СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7  класс.

 

Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На этом уроке мы говорим о том, что такое подвиг, в качестве примера используя повесть Ч.Т. Айтматова «Первый учитель».

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.





Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.












2. Анализ текста.






























































































































































3. Работа с текстом после чтения.


– Давайте вспомним слова Алтынай о Дюйшене: «Сам того не ведая, он совершил подвиг».

– Как вы думаете, что такое подвиг?

– Приведите пример подвига.

Информация для учителя.

Слово «подвиг» заимствовано из старославянского языка и образовано от глагола «подвигнутися» – «потрудиться, совершить труд, подвиг». В современном русском языке это слово означает «исключительное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; героический самоотверженный поступок».

Формулируем тему урока:

В чём состоит подвиг учителя Дюйшена?


– Что вам известно о жизни народов Средней Азии, в том числе женщин, до революции 1917 года? Что такое «ликвидация безграмотности» (ликбез)? Рассмотрите картину П.В. Кузнецова «Узбечка» (с. 199).

– Почему жители аила не захотели помочь Дюйшену? Какие задачи ему пришлось решать в одиночку?

– Какие нравственные испытания пришлось преодолеть Дюйшену?

– Какие поступки Дюйшена можно назвать самоотверженными поступками?

– В чём, по мнению Алтынай, состоял подвиг Дюйшена как учителя?


Информация для учителя.

До революции 1917 года среди киргизов количество грамотных составляло 1–2% (семилетнее всеобщее обучение в городе и деревне на территории Средней Азии было осуществлено только к 1952–1954 годам); в 1914 году в Киргизии было 16 врачей и шесть больниц на сто коек. В Таджикистане в 1914 году на 200 человек населения приходился только один грамотный, грамотных женщин почти совсем не было. Лечение больных находилось преимущественно в руках знахарей – табибов; свирепствовали малярия и тиф. В Туркмении до 1917 года грамотных было 0,7%; на всей её территории было 300 больничных коек, 26 амбулаторий и 56 врачей. На территории Узбекистана в 1914 году на 1000 жителей приходилось только 4 учащихся. Это были почти исключительно дети чиновников, баев, местных богачей. Работало 80 врачей, 26 фельдшеров, 66 акушерок и 55 фармацевтов. Число больничных коек равнялось 1028.

Ликбез – ликвидация безграмотности (ликвидация неграмотности) – массовое обучение неграмотных детей и взрослых, осуществлённое в СССР в общегосударственном масштабе (декрет о ликвидации неграмотности среди населения в возрасте от 8 до 50 лет был подписан В.И. Лениным 26 декабря 1919 года).


– Как относились люди к труду Дюйшена?

Люди вроде бы и не против Дюйшена (хочет учить – пусть учит), но помогать ему, ввязываться в это сомнительное дело они не хотят, отговариваясь тем, что у самих дел хватает. Они даже жалеют Дюйшена, когда он один пытается отремонтировать конюшню или таскает дрова для школы, но помочь ему упорно не хотят.

– Почему никто не помогал Дюйшену сделать переправу через реку?

«Если рассудить по справедливости, – пишет Алтынай в своём письме-исповеди, – то стоило жителям нашего аила собраться да сообща перебросить через поток две-три лесины, глядишь – и мост для школьников был бы готов. Но в том-то и дело, что в те дни люди по темноте своей не придавали значения учебе, а Дюйшена считали в лучшем случае чудаком, который возится с ребятишками от нечего делать. Охота тебе – учи, а нет – разгони всех по домам. Сами-то они ездили верхом и в переправах не нуждались» (цит. по полному тексту повести).

Первопроходцу всегда трудно. Тому, кто борется против закоренелого невежества, трудно вдвойне, особенно когда это не невежество отдельной личности, а темнота целого народа, из которого ты вышел, которому хочешь помочь и который не только не хочет помочь самому себе, поддержав твои начинания, но в лучшем случае бездействует, а в худшем подвергает тебя гонениям или глумится над тобой:

«…тогда то ли по невежеству своему, то ли по недомыслию люди смеялись над Дюйшеном. Особенно богачи, что зимовали в горах и приезжали сюда только на мельницу. Сколько раз, поравнявшись с нами у брода, таращили они на Дюйшена глаза, проезжая мимо в своих красных лисьих малахаях и в богатых овчинных шубах, на сытых диких конях. Кто-нибудь из них, прыская со смеху, подталкивал соседа:

– Гляди-ка, одного тащит на спине, другого на руках!

И тогда другой, подстёгивая храпящего коня, добавлял:

– Эх, провалиться мне сквозь землю, не знал я раньше, вот кого надо было взять во вторые жёны.

И, обдавая нас брызгами и комьями грязи из-под копыт, они с хохотом удалялись».


– Как вёл себя при этом Дюйшен?

Никто не знает, сколько нравственных сил стоило Дюйшену сносить эти насмешки, не опуститься до перебранки с этими наглыми, невежественными людьми. Он продолжал своё дело, самоотверженно перенося малышей на руках через ледяную воду, сооружал переправу, стоя в этой воде босиком, учил.



– Проанализируйте эпизод с похищением Алтынай. Как ведёт себя учитель Дюйшен?

Дюйшен поднимается до высокого героизма, когда защищает Алтынай от людей, приехавших, чтобы увезти её.

