СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 12. «Всю душу выплещу в слова» (С.А. Есенин, стихотворения)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс.

 

 

 

Урок 12. «Всю душу выплещу в слова» (С.А. Есенин, стихотворения)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 12. «Всю душу выплещу в слова» (С.А. Есенин, стихотворения)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 12. «Всю душу выплещу в слова» (С.А. Есенин, стихотворения)

Раздел 1. Вспоминаю детство

Рабочее название урока: Возможна ли правда в литературе?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель урока: понять, возможна ли правда в художественном творчестве и в чём она выражается – в объективной оценке происходящего или в субъективном взгляде автора на мир.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.































































2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.





























3. Работа с текстом после чтения.




– Давайте начнём урок с чтения текста на с. 63.

«10 октября. Что мы помним о своём детстве? (В И что же? О) Отдельные события, эпизоды, свои детские мечты. (П) Кто-то, повзрослев, посмеивается над этими мечтами, а кто-то остаётся верен им всю жизнь. (В Это правильно? О) Мне кажется, именно они, детские мечты, вместе с любовью к своей семье и являются теми корнями, которые держат нас всю жизнь. (П) Думаю, что писатели, как и все люди, в своих детских воспоминаниях не вполне объективны. (В Мы это уже поняли. Но почему? О) Все мы что-то домысливаем, досочиняем к своим судьбам, но в то же время и это – правда, но глазами определённого человека. (П) Вряд ли проблема соотношения вымысла и исторической правды в литературе может быть решена...

– Сформулируем тему урока:

Возможна ли правда в литературе?



– Почему писателей и поэтов влечёт к мемуарной литературе, к автобиографической прозе, стихам? Что это: стремление найти поддержку в воспоминаниях молодости, отрочества, детства? Или попытка разобраться в самом себе? Или желание уберечь читателей от собственных ошибок? Или просто потребность рассказать о себе и своём времени?

(Работа над вариантами по группам, пять минут.)

– Подумайте над размышлениями А.С. Пушкина по поводу утерянных мемуаров великого английского поэта Дж.Г. Байрона (1788–1824). В письме к своему другу поэту П.А. Вяземскому (ноябрь, 1825 г., из Михайловского в Москву) А.С. Пушкин пишет: «Зачем жалеешь о потере записок Байрона? чёрт с ними! слава Богу, что потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии. В хладнокровной прозе он бы лгал и хитрил, то стараясь блеснуть искренностью, то марая своих врагов… Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы – иначе. Писать свои Memoires заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать – можно; быть искренним – невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью – на том, что посторонний прочёл бы равнодушно. Презирать… суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно».

– Почему Пушкин радуется потере записок Байрона? (Предположения детей.)

– Что он говорит о слабостях великих и обычных людей? (Почему «мал и мерзок по-другому»?)

– В чём он видит недостатки прозаической исповеди и преимущества исповеди поэтической?



– Прочитайте ещё раз биографию С.А. Есенина и выделите ключевые слова и фразы (с. 63–64).

– Прочитайте фрагмент из стихотворения С.А. Есенина «Мой путь», написанного в 1925 году. О каких «ощущениях детских лет» говорит в нём Есенин? Почему он считает, что сберечь эти ощущения «хорошо», и возвращается к ним спустя столько лет, в последний год своей жизни? Объясните значение строфы:

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.


– Можно ли сказать, что стихотворение «Мой путь» – это только воспоминание о детстве поэта?

– Как соотносится биография Есенина с этим стихотворением?

– Существует ли правда в литературном произведении? В чём она?

Читаем и анализируем стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (с. 66).

– Прочитайте наизусть стихотворение.

– Попробуйте перечислить те чувства, которые испытывает герой.

– Объясните значение слова «исповедь». Можно ли назвать это стихотворение в определённой степени исповедью лирического героя?

– Покажите, что это лирическое стихотворение. Проследите, как в нём проявляется автобиографическое начало.

– Поэт назвал стихотворение «Письмо матери». Что для поэта и его лирического героя мать? Почему в минуты душевной «усталости» он пишет именно ей? Как вы думаете, что вызвало в душе поэта «тоску мятежную», «раннюю усталость»? Личные переживания, историческая эпоха, отрыв от родных корней, к которым он теперь стремится вернуться?

– Выделите в тексте наиболее яркие эпитеты, в том числе цветовые («синий мрак», «белый сад»), имевшие для С.А. Есенина особое значение, связанные с лирическим ощущением родного края (работа в тетради).

– Найдите повторы в стихотворении. Попробуйте объяснить, чем они вызваны.

– Сделайте в тетради краткое прозаическое изложение стихотворного текста. Что изменилось?

– Сделайте вывод, что делает этот стихотворный текст художественным.

– Вы помните, что в дневнике Алексея фамилии М.И. Цветаевой и С.А. Есенина стоят рядом, и, вероятно, помните почему. Как вы думаете, что сближало этих двух людей, таких разных и по происхождению, и по воспитанию, людей с такой непохожей судьбой и … с таким похожим исходом (оба – самоубийцы)? Есть ли в стихотворениях Есенина последних лет какое-то чувство, настроение, предвещающее его трагический финал? Чем были воспоминания детства для Есенина?

(В сущности, оба поэта при всей их непохожести удивительно похожи: оба находились в разладе с эпохой, оба стремились к свободе самовыражения, желали оставаться самими собой, оба трагически воспринимали окружающий мир и не смогли справиться с собственными переживаниями или не захотели этого.)

– Детские воспоминания? Что они для Цветаевой и Есенина? Попытка вернуться в тот мир, где всё было так светло и ясно, где были живы родители – защита от всех жизненных бурь.

Детские воспоминания – это и первое осознание самого себя, своего характера, своего предназначения, своего дарования, своего «я».

Отвечаем на главный вопрос урока: «Возможна ли правда в литературе»?

III. Итог урока.

Правда в литературе возможна, но это не правда события, факта, а правда ощущений, переживаний, воспоминаний. Эта правда субъективна, но она зачастую полнее и объективнее простого описания событий и перечисления фактов – за ними не видно человека, эпохи. В то время как из дневника, из лирического стихотворения, из мемуаров, из художественного текста мы можем узнать гораздо больше, чем из исторической хроники или учебника по психологии.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают статью о М. Горьком (учебник, с. 68–69) и главы I–IV из повести М. Горького «Детство».


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!