СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе "Растениеводство в Алтайском крае"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе  "Растениеводство в Алтайском крае"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 4 классе "Растениеводство в Алтайском крае"»

Урок 31. Растениеводство в Алтайском крае

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, плодоводство); определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию понятия «сорта культурных растений», представления о растениеводстве в нашем крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая

Образовательные
ресурсы

http://poisksorta.com/catalo универсальный каталог сельскохозяйственных культур

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, словари Ожегова, презентация, листы самооценивания, карточки,
пакеты с материалами для групповой работы.

Основные
понятия

Растениеводство, полеводство, овощеводство, плодоводство, сорта культурных растений

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Сегодня для урока окружающего мира нам понадобятся учебник, раздаточный материал и хорошее настроение. Всё имеется? Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой и вы узнали что-то новое.


Послушайте стихотворение алтайского писателя Василия Климова:

Алтай, Алтай, здесь все мне дорогое:                                    

 Листва твоих берез, журчание ручьев,

 Тайга и степь… И душу беспокоят

 Аккорды голосистых    соловьев.

 Играет ветер с золотой пшеницей,

 Стоят стога в безмолвии полей…

 Как счастлив я что выпало родиться

 И жить на этой милой мне земле!

– Как вы думаете, какова тема урока?

Где уточнить тему урока? Откройте учебник на нужной странице и сформулируйте тему урока. (Растения Алтайского края)

Какую цель поставим на урок? Какие знания нам понадобятся? Какие умения нужно будет применить?

Составим план урока.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее м есто к уроку


слушают учителя.








принимают участие в диалоге с учителем.



Дети высказывают свои мнения.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания:

самостоятельная работа по карточкам

Что мы уже знаем об Алтайском крае? Поработайте по карточкам самостоятельно.

Давайте проверим верность ваших ответов. Возьмите красный карандаш и поставьте плюсы возле правильных ответов. Выставьте плюсик за это задание в лист самооценки


Выполняют самостоятельную работу


Выполняют самооценку

индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия; владеют способами решения проблем поискового характера; понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности и могут конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных задач.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; владеют начальными формами познавательной и личностной рефлексии; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение
нового материала






















































































IV. Физминутка


Рассказ учителя с опорой на наглядность.




Работа
по учебнику
































































В какой природной зоне расположен Алтайский край? Каковы особенности природных условий? Зависит ли растительный мир от того, в какой природной зоне находится местность? Каким образом?

На какие две группы делятся все растения? Какие растения называют культурными, а какие – дикорастущими?

За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Найдите в словаре объяснение этого слова.

Найдите ответ в учебнике, много ли отраслей растениеводства.


Мы сегодня будем работать только с тремя отраслями. Исследование каждой отрасли растениеводства мы будем проводить по группам.

Дети распределяются по группам. Каждая группа получает свой пакет,

Вспоминаем правила работы в группе.









Отчитаемся о проделанной работе.

Во время отчета группы на экране слайд с культурами данной отрасли.



Выполним самооценку своей работы в группе. Поставьте красным карандашом плюс в нужной колонке листа самооценки.


Небольшое дополнение к вашим ответам: (даю после ответа каждой группы)

Занимая лишь 4% территории и имея около 12%населения Сибири, край производит пятую часть сельскохозяйственной продукции Сибирского федерального округа. На территории региона насчитывается семь  почвенно-климатических зон, начиная от степи и заканчивая предгорьем.  Многообразие почвенно-климатических условий позволяет выращивать в крае большой набор сельскохозяйственных культур.Основными направлениями в растениеводстве  являются зерновое производство, кормопроизводство, выращивание льна-долгунца, сои, других культур.

Зерновое поле Алтая самое большое в России. В каждой климатической зоне дают лучший результат конкретные сорта. (слайд-сорта пшеницы). Алтайский край – крупнейший производитель маслосемян подсолнечника в Сибирском федеральном округе В Алтайском крае выращивается такая ценная масличная культура как рапс яровой. (слайд) Рапсовое масло по жирнокислотному составу не уступает маслу, получаемому из семян подсолнечника и близко по качеству  с оливковым. От Урала до Дальнего Востока, Алтайский край - единственный регион, производящий сахарную свеклу. Ежегодно во всех категориях хозяйств производится столько тонн картофеля (слайд) и овощей, что позволяет  не только полностью обеспечить регион необходимыми объемами, но и  поставлять за пределы края . Кроме того, овощные культуры возделываются в защищенном грунте, в парниках и теплицах.

