СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 8 класс. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 8  класс.

 

Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 8 класс. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 8 класс


Урок 30. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Раздел 2. «Я и Я»

Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Доказать важность каждого из основных персонажей для развития действия и для повести в целом.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.






2. Анализ текста.































































3. Работа с текстом после чтения.


– На прошлом уроке мы говорили об исключительной роли Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка». Скажите, есть ли персонажи, не менее значимые для данной повести? Давайте попробуем их перечислить.

Формулируем тему урока:

Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»?


– Выбираем одного из героев романа (работа по группам). Первая группа: Пугачёв. Вторая группа: Гринёв. Третья группа: Швабрин.


– Написать характеристику героя – значит выявить черты характера этого героя.


– На основе следующей информации определите свои задачи.

Того, что даёт нам представление о человеке в повседневной жизни, недостаточно для раскрытия литературного характера. Литературная характеристика героя в отличие от рассказа о герое должна отражать:

1) этическую, социальную направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.);

2) психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками);


3) проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами;

4) отношение автора к поведению персонажа и к мотивам его поступков;

5) реализацию этого авторского отношения (как автор выражает своё отношение).

Группы записывают свои задачи:

– рассказать о … ;

– объяснить… ;

– описать… ;

– выявить …


– Просмотрите текст романа и назовите отличительные черты характера героя.

Например, Пугачёва отличают безрассудство, решительность, жестокость и великодушие одновременно, умение быть благодарным и т.д.

– Соберите фактический материал. Просмотрите текст и найдите примеры проявления этих качеств. Сделайте цитаты.


– Найдите прямые оценки героя, данные автором, другими персонажами.

– Перечитайте размышления героя (внутренние монологи), характеризующие его личность. Сделайте цитаты.


– Составьте и запишите рабочий план ответа (развёрнутый план сочинения-рассуждения).


Информация для учителя.

Следует подумать, как показан характер: в развитии или уже готовым, сформировавшимся. Это определит последовательность плана. В первом случае план лучше составлять в соотнесении было – стало, во втором – начать с самых ярких, значимых черт характера.

Если характер дан в развитии, то в тексте сочинения будет уместно соединять предложения словами «вначале», «спустя какое-то время», «постепенно», «со временем».


– Составьте наброски к вступлению и заключению.


Информация для учителя.

Не следует забывать, что эти части должны быть связаны не только с основной частью, но и между собой. Например, во вступлении можно объяснить и обосновать значимость героя для произведения, а в заключении подвести итог, чем же так интересна личность (характер) данного героя. Можно во вступлении обозначить место героя в системе персонажей, а в заключении уточнить, почему же именно это место занимает герой в романе.


– Распределяем роли между участниками группы.

1) Вступление. Роль героя в повести.

2) Этическая, социальная направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.).

3) Психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками).

4) Проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами.

5) Личное отношение к поведению персонажа и к мотивам его поступков.

6) Персонаж с точки зрения сегодняшнего дня.

7) Заключение.


Информация для учителя.

Не следует забывать, что характеристика героя даётся со стороны, не им самим. Не предполагает этот жанр и описания твоего отношения к герою. Нужно избегать прямых оценок типа «мне нравится», «я считаю» и стараться выражать своё отношение неявными способами (например, объяснить причины поступков героя, провести параллели с другими персонажами, книгами и т.д.).


Итоги работы в группах. Подведение итогов: каждая группа должна доказать, что именно вокруг данного персонажа возникает основная интрига в повести (романе).


III. Итог урока.

Каждый из персонажей – Гринёв, Швабрин, Пугачёв – одинаково важны и для развития сюжета, и для общей концепции повести. Они показывают разные стороны человеческой личности; они раскрываются во взаимодействии; наконец, они имеют реальные прототипы, и именно благодаря изображению этих персонажей достигается эффект исторической правды в повести.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся пишут сочинение-характеристику по персонажу, выбранному в группе.



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!