– Сегодня мы подводим итоги работы над разделом «Я и другие». – Что означают понятия «нравственность», «нравственный человек», «безнравственный поступок»? Сопоставь своё объяснение с определениями, которые даёт толковый словарь. – Что объединяет произведения, включённые в раздел «Я и другие»? – Как ты думаешь, почему герои многих произведений этого раздела – учителя и ученики? – Как связаны с произведениями раздела стихотворения А.С. Пушкина и Б.Ш. Окуджавы? – Большинство произведений этого раздела – рассказы. Назови особенности этого жанра. Какими приёмами пользуются авторы рассказов для создания характеров героев? – С каким новым эпическим жанром ты познакомился в этом разделе? Каковы его особенности? Формулируем тему урока: Почему раздел называется «Я и другие»? – Давайте прочитаем статью на с. 135 учебника «Авторская позиция в оценке литературного героя». Независимо от индивидуальных особенностей характера литературного героя есть определённые традиционные критерии, по которым этот характер оценивается. (В Какие же это критерии? О) И самый главный из них – нравственность: нравственность поступка, нравственность выбора, нравственность мыслей... П Давайте зададим себе вопрос: а почему нравственность является главным критерием оценки литературного героя? Поэтому все произведения этого раздела – о любви, доброте, самоотверженности, преданности. И ещё – о нравственном взрослении. Попробуем сформулировать для себя, что же такое «нравственное взросление». Именно этот критерий даёт автору основание оценить своих героев и высказать эту оценку. (В Как, каким образом высказывается эта нравственная оценка? О) Многие способы выражения авторской позиции и оценки традиционны: художественная деталь, авторское замечание, особенности лексики, синтаксиса, выражение оценки с помощью другого героя и др. (П) Однако авторы находят и собственные способы оценки. Мы наблюдали, как по-разному это делают А.Г. Алексин, О. Генри, В.М. Шукшин. – Вспомним способы выражения авторской позиции. – Почему же именно нравственность является главным критерием оценки литературного героя, а нравственное взросление – основной темой произведения? – Давайте сформулируем критерии нравственности (работа в группах). – Давайте сформулируем критерии нравственного взросления (работа в группах). Информация для учителя. Нравственность – русское истолкование слова «этика». Оно, в свою очередь, идёт от понятия «этос», предложенного Аристотелем. Этос – это всё, что относится к человеческому жилью. Из этого понятия Аристотель вывел следующее: этические добродетели. По воззрению Аристотеля, истинная этика не сводится к одному лишь знанию добра, потому что человек, знающий добро, может, увлекаясь чувственными желаниями, поступать дурно. Аристотель считает, что главная суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму. Сначала эта разумная этическая деятельность бывает только результатом отдельных актов свободного решения души; но через упражнение она становится привычной и делается «постоянным качеством воли», неизменным свойством характера. Тогда разумный элемент души непрерывно владычествует над тем её элементом, который доступен влиянию чувственных впечатлений и страстей; тогда человек живёт добродетельно и постоянно поступает нравственно. Главную отличительную черту добродетели «Никомахова этика» Аристотеля видит в том, чтобы держаться разумной середины между противоположными крайностями, ибо крайности – и суть пороки. Так, пороками являются две крайности: тщеславие и малодушие, а середина между ними – великодушие – есть этическая добродетель. К числу добродетелей Аристотель относит также мужество (среднее между пороками безрассудной отваги и трусости), щедрость (среднее между расточительством и скупостью) и т.д. Латинское слово mos также переводится как «нрав». Цицерон, ориентируясь на греческий перевод, образовал прилагательное moralitas (относящийся к нравам), а от него позднее возникает слово «мораль». – Почему же нравственное взросление – главная тема произведений? (Работа в парах.) Формулируем ответ. Информация для учителя. Опыт человека – строительный материал для построения произведения. Взрослея, человек учится делать выводы. Эти выводы, как правило, являющиеся результатом нравственной работы души, ложатся в основу произведений. Именно поэтому они нам и интересны: мы сопереживаем героям произведений и полнее раскрываем для себя окружающий мир при помощи художественной литературы. – Как вы понимаете следующее высказывание А.П. Чехова: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом». – Предлагаем темы сочинений (учебник, с. 135) и примерные планы к ним. Темы сочинений 1. Не только уроки французского… (по рассказу В.Г. Распутина). 2. Две учительницы (по произведениям А.Г. Алексина «Безумная Евдокия» и В.Г. Распутина «Уроки французского»). 3. «Спешите делать добрые дела» (по книгам раздела «Я и другие»). 4. Каким заповедям я бы хотел следовать в своей жизни. Тема I. Не только уроки французского… (по рассказу В.Г. Распутина). I. Вступление. Моё представление о настоящем уроке. II. Основная часть. Уроки, полученные учеником и учителем. 1. Ученик получил урок милосердия и истинной доброты. 2. Учитель получил урок гордости и достоинства. III. Заключение. Нельзя забывать тех, чьи уроки учили нас человечности. Тема III. «Спешите делать добрые дела» (по произведениям раздела «Я и другие»). I. Вступление. Заповедь поэта А. Яшина. II. Основная часть. Надо спешить делать добро! 1. Лена Бессольцева поспешила помочь другу (по повести В.К. Железникова «Чучело»). 2. Лидия Михайловна поспешила поддержать голодного (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»). 3. Оля не торопилась и опоздала (по повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия»). III. Заключение. Только в детстве жизнь кажется бесконечной. – Делаем вывод по теме урока: «Почему раздел называется “Я и другие”». |