50-60 лет назад в Алтайском крае выращивание фруктов и ягод было не возможно. Они не выдерживали холодные зимы. Но благодаря ученому Михаилу Афанасьевичу Лисавенко появились такие сорта культурных растений ,которые можно вырастить в наших условиях. И теперь в наших садах можно увидеть разные плодовые и ягодные растения. Для климата Сибири выведены специальные морозоустойчивые сорта яблонь (слайд) Наиболее перспективное направление развития отрасли – выращивание облепихи. (слайд) Значительны и объёмы облепиховой продукции — концентрат облепихового масла, 75% которого производится на Алтае. Медпрепараты на её основе, натуральные соки и другие виды продукции поставляются в Европейскую часть России, страны ближнего зарубежья.

После выступления первой группы выполняется физминутка под музыку.


Отвечают
на вопросы.








Работают со словарем.

Работают
по учебнику



Распределяют обязанности в группе.

Работают в группе




заполняют схему и объясняют, какие растения выращивает каждая отрасль и где применяется продукция.


Выходит вся группа и даёт ответ по схеме-помощнице

















Высказывают свои предположения.
















Рассматривают рисунки
и фотографии.




Фронтальная, групповая

индивидуальная

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Закрепление изученного

Ответы на вопросы теста








Какие пункты плана урока мы выполнили? Какой пункт следующий?

Для закрепления изученного проведем тест. Ответы записывайте в нужную колонку листа самооценки.

Поменяйтесь листками с соседом, выполните взаимопроверку.

Какие слова вы выписали? Все ли они вам знакомы? Почему? Почему их нельзя выращивать у нас?

(слайд)

Выполняют тест.

Взаимопроверка

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы

Устные ответы,

записи
в тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– О каких отраслях растениеводства вы узнали?

– Для чего вам нужна данная информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке в целом? Учитывайте активность работы на уроке.

читают вывод в учебнике (с. 207).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Комментарий учителя

  • Учебник, с. 136-137.

Так как мы совсем не затронули отрасль цветоводства, то для составления брошюры «Цветы Алтайского края», на листе формата а 4

  • Подготовить сообщение о лекарственных растениях, произрастающих в Алтайском крае.

  • Подготовить сообщение о цветах, занесенных в Красную книгу, произрастающих в Алтайском крае.

Красочно оформить своё сообщение, обязательно проиллюстрировав.


Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач






Ресурсный материал

Схема «Водоем – природное сообщество»


Задания для самостоятельной работы по теме «Природное сообщество водоема» (на карточках)

1. Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.

2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется… (стрелолист).

Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер).

Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку).

С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток).

Стихотворение для обсуждения проблемы

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих – на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза-васильки!

(Флор Васильев.)

Загадки

1. Балерина вышла,

Сборки да оборки.

Складки да подкладки…

А имя у артистки –

Небесной прописки.

(Астра, цветоводство.)

2. Росло – красно, цвело – бело,

А снял зерно – почти черно.

(Гречиха, полеводство.)

3. В садочке есть плод,

Он сладок, как мед,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, –

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

(Груша, плодоводство.)

4. Закутан ребенок

В сто пеленок

(Капуста, овощеводство.)

5. Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак, цветоводство.)

6. Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки.

(Кукуруза, полеводство.)

7. В чистом поле – не в лесу

Хворостинок припасу:

Чтоб семья оделась,

Чтобы вкусно елось,

Чтобы хата грелась.

(Лен, полеводство.)

8. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина, плодоводство.)

9. Живет в поле усан –

Ус длиннее, чем сам.

Пока молодой – ус золотой,

А как перемелется –

Цвет изменится.

(Рожь, полеводство.)

10. Не корень, а в земле;

Не хлеб, а на столе;

И к пище приправа,

И на микробов – управа.

(Чеснок, овощеводство.)

11. Три сестры. Летом зеленые,

К осени одна краснеет,

Другая белеет, третья чернеет.

(Смородина, плодоводство.)

12. Щеки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис, овощеводство.)

13. Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнечник, полеводство.)

14. На клумбе у окошка

Посажена картошка,

Цветы ее огромные,

И светлые, и темные.

(Георгин, цветоводство.)


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!