Война – это противоестественное состояние человеческого общества. – Давайте подберём синонимы к слову «война». – Как вы думаете, война и поэзия совместимы? Формулируем тему урока: Можно ли совместить войну и поэзию? Читаем стихотворение «Сон» М.Ю. Лермонтова. – О чём, по-вашему, это стихотворение? Работа в группах: доказываем, что здесь рассказывается – сон; – трагедия оборванной жизни; – предчувствие смерти. Что делает мир враждебным герою? С какой точки зрения показана в стихотворении война? (В тетради пишем таблицу: автор, название стихотворения – сторона войны. Читаем стихотворение Семёна Гудзенко «Перед атакой». Семён Гудзенко Перед атакой Когда на смерть идут – поют, а перед этим – можно плакать. Ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв. И умирает друг. И, значит, смерть проходит мимо. (Взрываясь, мина раскидывает вокруг себя осколки и мелкие едкие частицы от сгоревшего тола. Миномёты страшны тем, что от их навесного огня нет спасения нигде, поэтому считалось, что под миномётным огнем лежать нельзя и нужно при первой возможности броском выходить из-под него. Из воспоминаний Ф.И. Семяновского, «сына полка» разведроты, ветерана ВОВ) Сейчас настанет мой черёд, За мной одним идёт охота. Будь проклят сорок первый год и вмёрзшая в снега пехота. (При обстреле человек остаётся, как правило, психологически один на один со смертью, которая свистит, грохочет, визжит и воет на все лады. Из воспоминаний Н.И. Айзенберга, рядового 2-й Ударной армии, участника боёв в Мясном бору, ветерана ВОВ) Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв. И лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо. Но мы уже не в силах ждать. И нас ведёт через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был коротким. А потом глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую. Октябрь 1942 (Подобная краткость часто страшнее подробного описания боя.) – Какая сторона войны открывается нам в этом стихотворении? – Читаем стихотворение Булата Шалвовича Окуджавы «До свидания, мальчики». – О чём это стихотворение? Какую сторону войны освещает нам это стихотворение? – Заполняем таблицу в тетради. – Читаем стихотворение Константина Симонова «Жди меня». – О чём это стихотворение? Какую сторону войны оно открывает нам? – Читаем стихотворение «Апрель 1942 года» Марии Петровских. – Какие строки говорят о войне? О чём это стихотворение? – В чём смысл последних двух строк? – Читаем стихотворение Бориса Слуцкого «Лошади в океане». – О чём это стихотворение? – Какую сторону войны оно раскрывает? – Давайте подведём промежуточный итог. Стихотворения рассказывают: – о предчувствии гибели, незаметности одной человеческой судьбы на фоне остального мира («Сон»); – о кошмаре военных действий, когда человеком движут страх, желание жить, «окоченевшая вражда», желание забыться («Перед атакой»); – о разлуке, расставании – возможно, навсегда («До свидания, мальчики»); – об ожидании – возможно, безнадёжном – возвращения с фронта близких («Жди меня»); – об ощущении войны, которая во всём, что окружает человека («Апрель 1942 года); – о бессмысленности и бесчеловечности всего, связанного с войной («Лошади в океане»). – Пробуем ответить на вопрос урока: совместимы ли война и поэзия? |