СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта модуля технологии на тему: «Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка. Зарисовка традиционных орнаментов, 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта модуля разработана для учащихся 5 класса. Учитель в интересной форме, используя презентацию, сможет напомнить учащимся о традиционных видах рукоделия русского народа, вспомнить пословицы о мастерах и мастерстве народных умельцев. Учащиеся узнают о значении терминов «орнамент», «раппорт узора», значении символики  в народных вышивках, видах орнаментов, первой вышивальной школе и других интересных фактах по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта модуля технологии на тему: «Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка. Зарисовка традиционных орнаментов, 5 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ № 23

Учитель: Дубовская С.Н. Класс: 5 Предмет: технология Дата: 03.03.2017

Автор УМК: О.А. Кожина Технология: Обслуживающий труд. 5 кл

Тема модуля: Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка. Применение вышивки в народном и современном костюме. Практическая работа: «Зарисовка традиционных орнаментов».

Цели модуля:

Общеобразовательные: познакомить учащихся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества; видами вышивки, историей ее развития; применением вышивки в народном и современном костюме; дать понятие об орнаменте, раппорте в вышивке; вырабатывать умения и навыки в зарисовке традиционных орнаментов.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность при выполнении творческой работы; воспитывать любовь к русской культуре и традициям;

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории народного творчества, традициям своего народа.

Планируемый результат обучения и УУД: учащиеся приобретут знания о традиционных видах декоративно-прикладного творчества; видах вышивки, истории ее развития; применении вышивки в народном и современном костюме; получат представление об орнаменте, раппорте в вышивке; смогут самостоятельно зарисовать традиционные орнаменты.

Этапы модуля:

УЭ 1. Орг. момент.  Контроль посещаемости. Проверка готовности учащихся к модулю.

УЭ 2. Новый материал. Презентация «Традиционные виды рукоделия. Вышивка» Слайд 1


Слайд 2. Наша крымская земля – это земля мастеров. Народные мастера во все времена создавали красивые и полезные вещи, чтобы украсить свой быт и одежду.

Обычно крестьянин творил из подручных материалов имеющихся в местности, где проживал (дерево, камень, глина, лен). Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева. Мастерового человека ценили во все времена. Народ о мастерстве сложил много пословиц и поговорок. Какие вы помните? Давайте сыграем в игру «Собери пословицу». Слайд 3

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Землю красит солнце, а человека - труд.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сделал дело - гуляй смело.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Птицу узнают в полете, а человека – в работе.

За много дел не берись, а в одном отличись.

Слайд 4. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества: гончарное дело, резьба по дереву, чеканка, аппликация, роспись,кузнечное дело, ювелирное дело, лоскутное шитье, вязание, макраме, бисероплетение.

Традиция (от лат. traditio — передача). Нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Новые виды – нетрадиционные, которые не знают ваши бабушки: оригами, декупаж, квиллинг, матчворк, скрапбукинг, батик, плетение фенечек-бисероплетение.

Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение.

Слайд 5. Вышивка - одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История её возникновения уходит далеко вглубь веков.

Слайд 6. Вышивкой украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Слайд 7. Слово вышивка — произошло от более древних слов — «шить», «шити», употребляемых в славянских языках. Слово узор произошло от слов узреть, увидеть. По узорам можно было определить из какого роду-племени был человек, на узоре увидеть его статус и возраст. По узорам определяли замужем ли девушка, просватана или свободна.

Слайд 8. Обучались вышивке девочки с 6-7 лет, как только могли держать иголку в руке. К тринадцати - пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца.

Слайд 9. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого невесты. По числу и качеству изготовленных изделий судили о мастерстве и трудолюбии девушки. Ко дню своей свадьбы девушке необходимо было вышить до сорока полотенец, которыми она одаривала родственников жениха.

Слайд 10. После прихода на Русь христианства появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна.Вышитое полотенце давали «на счастье» близким, которые надолго покидали родной дом.

Слайд 11. Вышитое полотенце стало выполнять роль оберега при рождении и крещении ребенка, масленице, соблюдении свадебных традиций, использовалось при погребально - поминальных обрядах. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. (Оберег – талисман, амулет, защита)

Слайд 12. Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование на тех или иных бытовых предметах.

Слайды 13-14. Основные мотивы русской вышивки. Знаки –символы:

Древо жизни символ долгой жизни, единства рода.

Берегиня защитница людей от всякого зла.

Конь – хранитель домашнего очага, символ доброты.

Слайд 15. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты.

Орнамент - последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.

Назначение орнамента – украсить поверхность предмета и подчеркнуть его форму.

