СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 54. Столкновение характеров упрямых и своенравных (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6  класс.

 

Урок 54. Столкновение характеров упрямых и своенравных (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 54. Столкновение характеров упрямых и своенравных (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»).»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 54. Столкновение характеров упрямых и своенравных (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»).

Раздел 4. «Открывая мир вокруг»

Рабочее название урока: «Движущие силы человеческих отношений»

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока.


Цель: продолжение разговора о дворянской чести и благородстве настоящем и мнимом.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.




















2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.



















































































































3. Работа с текстом после чтения.

– Почему граф Б. счёл возможным для себя стоять под пистолетом Сильвио и ждать выстрела спустя много лет после неоконченной дуэли, а не вызвал слуг, полицию, не попытался сопротивляться сам – ведь смерть его была практически неизбежной?

– Что заставило Герасима исполнить приказ барыни и утопить Муму?

– Почему Одиссей после того, как выколол глаз Циклопу, представился ему, хотя это ему впоследствии стоило многих неприятностей?

– Что заставило кота из «Русалки» Толстого ждать, пока дед накинет ему на шею петлю?

– Почему Русалка извела деда?

– Что заставило Соловья-разбойника изменить данному Илье Муромцу слову?

– Почему Молоко, Хлеб, Кошка, Сахар и другие спутники Титиль и Митиль из «Синей Птицы» изменяли им и хотели их гибели вместе с духами деревьев?


Формулируем тему урока:

Движущие силы человеческих отношений.

Работа с текстом до чтения (с. 46): характеристика автора, анализ названия и иллюстрации.

– О чём писал Пушкин?

– Какие произведения Пушкина вы помните?

– О ком (о чём), на ваш взгляд, пойдёт речь в данном повествовании? Для внимательных: каково было первоначальное название романа Пушкина (предположите)?

Несколько лет тому назад (недавно) в одном из своих поместий (богатый) жил старинный (придерживающийся старых традиций) русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (Говорящее имя, давайте его потом разберём.) Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. (То есть за пределами данных губерний вес его был небольшой. Местный царёк, самодур.) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям (то есть относились к нему не как к равному, а как к начальнику); губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань (то есть опять-таки как самодур местного разлива, считал, что он полный хозяин на своей территории); дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность (то есть он «почивал на лаврах» – пользовался своим положением и ничего не делал – не производил, не разрабатывал новые способы землепользования, не писал книг – он был «барин», «старинный барин» – и этим всё сказано), разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. (В Почему? О Наверное, он был способен причинить какой-то вред отказавшимся?) В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. П Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. (То есть видел радость жизни в обжорстве и пьянстве.) В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место. (И в блуде.) С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседам, надеясь на его сильное покровительство. (Типичное поведение, называемое холуйством. Сильная, но жестокая, аморальная натура развращает всё, к чему прикасается.)

Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского. (Говорящее имя, давайте его потом разберём.) Сей Дубровский, отставной поручик гвардии (В одной формулировке вся судьба. Заметьте, что Троекуров тоже бывший военный, но это упоминается не в первую очередь.), был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. (Противопоставление.) Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. (Антитеза надменность-смиренность.) Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость (Видимо, имеется в виду нетерпимость.) и решительность его характера. (Можно предположить, что случилось. Гвардейский офицер, не терпящий ни малейшего урона дворянской чести и действующий решительно, – пожалуй, ничего добавлять и не надо. Человека, в принципе не идущего на компромиссы и держащего в голове принципы дворянского благородства, можно уважать. Но карьеру с такими чертами характера не сделаешь). Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной (оставшейся) своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. (Было бы странно, если бы он согласился.) Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф (А Троекуров не обладал данными чертами характера, и ему удалось сделать карьеру, но не избавило от зависти к тому человеку, который ни разу не уронил своё достоинство. Их конфликт был неизбежен изначально. Троекуров должен был доказать себе, что он всё-таки сильнее и значительнее не только материально), приехал в своё поместие; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. (В Какие наклонности имелись в виду? О Уж не те ли дикие, которые описывались изначально?) В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку. Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя, и Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». Андрей Гаврилович качал головою и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки». П (Оба горды, непримиримы, высоко блюдут свою честь, способны к большой любви.)

Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал своё мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина. Некоторые пытались было ему подражать и выйти из пределов должного повиновения, но Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям, и Дубровский один остался вне общего закона. Нечаянный случай всё расстроил и переменил. (Случай был не нечаянный. Троекуров, возможно, сам того не осознавая, искал повод к выяснению отношений.)

Информация для учителя. Троекуров – скорее всего, не дворянская фамилия. «Кура» – это петух, т.е. человек, владевший тремя петухами. Вероятно, по мысли А.С. Пушкина, Троекуров – «недавний» дворянин, не столбовой (не путать и не связывать со «строить куры», что тоже могут вспомнить дети, это произошло из фр. выражения faire la cour – ухаживать). Дубровский же – от «дубрава» – фамилия вполне благородная, да ещё и намекает на лихое будущее одного из персонажей.

Групповая фронтальная работа – составление кластера по характеру Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Рисуем на доске два кластера, затем объединяем те качества, которые нам кажутся общими.

Зарисовываем кластеры и самостоятельно, на основе текста, составляем кластер характера заседателя Шабашкина.

1. Говорящая фамилия – от «шабаш».

2. Ключевое слово, определяющее характер, – маленький.

3. Сам кластер – характерные особенности этого человека, сравнение с первыми двумя кластерами.

Пишем в тетрадях после темы:

Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.

Причины конфликта:

Ход конфликта:

Последствия конфликта:

Парная групповая работа – составьте рассказ о прошлом Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, используя слова:

– служба, дружба, конфликт, компромисс, дворянская честь.

Основываясь на данном рассказе, ответьте на вопросы:

Почему Кирила Петрович стал «надменным» а Дубровский – «смиренным»?

Был ли неизбежен конфликт между ними и почему?

Чем мог раздражать Дубровский Троекурова?

Решение проблемы: конфликт между Дубровским и Троекуровым был неизбежен, поскольку, вероятнее всего, между ними остались невыясненные вопросы по поводу дворянской чести.


III. Итог урока.

Именно неоконченный спор о благородстве – действительном и мнимом – стал настоящей причиной конфликта между Троекуровым и Дубровским. Конфликта, в который сначала были втянуты люди совершенно иного плана (Шабашкин), а затем и их собственные дети.

Предположите конфликт Дубровского и Троекурова с тем, чтобы все, кто их окружал, были людьми совершенно иного плана (истинные дворяне). Чем мог закончиться данный конфликт?


IV. Домашнее задание.

Прочитать V–XI главы тома первого и тома второго романа А.С. Пушкина «Дубровский».


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!