СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 50. Поэты о войне. Можно ли совместить войну и поэзию?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 6  класс.

Урок 50. Поэты о войне. Можно ли совместить войну и поэзию?

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 50. Поэты о войне. Можно ли совместить войну и поэзию?»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 50. Поэты о войне. Можно ли совместить войну и поэзию?


Раздел 4. Открывая мир вокруг

Рабочее название урока: Можно ли совместить войну и поэзию?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: анализ принципов изображения войны в поэзии.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.



2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.













































































3. Работа с текстом после чтения.

Война – это противоестественное состояние человеческого общества.

– Давайте подберём синонимы к слову «война».

– Как вы думаете, война и поэзия совместимы?

Формулируем тему урока:

Можно ли совместить войну и поэзию?


Читаем стихотворение «Сон» М.Ю. Лермонтова.

– О чём, по-вашему, это стихотворение?

Работа в группах: доказываем, что здесь рассказывается

– сон;

– трагедия оборванной жизни;

– предчувствие смерти.

Что делает мир враждебным герою?

С какой точки зрения показана в стихотворении война? (В тетради пишем таблицу: автор, название стихотворения – сторона войны.

Читаем стихотворение Семёна Гудзенко «Перед атакой».


Семён Гудзенко

Перед атакой

Когда на смерть идут – поют,

а перед этим –

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

час ожидания атаки.


Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв.

И умирает друг.

И, значит, смерть проходит

мимо.

(Взрываясь, мина раскидывает вокруг себя осколки и мелкие едкие частицы от сгоревшего тола. Миномёты страшны тем, что от их навесного огня нет спасения нигде, поэтому считалось, что под миномётным огнем лежать нельзя и нужно при первой возможности броском выходить из-под него.

Из воспоминаний Ф.И. Семяновского, «сына полка» разведроты, ветерана ВОВ)


Сейчас настанет мой черёд,

За мной одним

идёт охота.

Будь проклят

сорок первый год

и вмёрзшая в снега пехота.


(При обстреле человек остаётся, как правило, психологически один на один со смертью, которая свистит, грохочет, визжит и воет на все лады.

Из воспоминаний Н.И. Айзенберга, рядового 2-й Ударной армии, участника боёв в Мясном бору, ветерана ВОВ)


Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв.

И лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведёт через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.


Бой был коротким.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Октябрь 1942


(Подобная краткость часто страшнее подробного описания боя.)

– Какая сторона войны открывается нам в этом стихотворении?

– Читаем стихотворение Булата Шалвовича Окуджавы «До свидания, мальчики».

– О чём это стихотворение? Какую сторону войны освещает нам это стихотворение?

– Заполняем таблицу в тетради.

– Читаем стихотворение Константина Симонова «Жди меня».

– О чём это стихотворение? Какую сторону войны оно открывает нам?

– Читаем стихотворение «Апрель 1942 года» Марии Петровских.

– Какие строки говорят о войне? О чём это стихотворение?

– В чём смысл последних двух строк?

– Читаем стихотворение Бориса Слуцкого «Лошади в океане».

– О чём это стихотворение?

– Какую сторону войны оно раскрывает?



– Давайте подведём промежуточный итог.

Стихотворения рассказывают:

– о предчувствии гибели, незаметности одной человеческой судьбы на фоне остального мира («Сон»);

– о кошмаре военных действий, когда человеком движут страх, желание жить, «окоченевшая вражда», желание забыться («Перед атакой»);

– о разлуке, расставании – возможно, навсегда («До свидания, мальчики»);

– об ожидании – возможно, безнадёжном – возвращения с фронта близких («Жди меня»);

– об ощущении войны, которая во всём, что окружает человека («Апрель 1942 года);

– о бессмысленности и бесчеловечности всего, связанного с войной («Лошади в океане»).

– Пробуем ответить на вопрос урока: совместимы ли война и поэзия?





III. Итог урока.

Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил в своём стихотворении лирического героя. Это красивое и грустное стихотворение, обладающее необычайной силой: его любили и повторяли поколения и поколения, почувствовавшие в нём неуловимую, жестокую правду войны. Стихотворение Семёна Гудзенко построено по другому принципу: здесь жёсткие, страшные подробности боя почти заглушают лирическую составляющую, но она есть:

«Когда на смерть идут – поют, а перед этим – можно плакать» – рождает целую галерею образов, за которыми следом идут ужасные подробности атаки подразделения с открытых позиций под миномётным огнём противника. И в этих подробностях нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. «Поэзия – честность, настоянная на страстности. Если не задыхаешься в любви и горе, стихов не пиши», – писал Семён Гудзенко в своей записной книжке в годы войны. Нужна ли такая правда о войне? Такое полное, беспощадное приближение? Но если не скажешь «а», нельзя говорить «б». Как писал фронтовой поэт Александр Межиров:


Мы под Колпином скопом стоим,

Артиллерия бьёт по своим.

Это наша разведка, наверно,

Ориентир указала неверно.


Недолёт. Перелёт. Недолёт.

По своим артиллерия бьёт.


И после этого совершенно по-другому звучат следующие строки:


Мы недаром присягу давали.

За собою мосты подрывали, –

Из окопов никто не уйдёт.

Недолёт. Перелёт. Недолёт.


С другой стороны осветил войну Булат Шалвович Окуджава. Его стихи «До свидания, мальчики» – по сути, прощание с поколением тех, кто остановил войну у нашего порога. Ведь очень немногие вернулись назад. Как писал один поэт, чьё детство пришлось на послевоенные годы:


Ещё казались вдовы молодыми,

Ещё смотрели на дорогу мы,

Ещё витала в сумеречном дыме

Печаль вещей, покинутых людьми…


Пронзительное стихотворение «Жди меня», посвящённое жене Валентине Серовой, было написано Симоновым в тот период, когда он фронтовым корреспондентом разъезжал по загруженным беженцами дорогам и видел горе, предательство, самоотверженность, героизм и тот великий бардак, который повторяется с завидной регулярностью во время каждого последующего катаклизма, будь то Крымская война, Первая мировая или Великая Отечественная. Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации как слишком личное; тем не менее Симонов часто читал его друзьям и на основе их отзывов в конце 1941-го – начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. В 1943 году был снят фильм «Жди меня», где К. Симонов выступал сценаристом, а одну из главных ролей сыграла Валентина Серова.

Стихотворение знали и любили очень многие. Известны факты о нахождении у убитых и пленных гитлеровских солдат самодельных рукописных переводов этого стихотворения на немецкий. Ведь оно давало надежду и было созвучно душе.

В стихотворении Марии Петровых в описании природы нет ни слова о войне, кроме последнего упоминания, переворачивающего весь смысл, делающего второстепенными все описания природ, вьюги, пурги, солнечного апреля…


И если б только не война,

Теперь была б весна.


Жизнь состоит из деталей, подробностей, частностей, значительных и незначительных. Гибель небольшого судна, перевозившего лошадей на фоне смерти миллионов людей, потонувших, сгоревших, расстрелянных, разорванных бомбами, была частностью. Но частностью значимой, звучащей, показавшей на небольшом пространстве огромную беду.

Ещё одной частностью, заставляющей по-новому взглянуть на данное стихотворение, является посвящение Илье Эренбургу, автору знаменитой статьи «Убей немца», по сути, призывающей к физическому истреблению противника от первого до последнего человека.

Можно ли совместить войну и поэзию? Несомненно, потому что именно русская поэзия наиболее полно, ярко, талантливо написала о таком страшном явлении, как война.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают рассказ А. Грина «Четырнадцать футов» (с. 21, уч. 6-го класса, часть 3).


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!