Слайд 16. Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется раппортом.

Слайды 17-18. Виды орнаментов: геометрический, растительный, меандровый (непрерывная ломаная линия; в Древней Греции – река Меандр), зооморфный, орнитоморфный, антропоморфный.

Слайд 19. Вышивка в народном костюме. Вышивальщицы располагали узор в тех местах, которые прикрывали важные для жизни и здоровья людей органы. Чтобы оберегать голову – вокруг шеи располагали орнамент, украшали низ рукава и подола – чтоб злая сила не могла подступится.

Слайд 20. Важное значение в народной вышивке имеет цвет.

Традиционными считают красный, белый и черный цвет. Гораздо меньше в вышивке используют синий, зеленый, желтый.

  • Белый цвет – символ чистоты

  • Красный цвет - цвет жизни, солнца, здоровья.

  • Черный цвет – печаль, горе.

Слайд 21. В XI веке сестрой князя Владимира Мономаха, княжной Анной - Янкой была открыта в Киеве в Андреевском монастыре первая в Европе школа для девочек. В школе Анна Всеволодовна обучала девушек писанию, пению и мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.

Слайд 22. В эпоху Петра I, с приходом моды на европейский стиль и тонкие вышивки и кружева, изменился интерес к вышивке. Параллельно с народной и церковной вышивками появилась светская – городская мода.

Слайд 23. В дворянских усадьбах появляются светлицы, изготавливающие вышитые работы по задумкам художников и западным альбомам. Отдельные крестьянки, отучившись в дворянских мастерских, начинают самостоятельно зарабатывать своим ремеслом.

Слайд 24. Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.

Слайд 25. В XVIII-XIX века, вышивка стала очень популярной среди знатных дам. Они вышивали картины на религиозные темы, романтические и лубочные сцены, портреты. Городская мода изменяла и крестьянскую вышивку, куда переносились все модные рисунки. Это поспособствовало исчезновению издревле существующих сакральных узоров. Уже немногие мастерицы могли рассказать о значении русских узоров.

Слайд 26. Более 200-ми видами вышивальных швов владели наши славянские женщины. Технология многих из них сегодня потеряна.

Виды швов современной русской вышивки делят на две основные группы: «прозрачные» и «глухие». «Глухие» выполняют по целой ткани, а «прозрачные» - по разреженной (мережки).

Слайд 27. Сегодня вышивка снова популярна. В современной одежде нестареющие народные узоры возрождаются и расцветают в новых вариациях. Слайд 28. Известные дизайнеры используют элементы вышивки в разработке современных моделей одежды.

УЭ 3. Практическая работа: Зарисовка традиционных орнаментов.

УЭ 4. Выходной контроль. (Тесты. Выбрать один правильный ответ. Оценка вопроса – 0,5 балла) Слайды 29 – 31.

1.К традиционным видам декоративно-прикладного творчества русского народа не относится:

  1. Вышивка

  2. Оригами

  3. Резьба по дереву

2.Крестьянских девушек обучали вышивке

  1. С рождения

  2. С 6 – 7 лет

  3. С 13-15 лет

3.Ритмически повторяющийся элемент, из которых складывается орнамент, называется

  1. схема

  2. узор

  3.  раппорт

4.Вышивальщиц, которые украшали узорами парадную одежду для царской семьи называли

  1. рукодельница

  2. мастерица

  3. золотошвейка

5.Традиционные цвета в народной вышивке:

  1. Красный, белый, черный

  2. Зеленый, желтый, красный

  3. синий и черный

6. Для создания зооморфного орнамента применяли стилизованные фигуры животных. Стилизованные, это значит -

  1. Упрощенные

  2. Красиво разукрашенные

  3. Фигуры, которые не существуют в природе

7. В каком городе была открыта в XI веке первая школа по вышиванию золотыми и серебряными нитями

  1. В Москве

  2. В Твери

  3. В Киеве

8. В Древней Греции была река. Она и дала название орнаменту

  1. Орнитоморфный

  2. Геометрический

  3. Меандровый

9. Орнамент, который состоит из стилизованных фигур человека называется

  1. Зооморфный

  2. Растительный

  3. Антропоморфный

10. Вышивки, которые выполняются по поверхности ткани называются

  1. Декоративные

  2. Глухие

  3. Прозрачные

Ключ. Слайд 32.



  1. B

  2. B

  3. C

  4. C

  1. A

  2. A

  3. C


  1. C

  2. C

  3. b


УЭ 6. Подведение итогов модуля. Оценка практических работ.

Слайд 33. Рефлексия «Сегодня на уроке…»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!