– Давайте попробуем сформулировать: зачем нам нужны героические сказки о прошлом? – Чтобы больше узнать о том, как жили и во что верили наши предки. – Чтобы представлять прошлое своего народа. – Чтобы знать сказки и предания прошлого. – Чтобы больше понимать мир. – Как вы думаете, эти сказки, легенды, былины и предания – это выдумка? – Возможно, это правда, но приукрашенная. – Это мечта о том, как должно было бы быть. – Это почитание предков. – Это народная мудрость. – Исходя из этого можно ли назвать легенды и сказания о прошлом некоей правдой жизни? Формулируем тему урока: Миф как правда жизни. – Попробуем ответить на вопросы в учебнике на с. 175 (часть 2). 1. – Что такое эпос как род литературы; героический эпос, богатырская сказка? Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев. 2. – Как вы поняли смысл названия этого раздела? Прокомментируйте эпиграф к разделу 3. Честные господа, храни вас Бог! Коль вы речам пристойным внять не прочь, О доблестных делах мы вам споём. Из старофранцузской героической поэмы «Коронование Людовика», XII век «То времена, то деяния» – перефразированная русская поговорка из сборника Даля «То старина, то и деяния», которая, вероятнее всего, работает на противопоставление прошлых, героических времён и прозаических нынешних. Наверное, речь идёт о том, что немало существует славных страниц прошлого, которые можно и нужно вспоминать: какие с гордостью, а какие – с задумчивостью. Эпиграф же говорит о том, что данные страницы прошлого откроются только тем, кто готов их воспринять. 3. – Что объединяет все произведения этого раздела? Они – об осмыслении прошлого. 4. – Объясните, почему все народы стремятся сохранять, изучать произведения фольклора. Достоевский писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не понимает настоящего и не заслуживает будущего». 5. – Что может дать современному человеку чтение произведений устного народного творчества, в частности героического эпоса? Осмысление нравственных критериев прошлого и настоящего, их связь. 6. – Чем вы можете объяснить уважительное, почтительное отношение народа к сказителям? При отсутствии книг изустная форма повествования бережно охранялась. А носителей устного, вербального знания уважали и любили. 7. – Какая форма – проза или стихи – более характерна для героического эпоса? Для мифов и легенд? Читаем и анализируем текст на с. 176 «Подведём итоги». – Изобразите в тетрадях блок-схему последовательного возникновения эпоса как литературного рода (индивидуальная работа). – Нарисуйте двухчастную таблицу, где сравните фольклор и литературный эпический жанр, выделите общие и различные черты. – Докажите на примере одного из изученных произведений, что эпос несёт полезную информацию о прошлом (не несёт полезной информации о прошлом). (Работа в парах.) – Самостоятельно составьте короткую сказку (легенду, сказание), выделите её составляющие, мораль, познавательную информацию, народную мудрость. (Работа в группах.) |