«…кони мчались так стремительно, словно вот-вот растопчут нашу школу. Мы все насторожились, замерли.

– Не отвлекайтесь, занимайтесь своим делом, – быстро сказал Дюйшен…»

«– Здесь только школьницы, и замуж выдавать ещё некого! – твёрдо и спокойно сказал Дюйшен».

«Учитель не двинулся с места».

«– Вы не имеете права входить сюда, это школа! – сказал Дюйшен, крепко держась за дверные косяки».

«– Плевать мне на твою школу! – взревел краснорожий, замахиваясь камчой.

Но Дюйшен опередил его. Он с силой пнул его в живот ногой, и тот, ахнув, упал. В ту же минуту те двое с кольями набросились на учителя».

«Дюйшен оглянулся. Он был весь в крови, страшный и ожесточённый. Подхватив с земли доску и размахивая ею, он закричал:

– Бегите, дети, бегите в аил! Убегай, Алтынай! – и захлебнулся в крике.

Ему перебили руку. Прижимая её к груди, Дюйшен попятился, а те, ревя, как бешеные быки, стали избивать его, теперь уже беззащитного.

– Бей! Бей! Сади по голове! Бей наповал!»

«Но Дюйшен ничем не мог помочь мне. Он ещё держался на ногах, шатаясь точно пьяный под ударами извергов, он пытался поднять мотающуюся голову, а те всё били и били его. Меня повалили на землю и связали руки. В это время Дюйшен покатился по земле».

«Я с трудом подняла повисшую с коня голову и глянула. За нами бежал Дюйшен. Избитый до полусмерти, окровавленный, он бежал с булыжником в руке. А за ним следом – с плачем и криком весь наш класс».

«Насильники приостановились, и те двое закружились на конях вокруг Дюйшена. Ухватив зубами рукав, чтобы не мешала перебитая рука, Дюйшен примерился и метнул камень, но не попал. И тогда те двое свалили его в лужу двумя ударами кольев».

Дюйшен не сдался. Через три дня он освободил Алтынай.


– Что сказано о работе Дюйшена как учителя?

Терпеливый, внимательный, упорный, он учил детей всему, что знал сам, увлечённо объясняя непонятное. «Шутка ли, – пишет Алтынай, – учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны». Алтынай, повторяем, считала труд своего учителя подвигом: «Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».

Алтынай с горечью говорит о том, что подвига Дюйшена никто, кроме, может быть, его маленьких учеников, не оценил: «А всё-таки следовало, конечно, нашему народу призадуматься: ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит их детей, да ещё с таким необыкновенным упорством, с такой нечеловеческой настойчивостью?» (Цит. по полному тексту повести.)

– В чём же причина героического, самоотверженного поведения Дюйшена?

– Каковы истоки его подвига?

Работа в группах.

Вероятно, Дюйшен сам не осознавал, что совершает подвиг, не ждал он и награды за свой труд. Но в нём жило то нравственное начало, которое во многом определяет сложившуюся личность: любовь к родному краю и чувство долга перед ним. Он искренне хотел сделать жизнь своего народа лучше, чем она была: «Мы бедняки, – уже тихо проговорил Дюйшен. – Нас всю жизнь топтали и унижали. Мы жили в темноте. А теперь советская власть хочет, чтобы мы увидели свет, чтобы мы научились читать и писать. А для этого надо учить детей…» Когда началась война, Дюйшен ушёл на фронт. Он воевал, считался пропавшим без вести, потом жил на Украине, но умирать, как он говорил, приехал на родину. Но и теперь, будучи почтальоном, он остался таким же упорным и ответственным тружеником: «Вы не знаете нашего Дюйшена! – говорит о нём директор школы. – Он человек закона. Пока дела не выполнит, никуда не завернёт».


– Чертим блок-схему: составляющие характера Дюйшена.

Работа в парах.

Любовь к родине, активная доброта, стремление помочь людям, чувство долга и ответственности, бескорыстие и скромность. Это и есть «вечное», про которое говорил Алексей в своём дневнике.


– Давайте прочитаем стихотворения А.А. Вознесенского «Сага» и Г.Ф. Шпаликова «Людей теряют только раз…». Чем эти стихотворения созвучны повести Ч. Айтматова «Первый учитель»?


Дома учащиеся знакомятся с материалами о Ч. Айтматове (учебник, с. 179) и письменно отвечают на вопрос 19 (с. 200). Стихотворения А.А. Вознесенского и Г.Ф. Шпаликова (оба или одно по выбору) учатся наизусть.


III. Итог урока.


Учитель Дюйшен совершил нравственный подвиг. Он действительно был Учителем, и воспитанные им дети стали совсем другими людьми. Он работал не за награду, не за почёт (его деятельность так и осталась неоценённой даже теми, кого он выучил), а просто потому, что не мог не делать того, что делал. Эта принципиальность и чуткое понимание добра и зла, возможного и невозможного, позволила ему выжить в суровые предвоенные годы, пережить войну, долгие годы работать почтальоном. Он нелюдим, потому что всё своё сердце отдал детям.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся знакомятся с материалами о Ч. Айтматове (учебник, с. 179) и письменно отвечают на вопрос 19 (с. 200). Стихотворения А.А. Вознесенского и Г.Ф. Шпаликова (оба или одно по выбору) учатся наизусть.



© ООО «Баласс», 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!