СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 54. Кто посадил тополя? (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7  класс.

 

Урок 54. Кто посадил тополя? (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 54. Кто посадил тополя? (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 54. Кто посадил тополя? (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»

Рабочее название урока: Почему мы часто забываем тех, кто нам помог?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На этом уроке мы говорим о том, что одним из предназначений человека является помогать другим и не требовать за это благодарности.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.

































2. Анализ текста.
























































































































































3. Работа с текстом после чтения.


– Читаем биографию Ч. Айтматова. В чём Ч. Айтматов видел предназначение писательского труда?


Информация для учителя.

«Литература должна самоотверженно нести свой крест – вторгаться в сложности жизни, с тем, чтобы человек… тревожился за всё доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства».


– Давайте прочитаем дневниковые записи Алексея от 2 марта и 12 марта.

В записи от 2 марта Алексей рассуждает о человеческом достоинстве и чести как непреходящих ценностях. В записи от 12 марта он говорит о том, что такое самопожертвование и самосохранение, что такое забвение и неблагодарность. Учитель просит семиклассников подумать над вопросами, предложенными учебником (с. 178).

– Объясни значения слов «честь», «достоинство». Вспомни, в какой связи мы говорили о чести и достоинстве на уроках литературы в 5-м классе по учебнику «Шаг за горизонт».

– Объясни, как ты понимаешь смысл слов «самопожертвование» и «самосохранение».


– Умеешь ли ты быть благодарным? Помнишь ли людей, которые сделали тебе добро?

– Как ты думаешь, должен ли человек, совершивший хороший поступок, сделавший добро другим, ждать за это благодарности, одобрения?

– Что такое скромность? Уместна ли она в нашей сегодняшней жизни?

– В своём дневнике Алексей пишет: «Мы часто не помним о людях, которые, жертвуя собой, повлияли на ход событий, а имена многих даже не знаем. Порой мы забываем о тех, кто когда-то сделал нам добро, помог».

Формулируем тему урока:

Почему мы часто забываем тех, кто нам помог?


– В начале повести рассказчик говорит: «История, всколыхнувшая мне душу, история, побудившая меня взяться за кисть, кажется мне настолько огромной, что я один не могу её объять… Не пожалейте жара своих сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю…» Почему автор называет «огромной» историю, изложенную в повести? Можно ли считать, что содержание этого произведения сводится к личной драме Дюйшена и Алтынай?

(Работа в группах, мнения детей.)


Информация для учителя.

Отвечая на эти вопросы, учащиеся приходят к выводу, что история, рассказанная в повести, выходит далеко за рамки личной драмы героев. Она изображает широкое полотно жизни, нравов и обычаев народов Средней Азии в 20-е годы через картины быта маленького аила Куркуреу, историческую драму столкновения старого и нового, участниками и жертвами которой стали Дюйшен и Алтынай. Кроме того, и проблема, поднятая в повести, гораздо глубже личной проблемы. Девушка уехала и рассталась с тем, кто её спас, своим учителем, своей первой любовью. Теперь, когда она многого достигла, ей стыдно встретиться с ним. Таково, на первый взгляд, нравственное содержание повести. На самом деле автор ставит здесь гораздо более глубокую проблему – проблему исторической памяти и благодарности, которую должен испытывать народ по отношению к тем, кто бескорыстно и самоотверженно трудился ради него. Нельзя забывать таких, как учитель Дюйшен.


– Что такое благодарность народа? В чём, по-вашему, она должна проявляться?

(Работа в группах. Варианты ответов: «Ни в чём, потому что народ живёт в своих потомках»; «В памятниках и названиях»; «В уважении и почитании памяти прошлого»).


– Что же открывают мальчишкам тополя, посаженные Дюйшеном и Алтынай?


Информация для учителя.

Тополя, посаженные Дюйшеном и Алтынай, открывают забравшимся на них мальчишкам «дивный мир простора и света», «величие земли»: «А за аилом терялась в смутном мареве распростёртая целинная степь. Мы всматривались в её сизые дали, насколько хватало глаз, и видели ещё много-много земель, о которых прежде не подозревали, видели реки, о которых прежде не ведали. Реки серебрились на горизонте тоненькими ниточками. Мы думали, притаившись на ветках: это ли край света или дальше есть такое же небо, такие же тучи, степи и реки? Мы слушали, притаившись на ветках, неземные звуки ветров, а листья в ответ им дружно нашёптывали о заманчивых, загадочных краях, что скрывались за сизыми далями».

Тополя помогают маленьким людям открыть новые горизонты. Для этого всегда нужна какая-то опора, как твёрдый ствол дерева, как его ветви, на которые можно опереться. Для этого нужна какая-то вершина, на которую можно забраться.



– Какую роль в повести играет описание двух тополей, растущих на возвышенности?

(Работа в группах.)


Информация для учителя.

Эти два тополя – своего рода символ. Так и Дюйшен был опорой для своих учеников, открывал им новый, неведомый мир знаний.

Только один вопрос не задавал себе рассказчик в детстве, о чём впоследствии горько сожалел: кто посадил эти тополя? Так мы часто не задумываемся, кто был источником того, что приносит нам пользу и радость, не знаем тех причин, которые побуждают такого человека к действию на благо людям.


