– На прошлом уроке мы говорили об исключительной роли Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка». Скажите, есть ли персонажи, не менее значимые для данной повести? Давайте попробуем их перечислить. Формулируем тему урока: – Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»? – Выбираем одного из героев романа (работа по группам). Первая группа: Пугачёв. Вторая группа: Гринёв. Третья группа: Швабрин. – Написать характеристику героя – значит выявить черты характера этого героя. – На основе следующей информации определите свои задачи. Того, что даёт нам представление о человеке в повседневной жизни, недостаточно для раскрытия литературного характера. Литературная характеристика героя в отличие от рассказа о герое должна отражать: 1) этическую, социальную направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.); 2) психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками); 3) проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами; 4) отношение автора к поведению персонажа и к мотивам его поступков; 5) реализацию этого авторского отношения (как автор выражает своё отношение). Группы записывают свои задачи: – рассказать о … ; – объяснить… ; – описать… ; – выявить … – Просмотрите текст романа и назовите отличительные черты характера героя. Например, Пугачёва отличают безрассудство, решительность, жестокость и великодушие одновременно, умение быть благодарным и т.д. – Соберите фактический материал. Просмотрите текст и найдите примеры проявления этих качеств. Сделайте цитаты. – Найдите прямые оценки героя, данные автором, другими персонажами. – Перечитайте размышления героя (внутренние монологи), характеризующие его личность. Сделайте цитаты. – Составьте и запишите рабочий план ответа (развёрнутый план сочинения-рассуждения). Информация для учителя. Следует подумать, как показан характер: в развитии или уже готовым, сформировавшимся. Это определит последовательность плана. В первом случае план лучше составлять в соотнесении было – стало, во втором – начать с самых ярких, значимых черт характера. Если характер дан в развитии, то в тексте сочинения будет уместно соединять предложения словами «вначале», «спустя какое-то время», «постепенно», «со временем». – Составьте наброски к вступлению и заключению. Информация для учителя. Не следует забывать, что эти части должны быть связаны не только с основной частью, но и между собой. Например, во вступлении можно объяснить и обосновать значимость героя для произведения, а в заключении подвести итог, чем же так интересна личность (характер) данного героя. Можно во вступлении обозначить место героя в системе персонажей, а в заключении уточнить, почему же именно это место занимает герой в романе. – Распределяем роли между участниками группы. 1) Вступление. Роль героя в повести. 2) Этическая, социальная направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.). 3) Психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками). 4) Проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами. 5) Личное отношение к поведению персонажа и к мотивам его поступков. 6) Персонаж с точки зрения сегодняшнего дня. 7) Заключение. Информация для учителя. Не следует забывать, что характеристика героя даётся со стороны, не им самим. Не предполагает этот жанр и описания твоего отношения к герою. Нужно избегать прямых оценок типа «мне нравится», «я считаю» и стараться выражать своё отношение неявными способами (например, объяснить причины поступков героя, провести параллели с другими персонажами, книгами и т.д.). Итоги работы в группах. Подведение итогов: каждая группа должна доказать, что именно вокруг данного персонажа возникает основная интрига в повести (романе). |