СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 8. «Как непросто дружить и любить, когда тебе только десять лет!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс.

 

 

Урок 8. «Как непросто дружить и любить, когда тебе только десять лет!»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 8. «Как непросто дружить и любить, когда тебе только десять лет!»»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 8. «Как непросто дружить и любить, когда тебе только десять лет!»

Раздел 1. Вспоминаю детство

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На основании текста «Детство» Л.Н. Толстого сделать вывод о том, из каких составляющих складываются для автора воспоминаний понятия «дружба» и «любовь», предположить, как они трансформируются впоследствии, в зрелом возрасте.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.





Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.









2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.













































































































































3. Работа с текстом после чтения.




– Человек любит вспоминать о своих сильных чувствах. Давайте предположим, какие из них самые главные?

(Дружба, любовь, расставание, горе, радость, разочарование.)

– Давайте выделим основные.

(Любовь и дружба.)

– Согласитесь, что в разном возрасте эти чувства переживаются по-разному. Сколько лет было главному герою «Детства?»

(Десять лет.)

Формулируем тему урока:

Как непросто дружить и любить, когда тебе только десть лет.



– Давайте вернёмся к главе «Детство» и выполним задание II.1 (с. 5) в тетради по литературе (индивидуальная работа).

– Почему и радостные, и горькие, и даже постыдные воспоминания, по словам Л.Н. Толстого, «возвышают… душу», «служат… источником лучших наслаждений»?


– Перечитайте начало главы «Ивины» до слов: «Ещё в лакейской встретил я Ивиных…» (с. 40–41). Согласны ли вы с Толстым в его наблюдении, что ребёнок боится показаться маленьким, стремится подражать взрослым и скорее вырасти? Случалось ли вам испытывать подобное желание?

– Почему Серёжа Ивин, почти ровесник Николеньки, так захватил его воображение, стал его кумиром? К чему привело Николеньку желание подражать «другу»?

– Какое значение для Николеньки имела история с Иленькой Грапом? Расскажите о внутренней борьбе героя повести «Детство». Какие мысли, чувства одержали победу? Приходилось ли вам разочаровываться в своём кумире? Каковы были причины этого?


Информация для учителя

Анализируя главу «Ивины», учащиеся должны обратить внимание на то, что Серёжа был не только красивый мальчик, казавшийся совершенством некрасивому Николеньке (а у Толстого это особо подчёркнуто), но он, в силу своего природного бездушия или в силу мастерства подражать взрослым, достиг такого умения «не быть ребёнком», что вытравил в себе (если это было в нём) всё лучшее, что должно быть в душе человеческой: чуткость, нежность, доброту, сострадание. И Николенька, сам того не желая, понимая, что это дурно и неправильно, но боясь прослыть смешным, выглядеть «девочкой», подражал Серёже. Серёжа чувствовал это преклонение и страх перед ним и наслаждался своей властью. Он при этом тоже подражал старшим: недаром, с негодованием отвечая Николеньке на его участливый вопрос, Серёжа поглядывал на Володю и старшего Ивина, в чьих глазах он хотел выглядеть храбрецом.


– Составьте литературный портрет Серёжи Ивина и сравните с литературным портретом автора, используя блок-схему (работа в парах).

– Проанализируйте эпизод с Иленькой Грапом (с. 43–45).

Вскоре после этого, когда к нашей компании присоединился ещё Иленька Грап и мы до обеда отправились на верх, Серёжа имел случай ещё больше пленить и поразить меня (В Чем? О) своим удивительным мужеством и твёрдостью характера. (П В В чём состояло это мужество?)

Иленька Грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. (В Зачем? О) Если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, (П) то он совершенно ошибался в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. (В Отчего? О) Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грапа в солнечный день помада тает на голове и течёт под курточку. (П) (Видимо, пытался компенсировать бедность одежды.)

Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать. (То есть автор не имел сострадания и жалости к тем, кто был слабее его?)

Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли на верх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, (В Почему? О От смущения?) говоря, что у него совсем нет силы. (П) Серёжа был удивительно мил; (В В чём это выражалось? О) он снял курточку – лицо и глаза его разгорелись, – он беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на лексиконы Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. (П) После этой последней шутки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». (В Как вы думаете, он искренне предложил это? О)

Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

– Да что ж, в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка… непременно надо, чтобы он стал на голову! – И Серёжа взял его за руку. (П Нет, он хочет жестоко посмеяться над Иленькой.)

– Непременно, непременно на голову! – закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, (В Почему? О Испугался унижения?) схватили его за руку и повлекли к лексиконам.

– Пустите меня, я сам! курточку разорвёте! – кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния ещё более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зелёная курточка трещала на всех швах.

Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили её на лексиконы; я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища. (П)

Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжёлое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело. (В Представил себя на его месте? О)

– Вот теперь молодец, – сказал Серёжа, хлопнув его рукою. Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Серёжи так больно, что Серёжа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольные слёзы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:

– За что вы меня тираните?

Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищенные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принуждённо улыбаться.

(В Они чувствовали, что сделали что-то не то? О)

Первый опомнился Серёжа.