– Рассказчик не знал, почему бугор, где стояли тополя, называли «школой Дюйшена», и спросил об этом у стариков. Какое отношение к Дюйшену слышится в ответе одного из них?


Информация для учителя.

Не зная, почему место, где растут тополя, называют «школой Дюйшена», рассказчик задаёт вопрос старикам. Он видит пренебрежительный жест и слышит презрение в голосе отвечающего: «Один из них небрежно махнул рукой: “Кто такой Дюйшен? Да тот самый, что и сейчас тут живёт, из рода Хромой овцы. Давно это было, Дюйшен в ту пору комсомольцем был. На бугре том стоял чей-то заброшенный сарай. А Дюйшен там школу открыл, детей учил. Да разве же то школа была, название одно. Ох, и интересные же времена были! Тогда кто мог схватиться за гриву коня и вдеть ногу в стремя – тот сам себе начальник. Так и Дюйшен. Что взбрело ему в голову, то и сделал. А теперь и камешка не найдёшь от того сарайчика, одна польза, что название осталось…”»




– Чего достигли в жизни Дюйшен и Алтынай?

– Как встречали Алтынай в её родном аиле?

– Почему так важно помнить, кто посадил тополя?


Информация для учителя.

Конечно, Дюйшен – всего лишь почтальон, ничего он не добился в жизни (так считают его односельчане), даже семьи у него нет – так за что же его и почитать? То ли дело Алтынай Сулайманова – она академик, доктор наук, прославила родной аил. Ей и общее уважение, и место в президиуме при открытии новой школы, и почёт в доме директора. И никто не знает, а кто знал, тот давно забыл, что сделал Дюйшен для аила, для Алтынай и других таких, как она, что, если бы не тот, кто теперь развозит почту, не вырвалась бы Алтынай на волю, возможно, уподобилась бы она той «чёрной женщине» с мёртвыми глазами, которую видела когда-то в юрте своего мучителя.


– Как относились в аиле к Дюйшену?

– Почему он не был почётным гостем на открытии новой школы?


Дюйшен по своим заслугам должен быть почётным гостем при открытии новой школы, но его не пригласили: он смешон своим бывшим ученикам, всем этим умным и достаточно образованным людям, которые считают в нравственной слепоте своей себя выше его.


– Какие интонации слышатся в голосе «одного из почтеннейших людей аила», когда он говорит о Дюйшене?


Информация для учителя.

«Товарищи, когда-то мы учились, если кто помнит, в школе Дюйшена, – один из почтеннейших людей аила поднял бокал. – А сам-то он наверняка не знал всех букв алфавита, – говоривший зажмурил при этом глаза и покачал головой. Весь вид его выражал и удивление и насмешку.

– А ведь и правда, было так, – отозвалось несколько голосов. Кругом засмеялись.

– Что уж там говорить? Чего только не затевал тогда Дюйшен.

А мы-то ведь всерьёз считали его учителем».


– Почему Алтынай ощущает при этом неловкость, смущение?

– Почему она не вступается за своего учителя?


Информация для учителя.

Все эти люди превозносят Алтынай, но она смущённо молчит. Она понимает, что не имеет морального права принимать похвалы собравшихся, не оказавших уважения её учителю, но упрекать их в том, что они забыли Дюйшена, она тоже не может: она первая не имела права его забывать.


– На какие мысли наводят Алтынай сбрасывающие листву тополя?

– Можно ли сказать, что картина их осеннего увядания способствовала её решению поведать историю своей жизни, рассказать о том, каким был Дюйшен и что он сделал для неё и других детей?


Информация для учителя.

Когда Алтынай смотрит на облетающие тополя, когда-то посаженные ею и Дюйшеном, она размышляет о быстротечности времени, чувствует, что и в её жизни наступает осень и что нужно, пока не поздно, рассказать людям о подвиге Дюйшена, о его великом и скромном самопожертвовании.

Алтынай знает, что таких «забытых», как Дюйшен, много: «Ведь это не единственный случай. Я не раз это наблюдала. И потому я задаюсь таким вопросом: когда мы утратили способность по-настоящему уважать простого человека?..»



– В чём упрекает себя рассказчик теперь, когда он стал взрослым?

– Какую проблему ставит Ч. Айтматов в своей повести?

– Только ли Алтынай виновна в том, что Дюйшен был забыт?


Информация для учителя.

Народ не имеет права забывать таких, как Дюйшен, – вот что хочет сказать своей повестью Ч. Айтматов. Виновна в забвении и неблагодарности не одна Алтынай. Она лучше других: она не смеялась над памятью учителя, её мучили угрызения совести, она когда-то пыталась найти его, она решилась поведать людям правду. Те же, кто воспользовался плодами трудов Дюйшена, а затем, достигнув своих маленьких высот, высокомерно и презрительно отвернулся от него, осмеял его, вызывают гнев и негодование автора.


Формулируем вывод по теме урока.


III. Итог урока.

Тема войны помогает писателю раскрыть тему «вечного» и «преходящего», показать читателю, что война есть ужасное событие, которое нельзя забывать, которое может лишить человека человечности, если он утратит вечные нравственные ценности. Если же человек сделает верный нравственный выбор, преходящее отступит перед вечным и «колесо истории» не сумеет раздавить живую человеческую личность.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся отвечают на вопросы 14, 15, 16 учебника (с. 200).


© ООО «Баласс», 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!