Технологическая карта мастер-класса
Тема мастер-класса: Организация внеурочной деятельности младших школьников с использованием электронного интерактивного пособия «Музей в твоем классе» (на примере УМК «Перспективная начальная школа»)
Цель мастер-класса: создание условий для понимания методических особенностей проектирования занятия с использованием электронного интерактивного пособия «Музей в твоем классе»
Описание мастер-класса
Аннотация педагогического (управленческого) опыта мастера (управленческой команды)
Общая методика анализа живописного произведения предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.
В данной технологии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок исследования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем.
Мастер-класс предполагает инновационную модель обучения (на основе деятельностного подхода) – интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т. е. специальная деятельность по построению учебного познания — исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
Суть деятельности заключается в том, что усвоение нового материала происходит в процессе решения практической задачи.
На мастер-классе используются методы интегрированного обучения, сочетаются формы организации познавательной деятельности, при проектировании урока рассматриваются методическими особенности использования электронных учебников и интерактивных пособий.
Этапы мастер-класса:
Ориентировочно-мотивационный
Актуализация субъектного опыта участников
Целеполагание
Освоение новых знаний
Применение на практике полученных знаний
Рефлексивный
При подготовке мастер-класса использовала: Методические рекомендации «Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов» И. В. Богачева, И. В. Федоров
2.Обоснование проекта предстоящего занятия с участниками мастер-класса
Для организации активной самостоятельной работы педагогов предполагает использование разнообразных методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку проекта урока с использование ЭФУ для использования в собственной педагогической деятельности.
Используемые методы мастер-класса:
Методы словесной передачи и слухового восприятия (словесные методы: объяснение, рассказ, фронтальный опрос, беседа).
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наглядные методы: иллюстрации, презентация, показ образца выполнения проекта).
Практические методы обучения (выполнение практических заданий, трудовых действий на основе инструктивных указаний или самостоятельно разработанного плана деятельности)
Проблемно-поисковые методы (продуктивные методы)
Методы опосредованного управления познавательной деятельностью участников мастер-класса с помощью источников информации в электронной форме
Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности участников (формирование потребности к изучению материала на мастер-классе)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы контроля и организации самоконтроля над правильностью выполнения действий (операций), результативностью учебно-познавательной деятельности с помощью источников информации в электронной форме
Индуктивно-дедуктивный метод
Краткая характеристика результативности технологии, демонстрируемой на занятии
с участниками мастер-класса
Электронная работа с картиной позволяет каждому участнику спроектировать занятие по внеурочной деятельности, используя методический аппарат (систему вопросов и заданий), электронного проекта «Музей в твоем классе». Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства.
Успешное освоение темы происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников. В ходе мастер-класса участники познакомятся с особенностями проектирования занятия по внеурочной деятельности, спроектируют свое занятие, примут участие в обсуждении полученных результатов, получат консультации по использованию интернет журнала «Музей в твоем классе».
Условия активизации познавательной деятельности всех участников мастер-класса:
обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя. В ходе мастер-класса участники:
познакомятся с методическими особенностями проектирования занятия по внеурочной деятельности с использованием интерактивного пособия «Музей в твоем классе»;
обсудят электронные ресурсы журнала;
изучат нормативный документ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015);
спроектируют занятие по внеурочной деятельности.
