СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 41. «Что можно увидеть, вглядевшись внимательно» (По тексту Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 7  класс.

Урок 41. «Что можно увидеть, вглядевшись внимательно» (По тексту Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 41. «Что можно увидеть, вглядевшись внимательно» (По тексту Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 41. «Что можно увидеть, вглядевшись внимательно» (По тексту Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»)

Раздел 3. «Я и другие»

Рабочее название урока: Какие составляющие есть у таланта?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На примере текста повести «Безумная Евдокия» продолжаем говорить о проблемах взаимоотношения общества и коллектива; о том, как по-разному, с разных позиций можно оценить один и тот же поступок.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.





2. Анализ текста.









































































































































































3. Работа с текстом после чтения.


– Давайте попробуем сравнить Олю и Петра, героя повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»; Олю и Колю Дмитриева («Ранний восход» Л.А. Кассиля). При сравнении необходимо учесть родственность художественных натур, любовь героев к искусству, талантливость, любовь к людям. Выявить сходство и различия (работа в парах).


Информация для учителя.

Оля талантлива «для себя», душа её пока закрыта для людей, которых она считает недостойными своего внимания. Эгоцентризм Петра объясняется его слепотой, ощущением собственной неполноценности, и даже с этим герой сумел совладать. Коля Дмитриев в изображении Льва Кассиля любит людей, уважает их, часто бывает недоволен сам собою, и не только как художником, но и как обыкновенным человеком. Сравнивая этих героев, желательно вспомнить слова Евдокии Савельевны: «К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию художника человечность…»


Формулируем вопрос урока:

Какие составляющие есть у таланта?

– Давайте рассмотрим в отношении к вопросу о таланте характер самой Евдокии Савельевны.

– Назовите излюбленные приёмы Евдокии Савельевны в работе с детьми.

– Зачем она устраивала встречи «нынешних с бывшими»?

– Почему приглашала на эти встречи «не только героев, а и диспетчеров с поварами»?

– С какой целью выделяла самых незаметных в классе ребят и хотела, чтобы «все были вместе и с ней во главе»?

– Могла ли Евдокия Савельевна выглядеть так, как изобразила себя на «Автопортрете» Е. Леманн (учебник, с. 75)? Поясните свою точку зрения.


Информация для учителя.

Главная задача Евдокии Савельевны – воспитать в детях «талант человечности», научить их уважать людей, человеческий труд, каким бы он ни был. В труде все равны, в каждом деле можно быть художником, нельзя унижать людей, презирать их. Напротив, нужно уметь найти в каждом нечто такое, что достойно уважения. Эту мысль понял Олин отец в конце повести «Безумная Евдокия»: «Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверное, хотела объяснить нашей дочери и её одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память».

От выпуска к выпуску передаются традиции школы, заложенные школой взгляды на жизнь. Отсюда и необходимость встреч «нынешних с бывшими». Кроме того, «нынешние» через «бывших» постигают реальную жизнь, учатся уважать ту школу, куда так охотно возвращаются «бывшие». Скоро и «нынешние» станут «бывшими» и тоже начнут приходить сюда. Так осуществляется связь поколений выпускников.

Никому из детей Евдокия Савельевна не давала почувствовать свою ненужность и никчёмность. Она учила всех радоваться любым, даже самым незначительным успехам товарища.

– Докажите на примере эпизодов с Люсей и Борей Антохиным, что Евдокия Савельевна понимала душевное состояние своих учеников.


Информация для учителя.

Евдокия Савельевна назначила Люсю, двоечницу, старостой класса. Она понимала, что Люся, остро переживавшая свои домашние проблемы, униженная Олей, нуждается в моральной поддержке. Сделав Люсю старостой, классная руководительница как бы дала ей понять, что она, Люся, уважаемый человек, что она нисколько не ниже Оли. Любовь к Оле Бори Антохина тоже не секрет для Евдокии Савельевны. Да и состояние души самой Оли она понимает слишком хорошо.


– Что в поведении и характере Оли настораживало, а подчас и раздражало Евдокию Савельевну?

– Действительно ли причиной её раздражения были Олины успехи или то, что Оля не такая, как все, по мнению её отца?

– Почему Евдокия Савельевна отказалась устроить в школе Олину выставку?

– Как вы думаете, при каких условиях она могла бы на это согласиться?


Информация для учителя.

Евдокия Савельевна видела в Оле то, чего не видели в девочке родители: её высокомерное, пренебрежительное отношение к окружающим, презрение к их занятиям, образу жизни, эгоизм. Не успехи Оли раздражали классную руководительницу, а то, что в целом мире Оля видела только себя, своё собственное величие. Она росла в классе, где не было больше столь одарённых детей, и любила показать, что она выше одноклассников, а классная руководительница не должна была этого допускать. Евдокия Савельевна возмущена, что Оля забыла о Люсе, стоящей под окном художественной школы с папкой её рисунков, не заметила влюблённости Бори. Кроме того, учительницу поражает Олина поверхностность по отношению к другим: «Жить только собой – это полбеды, – жёстко произнесла она. – Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы… Ей было некогда вникнуть. Недосуг!»

