СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 56. Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6  класс. 

Урок 56. Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 56. Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский».»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 56. Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский».

Раздел 4. «Открывая мир вокруг»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: показать схожесть судеб Марии Кирилловны и Владимира Андреевича и невозможность для них быть вместе.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.








2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.












































































3. Работа с текстом после чтения.













– Счастливы ли были Мария Троекурова и Владимир Дубровский?

(Нет.)

– Как вы думаете, в чём причина их несчастий? Давайте попробуем их сформулировать (социальное положение, родители, вражда между семьями).

– Какую тему урока мы можем сформулировать?

Искалеченные судьбы сына и дочери.


– Попробуем определить, в чём схожесть характеров Марии Кирилловны и Владимира Андреевича.


Работа с текстом (учебник, 6 класс, часть 3, с. 77)

Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича, о которой сказали мы ещё только несколько слов, есть героиня нашей повести. В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, (В То есть как? О) то стараясь угождать малейшим её прихотям, то пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением. (П) Уверенный в её привязанности, никогда не мог он добиться её доверенности. (В Почему? О) (Наверное, именно вследствие его непредсказуемости.) Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. (П) Она не имела подруг и выросла в уединении. Жёны и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в её распоряжение.

Отец её, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи» (Видимо, имеется в виду «Пригожая повариха», фривольное сочинение XVIII века.), не мог руководствовать её в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. (То есть была натурой романтической.) Таким образом совершила она своё воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими, (Француженка, вероятно гувернантка.) которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность и которую принуждён он был наконец выслать тихонько в другое поместие, когда следствия его дружества оказались слишком явными. Мамзель Мими оставила по себе память довольно приятную. Она была добрая девушка и никогда во зло не употребляла влияния, которое, видимо, имела над Кирилом Петровичем, в чём отличалась она от других наперсниц, поминутно им сменяемых. Сам Кирила Петрович, казалось, любил её более прочих, и черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими, воспитывался при нём и признан был его сыном, несмотря на то, что множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирилу Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми. Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых.

Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением. Он представил Кирилу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого четыре года жил он гувернёром.


– Попробуйте составить литературный портрет Марии Кирилловны. Сравните с портретом Владимира Андреевича. Найдите общие черты (работа в парах).


– Охарактеризуйте поведение Дубровского в случае с медведем. Какой главный побудительный мотив двигал Дубровским, когда он приехал в усадьбу к Кириле Петровичу? Что изменилось?


– Могли ли быть счастливы Мария Кирилловна и Владимир Андреевич? Почему?

– Была ли неизбежной женитьба с князем? Почему?


Читаем текст на с. 117.

– Вы свободны, – продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине. (В Что он имел в виду? О)

– Нет, – отвечала она. (В Почему? О) – Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского. (П)

– Что вы говорите, – закричал с отчаянием Дубровский, – нет, (В О) вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться... (П)

– Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твёрдостию, – князь – мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже её не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказать им несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали, третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди дороги, людей связанных, лошадей отпряжённых, но не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана.


– Правильно ли поступила Мария Кирилловна?

– Существовал ли какой-то другой выход из ситуации?

Работа в группах.

– Попробуйте придумать три варианта окончания романа со счастливым финалом (Кирила Петрович соглашается на женитьбу Дубровского на дочери; Мария Кирилловна уходит от князя и бежит с Дубровским в лес; Дубровского оправдывают, он восстановлен в правах и просит руки Марии Кирилловны).

(Доказываем несостоятельность иных окончаний романа.)


– Почему судьбы Владимира и Марии оказались искалечены? Что оказалось тому виной?

– Считала ли Мария для себя возможным выйти замуж за Дубровского или видела в нём, в первую очередь, спасение от ненавистного ей брака?

III. Итог урока.

История Марии и Владимира – это реалистичная история. Именно здесь Пушкин прорывает ткань авантюрного любовного романа, все реалии которого, казалось бы, мы видим: благородный разбойник, несчастная красавица, тиран-отец и т.д. Но это не Вальтер Скотт: Дубровский не успевает вовремя; Мария Кирилловна действует сообразно чувству долга и чести; разбойничья шайка разваливается… В общем, всё как в жизни и ничуть не похоже на романтическую выдумку. Так почему же судьбы двух молодых людей оказались искалечены? Казалось бы, что препятствовало двум хорошим, положительным, влюблённым друг в друга людям соединиться? Наверное, сегодня бы нарисовали такой сюжет, да и полно их в современной литературе: ограбив пару-тройку чиновников, сделали бы себе паспорта, состояния, да и махнули куда-нибудь за границу, прожигать жизнь.

Только вот подобные фокусы на просторах данного романа невозможны. Потому что понятия о чести и долге – это одна из составляющих бытия человека того времени. И даже Кирила Петрович, при всём его самодурстве, эти вещи прекрасно понимал. Поступив иначе, молодые люди перестали бы быть собой. Так что данная история просто не могла иметь бытового положительного финала. «Я Вас люблю, к чему лукавить. Но я другому отдана, и буду век ему верна…»



IV. Домашнее задание.

Повторить все темы по данному разделу. Ответить на вопросы на с. 120.


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!