3. Описание занятия или имитационной игры с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками, педагогами, членами управленческой команды)
Тема занятия: Проектирование занятия по внеурочной деятельности младших школьников с использованием электронного интерактивного пособия «Музей в твоем классе» (на примере УМК «Перспективная начальная школа»)
Цели занятия:
актуализация знаний участников мастер-класса об электронных образовательных ресурсах (интерактивных)
демонстрация опыта работы по проектирования занятия с использованием электронного интерактивного пособия;
проектирование занятия по внеурочной деятельности с использованием с использованием электронного интерактивного пособия;
Планируемые образовательные результаты:
Участники мастер-класса:
познакомятся с электронным интерактивным пособием «Музей в твоем классе»;
научатся проектировать занятие с использованием электронного интерактивного пособия;
повысят педагогическую информационную компетенцию
Этапы занятия | Планируемая деятельность ведущего с описанием конкретных приемов организации деятельности участников мастер-класса | Планируемая деятельность участников мастер-класса | Комментарии (указание на используемые средства и др.) |
1. Ориентировочно-мотивационный Задача: приветствие, мотивация участников на совместную деятельность, организация работы в группах | Уважаемые коллеги, меня зовут … Приветствую всех участников мастер-класса! Для того, чтобы мастер-класс был продуктивным, разрешите мне предложить несколько правил: 1. Я предлагаю вам участвовать во всех упражнениях для того, чтобы вы пропустили через себя те проблемы, которые мы сегодня переживаем. 2. Постараемся, по возможности, быть искренними. 3. Соблюдаем правила хорошего тона и уважительное отношение к мнению коллег. Организую с помощью дидактической игры «Искусство» знакомство с участниками и разбиение на группы. - Возьмите карточки, рассмотрите их и определите признаки, по которым вы можете объединиться в группы (картинки с изображением пейзажа, портрета, натюрморта) - Займите места своих групп - Напишите на бейджиках, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались | Встраиваются в диалог, организуются в группы. Организуют знакомство в группах. | Дидактический раздаточный материал (картинки с изображением пейзажа, портрета, натюрморта) Бейджики Фломастеры |
2. Целеполагание Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий | - Предлагаю вам разгадать загадку и определить тему мастер-класса На стене висит давно, На холсте всего полно: Лес и речка, и машина… Называется -… Ответ: Картина
- Определите цель нашей работы (Побуждаю к постановке цели и задач мастер-класса) - Сегодня на мастер-классе мы познакомятся с электронным интерактивным пособием «Музей в твоем классе», научимся проектировать занятие по внеурочной деятельности с использованием электронного интерактивного пособия | Слушают загадку, пробуют отгадать Определяют тему мастер-класса. Определяют свою цель и задачи, формулируют свои ожидания. | |
3. Актуализация субъектного опыта Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности | Веду поисковую беседу, направленную на диагностику потребностей и уровня готовности педагогов к восприятию нового опыта - Какие электронные образовательные ресурсы вы используете в практике внеурочной деятельности? (Приложение 1-3) - Какую установили продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения санитарно-эпидемиологические правила и нормативы? - Предлагаю поработать с нормативным документом | Участвуют в беседе, делятся подобными педагогическими проблемами и способами их практического решения Работают нормативным документом (Приложение 4) | Электронное интерактивное пособие Нормативный документ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10) |
4. Освоение новых знаний Задача: обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии, приемов, методов и т. д. | - Предлагаю познакомиться с электронным интерактивным проектом «Музей в твоем классе» Демонстрирую интернет журнал и электронные ресурсы журнала - Предлагаю рассмотреть музейную коллекцию картин Знакомлю с названием картин и их авторами
Знакомлю с системой кнопок в пособии, вкладкой, на которой размещена система вопросов и заданий по картине
Работа с методическим аппаратом картина, позволяющим спроектировать занятие по внеурочной деятельности (этапы, система вопросов и заданий по картине, методы и приемы работы)
Знакомлю с инструментами: электронной лупой, рамками разных форм и их использование в работе с картинами | Рассматривают электронное пособие на экране Знакомятся с картинной галереей, с названием картин, авторами Пробуют работать с системой кнопок в пособии, вкладкой, на которой размещена система вопросов и заданий по картине Апробируют технологию работы с электронной картиной Пробуют применять интерактивные инструменты | Электронное интерактивное пособие «Музей в твоем классе» Дидактический материал Лупы |
5. Применение на практике полученных знаний Задача: знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности; создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений. | - Используя полученные знания, предлагаю вам в группах спроектировать занятие по внеурочной деятельности с использованием интерактивного пособия. (Выполняю роль консультанта, организую самостоятельную работу слушателей и управляю ею) - Какая группа хотела бы познакомить нас со своим проектом? (Организую совместное обсуждение разработанных проектов уроков, обмен мнениями участников, даю оценку происходящему) | Выполняют самостоятельную работу по проектирования занятия с использованием интерактивного пособия Знакомят со своими проектами занятий Обсуждают проекты занятий, разработанные во время мастер-класса | Дидактический материал, инструменты |
6. Рефлексивный Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности | - Уважаемые коллеги, для оценки эффективности проведения мастер-класса, определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности, предлагаю диагностическую игру «Левая рука» - Обведите свою левую руку. Каждый палец – это ваша позиция. Выберите одну из пяти. Обозначьте ее на рисунке красным цветом. для меня была новой и интересной знания у меня уже были, но мастер-класс был для меня полезным недостаточно информации зря… - Спасибо, вам за работу. - Я очень надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, сможете использовать в своей профессиональной деятельности. - Я искренне желаю вам творческих успехов и заслуженного уважения, которым во все времена пользовалась наша замечательная профессия! | Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результативности достижения цели. Оценивают полученный опыт и возможность применения в дальнейшей практике | Дидактический материал Маркеры |
Автор разработки: Сокова Светлана Ивановна, руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности
…………………………………………………………………………………………………
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
…………………………………………………………………………………………………