Из-за Олиного отношения к людям, из-за её стремления подчеркнуть свою «непохожесть», из-за пренебрежения к повседневной жизни своих товарищей Евдокия Савельевна не разрешает устроить индивидуальную Олину выставку. Она не хочет способствовать развитию Олиного самомнения. Выставка могла бы состояться, если бы Оля иначе относилась к самой себе и к окружающим.


– Почему Евдокия Савельевна при всей своей опытности не смогла изменить характера собственной ученицы? Она ведь тоже считает себя виноватой в случившейся трагедии.

– Понял ли Олин отец, в чём состояла его ошибка?


Информация для учителя.

Евдокия Савельевна смогла бы достичь результата, если бы родители девочки были более внимательны к нравственному облику своего ребёнка. Теперь, после случившегося, Олин отец понял, в чём он был неправ. («Мы с Надюшей боролись против «безумной Евдокии» за право строить… или, как говорится, формировать Олин характер, – размышлял я. – Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья».)


– В конце повести Евдокия Савельевна открывает Олиному отцу много горьких истин о его дочери. Стоило ли делать это в такую тяжёлую минуту?

– Можно ли считать Евдокию Савельевну мстительной, злопамятной? С кем из героинь повести у вас ассоциируется облик плачущей женщины с картины П. Пикассо (учебник, с. 90)?



Информация для учителя.

Интересно то, что Олин отец сам вызывает Евдокию Савельевну на разговор: он хочет «разобраться», «понять» и по привычке начинает «искать аргументы в защиту дочери». И только тогда классная руководительница открывает ему глаза на сущность Олиного характера. Именно в момент потрясения, пережив душевную драму, герой может понять её доводы. В другое время он, возможно, не воспринял бы их. Он и сейчас чуть было не сказал, что «один поступок не может полностью характеризовать человека», но Евдокия Савельевна опередила его: «Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так». И на слова героя о том, что Олино исчезновение было протестом против её одиночества в классе, был дан четкий, видимо, давно продуманный ответ: «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество».

Евдокия Савельевна не мстительна и не злопамятна, как и её ученики: в трудную минуту они рядом с Олей. Более того, учительницу вдруг взволновала мысль, что «Оля может принять всю вину на себя» и «эта ноша окажется для неё непосильной». Она догоняет Олю, чтобы поддержать её, разделить с ней «тяжесть ноши».


– Докажите на примерах из текста, что Евдокия Савельевна воспитала не одно поколение умных, добрых, тактичных людей.

– Кого из героев повести напоминает вам мужчина на портрете, представляющем собою учебный рисунок (учебник, с. 82)? Объясните почему.


Информация для учителя.

Важно вспомнить не только поведение Бори и Люси по отношению к Олиным родителям, но и «обман» Мити Калягина: он не рассказал, что его сын звонил родителям ночью и предупредил, где находится. Митя не хочет расстраивать Надю, напротив, пытается утешить её. Евдокия Савельевна знает правду и понимает, почему Митя солгал.


– К чему приходит Олин отец в конце повести? Что можно сказать о нём самом?


Информация для учителя.

Олин отец понял, что заблуждался. Он нашёл в себе мужество посмотреть правде в глаза: «Вот, наверно, где был тот роковой поворот в нашей жизни! – подумал я. – Мы перестали вглядываться друг в друга. Наши глаза устремились в ином направлении. “Родители Оленьки” – это стало нашей главной приметой и главной профессией. Я даже не заметил, что Надя уже не поёт… и что я перестал писать свои фантастические рассказы. И о сердце Надином вспомнил только сегодня…» Теперь герою предстоит найти иные пути воспитания дочери. Возможно, при помощи Евдокии Савельевны ему это удастся. И Оля, может быть, будет лучше понимать окружающих, больше их ценить: она тоже пережила сильное потрясение и тяжёлое горе.

Разглядел герой и саму Евдокию Савельевну. Теперь она, укрывавшая в войну солдат, пережившая, видимо, личную драму, но сохранившая доброту, свежесть ума и силу характера, уже не кажется ему «безумной». Он чувствует вину перед ней. «Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, – говорит герой. – Безумие пришло в наш дом. Что может быть страшнее?»


– Вы прочитали фрагменты из повести В.К. Железникова «Чучело» и повесть А.Г. Алексина «Безумная Евдокия». Как вы думаете, возможен ли эпизод, описанный в прочитанных вами главах из повести «Чучело», в классе, классным руководителем которого является Евдокия Савельевна? Докажите вашу точку зрения.

Отвечаем на главный вопрос урока: какие составляющие есть у таланта? (Работа в группах, ответ фронтально.)



III. Итог урока.

Человек, который имеет в своём сердце любовь, вовсе не обязательно будет в чём-то талантливым, но любовь обязательно является одной из составляющих таланта. Евдокия Савельевна – талантливый учитель, прежде всего, потому, что имеет в своём сердце любовь к своим ученикам, прошлым и настоящим.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают повести А.Г. Алексина (на выбор) «А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «В тылу как в тылу».



© ООО «Баласс», 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!