– Мы начинаем изучение нового раздела: я и мир, вечное и преходящее. Какие проблемы изучает данный раздел? (Раздел рассматривает проблемы взаимоотношений личности и мира.) – Давайте прочитаем стихотворение Д.С. Самойлова «Зрелость». Д.С. Самойлов ЗРЕЛОСТЬ Мне снился сон. И в этом трудном сне Отец, босой, стоял передо мною. И плакал он. И говорил ко мне: – Мой милый сын! Что сделалось с тобою! Сон называется трудным, потому что заставляет думать и переживать. Отец плакал из-за того, что его сын вырос вовсе не так, как он мечтал; был вынужден сталкиваться с тем, от чего он хотел его уберечь. Давид Самойлов – из поколения фронтовых поэтов – он воевал почти с самого начала войны. Он проклинал наш век, войну, судьбу. И за меня он требовал расплаты. А я смиренно говорил ему: – Отец, они ни в чём не виноваты. В этом трагедия и конфликт поколений: каждое поколение сталкивается со своей бедой, своей судьбой, и отцы не могут помочь детям. И видел я. И понимал вдвойне, Как буду я стоять перед тобою С таким же гневом и с такой же болью… Мой милый сын! Увидь меня во сне!.. Осознание того, что каждый человек по-новому преодолевает все трудности жизни; опыт не передаётся, и единственное, чем один может помочь другому, – любовь и сочувствие. – Давайте попробуем выбрать из дневниковой записи Алексея от 27 января самые актуальные вопросы: – А что же тогда вечное? Что такое вечная ценность, переходящая из века в век, от поколения к поколению? Что нужно не упустить для себя в жизни за каждодневной текучкой? – В чём мои взаимоотношения с миром? – И всё же есть ли ценность большая, чем моя жизнь? (В принципе, этими вопросами: что есть мир, что есть человек и каково место человека в мире, с самого своего зарождения занимается философия.) Формулируем тему урока: Вечные вопросы бытия. – Давайте подумаем, как на эти вопросы отвечали герои произведений из прочитанного нами раздела «Я и другие». (Работа в группах, анализ героев на выбор учителя/ученика; их ответ на три вопроса философии.) – Как вы думаете, что в нашей жизни является вечным, а что преходящим? Рассмотрите картину С. Дали «Архитектурное воспоминание…». Как отражается в ней мысль художника о преходящем и вечном? Информация для учителя. Рассуждая о картине С. Дали, учащиеся обращают внимание на то, каким маленьким кажется на ней человек, стоящий с ребёнком на песке у вечного, бескрайнего и спокойного моря, которое сливается с таким же безграничным небом. На берегу моря, словно охраняя путь к вечности, как остатки древних колоссальных ворот (тема входа, ворот, арок, дверей повторяется в картине многократно), вздымаются два причудливо изогнутых каменных столпа, которые одновременно являются фигурами ангелов (растущие на левом столпе кипарисы становятся крыльями). Кипарисы, похожие на обломки чёрного гранита, также говорят о вечности, так как образ кипариса связан со смертью, с местом последнего успокоения человека. Жизнь человека недолговечна, говорит картина Дали, человек мал и хрупок по сравнению с древним вечным миром. – Как вы думаете, мы от мира больше берём или что-то своё привносим в него? Попытайтесь объяснить мысль А.П. Чехова, послужившую эпиграфом к данному разделу учебника. (Индивидуальная работа.) – Как вы понимаете этот образ – «колесо истории»? Может ли человек уберечься от этого беспощадного «колеса»? Приведите примеры (исторические или литературные) влияния исторических событий на человеческие судьбы. Из каких книг, прочитанных в этом учебном году, можно, в частности, почерпнуть подобные примеры? Согласны ли вы с тем, что человек – «песчинка» перед лицом истории? (Привести пример, как подтверждающий, так и опровергающий это определение – работа в парах.) – Как вы думаете, есть ли в мире ценность большая, чем человеческая жизнь? Имеет ли право кто-то или что-то потребовать отдать её? (Работа в группах, доказываем: человеческая жизнь – абсолютная ценность; человеческая жизнь – то, чем можно пожертвовать, чтобы жили другие; человеческая жизнь – песчинка, и сама по себе не имеет никакой цены.) Подводим итог по работам групп, формулируем выводы на доске, записываем в тетрадь. – Что означает выражение «нравственные принципы»? Как можно определить, есть они у человека или нет? Как возникает, формируется система нравственных принципов? У кого из литературных героев, с которыми вы познакомились в этом учебном году, такие принципы были, у кого только формировались, у кого отсутствовали? (Заполняем таблицу в тетради по данному вопросу, три параметра: наличие моральных принципов, отсутствие моральных принципов; формирование моральных принципов.) – Попробуйте объяснить смысл картины «Рука с отражающей сферой» (художник М. Эшер), помещённой на с. 137 учебника. Как в этой картине отражается мысль о взаимоотношениях человека с миром? Информация для учителя. Нам кажется, что сфера – это модель земли. Человек держит её в своих руках, в его воле – разбить её, уничтожить: она выглядит такой тонкой, хрупкой. Но вместе с тем человек и внутри неё, он её пленник, она держит его и не выпускает. Кроме того, сфера является «отражающей». Как бы ты ни скрывал своего лица, она всё равно покажет, какой ты на самом деле. Человек – и хозяин мира, и его пленник. Отношение к миру – мерило нравственных ценностей человеческой личности. – Как вы понимаете смысл стихотворения Д.С. Самойлова «Зрелость»? Попробуйте объяснить его название. Формулируем вывод по теме урока. |