна для

героического эпоса? Для мифов и легенд?



Читаем и анализируем текст на с. 176 «Подведём итоги».





– Изобразите в тетрадях блок-схему последовательного возникновения эпоса как литературного рода (индивидуальная работа).


– Нарисуйте двухчастную таблицу, где сравните фольклор и литературный эпический жанр, выделите общие и различные черты.


– Докажите на примере одного из изученных произведений, что эпос несёт полезную информацию о прошлом (не несёт полезной информации о прошлом). (Работа в парах.)

– Самостоятельно составьте короткую сказку (легенду, сказание), выделите её составляющие, мораль, познавательную информацию, народную мудрость. (Работа в группах.)



III. Итог урока.

– Мы говорили о том, что жизненная правда не всегда основывается на исторических датах, но очень чутка к таким составляющим, как народный дух, народная мудрость. И именно в этом плане можно говорить о мифе как о правде жизни.


IV. Домашнее задание.

– Повторить все произведения, изученные в разделе, подготовиться к написанию сочинения по пройденному разделу.


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!