– Какое время в детстве кажется вам счастливым? (Период, когда не было особенных забот.) – Когда этот период заканчивался? (Когда появлялись заботы, когда появлялась ответственность за что-то.) – Когда кончилась эта пора для Николеньки? Ведь вторая часть называется «Отрочество». (Со смертью матери.) Формулируем тему урока. Как кончилась для Николеньки пора детства? – Какие сцены в XXV–XXVI главах наиболее потрясли вас, вызвали особенно сильное сопереживание? – Как Николенька описывает те чувства, которые он испытывал в эти дни до момента прощания с умершей матерью? Можно ли утверждать, что он старается правдиво изобразить своё душевное состояние? Осознавал ли он тогда глубину случившегося несчастья? – Когда маленький герой повести понимает весь ужас своей потери? Почему на него такое впечатление произвёл крик пятилетней девочки-крестьянки? – Согласны ли вы с мнением Николеньки о том, что горе Натальи Савишны было более искренним и глубоким, чем горе всех остальных домашних, что оно превосходило даже горе и страдания бабушки Николеньки, то есть родной матери умершей Натальи Николаевны? – Как объяснить, что смерть матери стала для Николеньки границей между счастливым детством и отрочеством? – Пишем эссе с использованием ответов на данные вопросы. (Индивидуальная работа, 10 минут.) – Вы помните, что в «Былом и думах» мы сталкивались с лирическими отступлениями Герцена, где он с нежностью и волнением пишет о своём детстве и отрочестве как о самой чистой и искренней поре жизни. Перечитаем главу «Детство» из повести Л.Н. Толстого. Какое настроение, какие мысли сближают её с лирическими отступлениями Герцена? (Фронтальная работа, 5 минут.) – Читая главу «Детство», можно подумать, что Толстой идеализирует детство, видит в ребёнке только светлые стороны, умиляется. Так ли это? Почему рассказчик с грустью вспоминает свои детские восторги и печали? В чём особенность изображения характера Николеньки? – Героя трилогии зовут Николенька Иртеньев, а не Лёвушка Толстой, и повествование ведётся от его лица. Как вы можете это объяснить? Попробуйте определить основную тему повести «Детство». Докажите: а) что Николенька – это Лев Толстой; б) что Николенька – это не автор, а абсолютно другой человек. (Работа в группах.) Информация для учителя. Здесь очень важно подвести учащихся к мысли, что характеры в повести, особенно характер Николеньки, даны в постоянном внутреннем движении, в противоречиях, в смене чувств, высоких и низких, радостных и горестных, открытых и скрытых. И никакие, даже самые грубые, чувства: лень, зависть, неоправданное раздражение и озлобление, и позёрство, и ложь, и глупое подражательство – не скрыты от читателя не только писателем, но и самим героем, потому что повесть написана от его лица и звучит как исповедь. В герое происходит постоянная нравственная борьба. Он знает, что поступает дурно, пытается бороться с собой, сопротивляться дурному и не всегда может с собой совладать. Он ещё не может разобраться ни в себе (ему кажется, что он маленький и некрасивый, и поэтому его все обижают и все над ним смеются, кроме матушки), ни в окружающих (он не до конца уяснил себе, какую роль они играют в его жизни и как он в силу этого должен относиться к ним). – Повести Л.Н. Толстого «Детство» (1852), «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856) составляют автобиографическую трилогию. В ней отразились многие факты личной жизни Л.Н. Толстого. Что вы узнали на основании прочитанного о детстве и отрочестве Л.Н. Толстого, с биографией которого вы будете знакомиться позднее? (Составление плана в тетради.) – Давайте прочитаем стихотворение Арсения Тарковского «Белый день» и подумаем, каким настроением оно наполнено, какое душевное состояние передаёт. Каким уже прочитанным произведениям о детстве созвучно это стихотворение? |