Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР (ОНР).
Тема: Предлоги В и НА.
Цель: учить детей употреблять предлоги В и НА с опорой на пространственное значение.
Задачи:
Образовательные.
Уточнить значение предлогов В и НА.
Учить составлять словосочетания и предложения с предлогами.
Закрепить в речи понимание и употребление предлогов В и НА.
Закрепить навык согласования слов в предложении.
Коррекционно-развивающие.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
Развивать умение подбирать необходимый предлог, соотносить его со схемой.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные.
Воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Воспитывать умение выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Интеграция деятельности: коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность, продуктивная деятельность.
Формы образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
Тип занятия: усвоение новых знаний и умений.
Оборудование: игрушка Лунтик, графические схемы предлогов, сюжетные картинки, игра «Вставь пропущенный предлог»; шарики Су-Джок.
Использованные технологии: игровые, здоровьесберегающие, Су-Джок терапия.
Этап занятия. Длительность этапа. | Образовательная область. | Вид деятельности. | Деятельность учителя-логопеда. | Деятельность детей. |
Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия. 3 мин. | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. | Коммуникативная деятельность. | - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Он совсем недавно прилетел на нашу планету и не всегда понимает, о чем прося его друзья. - Баба Капа попросила Лунтика поставить чайник на плиту, а он поставил его в плиту и чайник расплавился. - Пчелка Майя попросила налить мед в ведро, а Лунтик полил его на ведро – и мед стек на землю. - Что же перепутал Лунтик? Почему у него не получилось помочь друзьям? - Лунтик просит нас помочь ему разобраться с этими маленькими словами-предлогами В и НА. Поможем? | Слушают логопеда. Отвечают на вопросы логопеда. Принимают поставленную задачу. |
Физическое развитие. Речевое развитие. | Двигательная деятельность. Коммуникативная деятельность. | Пальчиковая гимнастика. Лунтик в лодочке сидел. Лунтик на луну глядел. Лунтик в лодочке упал, На луну он не попал. | Ладони в форме лодочки. Соединяем кончики пальцев, «раздуваем» как шарик. |
Актуализация знаний. 2 мин. | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. | Двигательная деятельность. Коммуникативная деятельность. | Упражнение на различение предлогов В и НА. - Лунтик принес с собой лунных ежиков. поиграем с ними. - Положите ежика на правую ладошку. - Зажмите в правый кулачок. - Положите на левую ладошку. - Зажмите в левый кулачок. - Положите ежика на стол. | Выполняют действия по инструкции. |
«Открытие» детьми новых знаний. 13 мин. | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. | Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность. | Графические схемы предлогов, объяснение смыслового значения. - Кузнечик Кузя подарил Лунтику две карточки, и сказал, что они помогут запомнить слова -предлоги. - Посмотрите, на первой схеме мячик находится внутри квадрата – В квадрате - это схема предлога В. - На второй схеме мячик лежит на поверхности квадрата – на квадрате – это схема предлога НА. - Игра «Где лежит ежик?» - логопед кладет Су-Джок на стол, в коробку. на тарелку, в банку и т.д. Составление предложений по демонстрации действия. - Чтобы лучше запомнил значение маленьких слов-предлогов, Лунтик будет давать задание одному из вас, а все остальные будут составлять предложения по увиденному действию. - Полина, положи карандаш НА стол. Илья, поставь карандаш В стаканчик. Миша, положи пуки НА стол. Максим, положи мел В коробку. Составление предложений по картине с помощью вопросов. КТО? ЧТО СДЕЛАЛ? КУДА? (Мама налила суп в тарелку. Дедушка сел на диван. Девочка поставила цветы в вазу. Бабочка села на цветок.) | Слушают логопеда. Поднимают необходимую схему. Формулируют и произносят предложения. Формулируют и произносят предложения. |
Физическое развитие. | Двигательная деятельность. | Физминутка. Тихо все ребята встали, Дружно руки все подняли. Развели их в стороны, Посмотрели ровно ли. Наклонились, поднялись, Улыбаться принялись. | Выполняют указанные действия. |
Самостоятельное применение нового на практике. 5 мин. | Речевое развитие. | Продуктивная деятельность. Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность. | Игра «Вставь пропущенный предлог». - Лунтик принес интересную игру, но в ней потерялись все маленькие слова-предлоги. Помогите их найти. Подберите к карточкам подходящую схему. (Цветы … вазе. Рыба … аквариуме. Книга … столе. Ворона … крыше.) | Подбирают необходимую схему предлога, произносят предложение. |
Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия. 2 мин. | Речевое развитие. | Коммуникативная деятельность. | - Лунтик говорит вам большое спасибо. - Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь Лунтику запомнить значение предлогов В и НА? Какие задания были самыми трудными? А самыми интересными? | Отвечают на вопросы логопеда. |