– Давайте начнём урок с чтения текста на с. 63. «10 октября. Что мы помним о своём детстве? (В И что же? О) Отдельные события, эпизоды, свои детские мечты. (П) Кто-то, повзрослев, посмеивается над этими мечтами, а кто-то остаётся верен им всю жизнь. (В Это правильно? О) Мне кажется, именно они, детские мечты, вместе с любовью к своей семье и являются теми корнями, которые держат нас всю жизнь. (П) Думаю, что писатели, как и все люди, в своих детских воспоминаниях не вполне объективны. (В Мы это уже поняли. Но почему? О) Все мы что-то домысливаем, досочиняем к своим судьбам, но в то же время и это – правда, но глазами определённого человека. (П) Вряд ли проблема соотношения вымысла и исторической правды в литературе может быть решена... – Сформулируем тему урока: Возможна ли правда в литературе?
– Почему писателей и поэтов влечёт к мемуарной литературе, к автобиографической прозе, стихам? Что это: стремление найти поддержку в воспоминаниях молодости, отрочества, детства? Или попытка разобраться в самом себе? Или желание уберечь читателей от собственных ошибок? Или просто потребность рассказать о себе и своём времени? (Работа над вариантами по группам, пять минут.) – Подумайте над размышлениями А.С. Пушкина по поводу утерянных мемуаров великого английского поэта Дж.Г. Байрона (1788–1824). В письме к своему другу поэту П.А. Вяземскому (ноябрь, 1825 г., из Михайловского в Москву) А.С. Пушкин пишет: «Зачем жалеешь о потере записок Байрона? чёрт с ними! слава Богу, что потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии. В хладнокровной прозе он бы лгал и хитрил, то стараясь блеснуть искренностью, то марая своих врагов… Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы – иначе. Писать свои Memoires заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать – можно; быть искренним – невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью – на том, что посторонний прочёл бы равнодушно. Презирать… суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно». – Почему Пушкин радуется потере записок Байрона? (Предположения детей.) – Что он говорит о слабостях великих и обычных людей? (Почему «мал и мерзок по-другому»?) – В чём он видит недостатки прозаической исповеди и преимущества исповеди поэтической?
– Прочитайте ещё раз биографию С.А. Есенина и выделите ключевые слова и фразы (с. 63–64). – Прочитайте фрагмент из стихотворения С.А. Есенина «Мой путь», написанного в 1925 году. О каких «ощущениях детских лет» говорит в нём Есенин? Почему он считает, что сберечь эти ощущения «хорошо», и возвращается к ним спустя столько лет, в последний год своей жизни? Объясните значение строфы: Тогда впервые С рифмой я схлестнулся. От сонма чувств Вскружилась голова. И я сказал: Коль этот зуд проснулся, Всю душу выплещу в слова. – Можно ли сказать, что стихотворение «Мой путь» – это только воспоминание о детстве поэта? – Как соотносится биография Есенина с этим стихотворением? – Существует ли правда в литературном произведении? В чём она? – Читаем и анализируем стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (с. 66). – Прочитайте наизусть стихотворение. – Попробуйте перечислить те чувства, которые испытывает герой. – Объясните значение слова «исповедь». Можно ли назвать это стихотворение в определённой степени исповедью лирического героя? – Покажите, что это лирическое стихотворение. Проследите, как в нём проявляется автобиографическое начало. – Поэт назвал стихотворение «Письмо матери». Что для поэта и его лирического героя мать? Почему в минуты душевной «усталости» он пишет именно ей? Как вы думаете, что вызвало в душе поэта «тоску мятежную», «раннюю усталость»? Личные переживания, историческая эпоха, отрыв от родных корней, к которым он теперь стремится вернуться? – Выделите в тексте наиболее яркие эпитеты, в том числе цветовые («синий мрак», «белый сад»), имевшие для С.А. Есенина особое значение, связанные с лирическим ощущением родного края (работа в тетради). – Найдите повторы в стихотворении. Попробуйте объяснить, чем они вызваны. – Сделайте в тетради краткое прозаическое изложение стихотворного текста. Что изменилось? – Сделайте вывод, что делает этот стихотворный текст художественным. – Вы помните, что в дневнике Алексея фамилии М.И. Цветаевой и С.А. Есенина стоят рядом, и, вероятно, помните почему. Как вы думаете, что сближало этих двух людей, таких разных и по происхождению, и по воспитанию, людей с такой непохожей судьбой и … с таким похожим исходом (оба – самоубийцы)? Есть ли в стихотворениях Есенина последних лет какое-то чувство, настроение, предвещающее его трагический финал? Чем были воспоминания детства для Есенина? (В сущности, оба поэта при всей их непохожести удивительно похожи: оба находились в разладе с эпохой, оба стремились к свободе самовыражения, желали оставаться самими собой, оба трагически воспринимали окружающий мир и не смогли справиться с собственными переживаниями или не захотели этого.) – Детские воспоминания? Что они для Цветаевой и Есенина? Попытка вернуться в тот мир, где всё было так светло и ясно, где были живы родители – защита от всех жизненных бурь. Детские воспоминания – это и первое осознание самого себя, своего характера, своего предназначения, своего дарования, своего «я». Отвечаем на главный вопрос урока: «Возможна ли правда в литературе»? |