СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 9. «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…» Как кончилась для Николеньки пора детства?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс.

 

Урок 9. «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…» Как кончилась для Николеньки пора детства?

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 9. «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…» Как кончилась для Николеньки пора детства?»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 9. «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…»

Раздел 1. Вспоминаю детство

Рабочее название урока: Как кончилась для Николеньки пора детства?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Целью данного урока является анализ событий, которые изменяют главного героя, делают его старше, выяснение вопроса, в чём разница между детством Николеньки Иртеньева и детством Льва Толстого.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.








2. Анализ текста.



















3. Работа с текстом после чтения.




– Какое время в детстве кажется вам счастливым?

(Период, когда не было особенных забот.)

– Когда этот период заканчивался?

(Когда появлялись заботы, когда появлялась ответственность за что-то.)

– Когда кончилась эта пора для Николеньки? Ведь вторая часть называется «Отрочество».

(Со смертью матери.)

Формулируем тему урока.

Как кончилась для Николеньки пора детства?


– Какие сцены в XXV–XXVI главах наиболее потрясли вас, вызвали особенно сильное сопереживание?

– Как Николенька описывает те чувства, которые он испытывал в эти дни до момента прощания с умершей матерью? Можно ли утверждать, что он старается правдиво изобразить своё душевное состояние? Осознавал ли он тогда глубину случившегося несчастья?

– Когда маленький герой повести понимает весь ужас своей потери? Почему на него такое впечатление произвёл крик пятилетней девочки-крестьянки?


– Согласны ли вы с мнением Николеньки о том, что горе Натальи Савишны было более искренним и глубоким, чем горе всех остальных домашних, что оно превосходило даже горе и страдания бабушки Николеньки, то есть родной матери умершей Натальи Николаевны?

– Как объяснить, что смерть матери стала для Николеньки границей между счастливым детством и отрочеством?

– Пишем эссе с использованием ответов на данные вопросы. (Индивидуальная работа, 10 минут.)


– Вы помните, что в «Былом и думах» мы сталкивались с лирическими отступлениями Герцена, где он с нежностью и волнением пишет о своём детстве и отрочестве как о самой чистой и искренней поре жизни. Перечитаем главу «Детство» из повести Л.Н. Толстого. Какое настроение, какие мысли сближают её с лирическими отступлениями Герцена?

(Фронтальная работа, 5 минут.)


– Читая главу «Детство», можно подумать, что Толстой идеализирует детство, видит в ребёнке только светлые стороны, умиляется. Так ли это? Почему рассказчик с грустью вспоминает свои детские восторги и печали? В чём особенность изображения характера Николеньки?

– Героя трилогии зовут Николенька Иртеньев, а не Лёвушка Толстой, и повествование ведётся от его лица. Как вы можете это объяснить? Попробуйте определить основную тему повести «Детство». Докажите: а) что Николенька – это Лев Толстой; б) что Николенька – это не автор, а абсолютно другой человек.

(Работа в группах.)


Информация для учителя.

Здесь очень важно подвести учащихся к мысли, что характеры в повести, особенно характер Николеньки, даны в постоянном внутреннем движении, в противоречиях, в смене чувств, высоких и низких, радостных и горестных, открытых и скрытых. И никакие, даже самые грубые, чувства: лень, зависть, неоправданное раздражение и озлобление, и позёрство, и ложь, и глупое подражательство – не скрыты от читателя не только писателем, но и самим героем, потому что повесть написана от его лица и звучит как исповедь. В герое происходит постоянная нравственная борьба. Он знает, что поступает дурно, пытается бороться с собой, сопротивляться дурному и не всегда может с собой совладать. Он ещё не может разобраться ни в себе (ему кажется, что он маленький и некрасивый, и поэтому его все обижают и все над ним смеются, кроме матушки), ни в окружающих (он не до конца уяснил себе, какую роль они играют в его жизни и как он в силу этого должен относиться к ним).


– Повести Л.Н. Толстого «Детство» (1852), «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856) составляют автобиографическую трилогию. В ней отразились многие факты личной жизни Л.Н. Толстого. Что вы узнали на основании прочитанного о детстве и отрочестве Л.Н. Толстого, с биографией которого вы будете знакомиться позднее?

(Составление плана в тетради.)


– Давайте прочитаем стихотворение Арсения Тарковского «Белый день» и подумаем, каким настроением оно наполнено, какое душевное состояние передаёт. Каким уже прочитанным произведениям о детстве созвучно это стихотворение?



III. Итог урока.

Главный герой повести «Детство» вдруг становится взрослее, вступает в пору отрочества. Со смертью матери, потерей близкого человека, он теряет душевное спокойствие, близкого человека, часть привычного мира. В этом он не очень похож на автора – Льва Николаевича Толстого, который практически не помнил своей матери – она умерла, когда будущему писателю было всего два года. Так что это? Почему в автобиографической повести существует такое допущение, расхождение с реальностью в целых восемь лет? Возможно, именно через это душевное страдание главного героя Толстой хотел показать процесс взросления человека, осознание им мира. Он, возможно, происходил у автора немного по-другому, но ощущение потери, ощущение разорванного мира было реальным, и, используя условные допущения Лев Николаевич рисует переживания своего героя как художник, используя законы перспективы, одновременно искажающие и делающие изображение более реальным.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают главы из повести Л.Н. Толстого «Отрочество», помещённые в учебнике. По желанию учащихся повесть может быть прочитана целиком.



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!