– Вот баба, нюня, – сказал он, слегка трогая его ногою, – с ним шутить нельзя… Ну, полно, вставайте. (П)

– Я вам сказал, что вы негодный мальчишка, – злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.

– А-а! каблуками бить да ещё браниться! – закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.

– Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает… Пойдёмте вниз, – сказал Серёжа, неестественно засмеявшись.

Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лёжа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, ещё немного, и он умрёт от конвульсий, которые дергали всё его тело.

– Э, Сергей! – сказал я ему, – зачем ты это сделал? (А вы как думаете, зачем?)

– Вот хорошо!.. я не заплакал, надеюсь, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.

«Да, это правда, – подумал я. – Иленька больше ничего как плакса, а вот Серёжа – так это молодец… что это за молодец!..»

Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его. (Прибавим и то, что они имели разницу в общественном положении: Иленька стоял на более низкой ступени по социальному статусу и не мог этого не понимать, автор подчёркивает его бедную одежду.)

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несёт поварёнок для супа?


– Зачем автор так подробно описывает эпизод с Иленькой Грапом?


Информация для учителя

Эпизод с Иленькой Грапом произвёл переворот в душе Николеньки: он в первый раз издевался над человеком (даже не смеялся, а издевался над его достоинством), и не столько по собственной воле, сколько под влиянием своего кумира. Было очень весело, но потом, как это часто бывает в душе Толстого и его героев, наступило прозрение, одно чувство сменилось другим: «Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжёлое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело»; «Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищеные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принуждённо улыбаться».

Интересно то, что первым от чувства внутренней неловкости постарался избавиться Серёжа. Он поощрительно хлопает рукой несчастного Иленьку, он злобно толкает его, когда тот причиняет боль ему самому (а такого Серёжа допустить не может), он обзывает Иленьку «бабой» и «нюней», и, наконец, он бьёт его словарём по голове, вымещая, видимо, на Иленьке собственное раздражение: ведь из-за этого слабосильного труса он, Серёжа, чуть было не утратил на какую-то минуту своего напускного молодечества, чуть было не испытал смущения, раскаяния в своём поступке.

Николенька пытается восстать против своего кумира, чувство жалости и сострадания берёт верх: «Э, Сергей! – сказал я ему, – зачем ты это сделал?»

Но упоминание Серёжи о собственном геройстве вновь убеждает Николеньку в том, что Серёжа – молодец. Мальчик не может понять, из-за чего плачет Иленька, что есть великая разница между душевной и физической болью, между болью от удара коленкой о дерево и болью от издевательств пятерых над одним. Но впечатление, произведённое этим эпизодом на чуткую, ранимую и сострадательную душу Николеньки, было неизгладимым: он вновь и вновь возвращается к анализу собственного поступка, размышляет о том, что сделало его тогда жестоким, его, кто мог плакать над щенком или курицей. Писатель и его герой пытаются уберечь нас от вредных влияний, научить разбираться в людях и не стесняться того лучшего, что есть в душе каждого из нас.


– Перечитайте сцену, где Николенька описывает внешность Сонечки. Выберите слова, передающие прелесть этой девочки. Почему Николенька сделал вид, что не видел приезда Валахиных, и убежал в залу?

– Составьте литературный портрет Сонечки (индивидуальная работа).


– Назовите эпизоды из глав XXI, XXII, в которых Л.Н. Толстой показывает смущение, неуверенность своего героя, его недовольство собой, страх показаться смешным в глазах окружающих. В связи с каким событием Николенька в конце XXII главы вспоминает мать? Какие поступки Сонечки помогли Николеньке преодолеть робость и смущение? Почему её смех по поводу разорванной перчатки не обидел его? Понравилось ли Николеньке предложение Сонечки

перейти на «ты»? Почему он смел так обращаться к ней лишь в мечтах?


– Перечитайте стихотворение А.С. Пушкина «Ты и вы». Есть ли в чувствах лирического героя А.С. Пушкина что-то общее с чувствами Николеньки Иртеньева?


– В Сонечку, так пишет Л.Н. Толстой, были влюблены все мальчики, приглашённые на бал, в том числе Володя и Николенька. Как в мечтах и словах братьев о Сонечке (конец главы XXIV) проявляются различия их возраста и характеров? Почему слова Володи вызывают у Николеньки слёзы?


– Делаем вывод по теме урока: что есть дружба и любовь для главного героя повести «Детство»?


III. Итог урока.

Главный герой повести «Детство» впервые сталкивается с такими вещами, как привязанность к другому человеку, дружба и любовь. Но только жестокий опыт с Иленькой помогает ему понять, что дружба должна быть взаимна и основана на тёплых чувствах, а не на жестокости и попытках самоутверждения на слабых. А знакомство с Сонечкой – это предвестник зарождения того прекрасного чувства, которое называется любовью. Потому что любить может только человек, который уже вырастил это чувство у себя в душе, и сравнивать его с влюблённостью бесполезно и неправильно.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают главы XXV–XVIII и отвечают на вопросы 9, 10 на с. 50 учебника.



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!