2. Целепологание А) создание проблемной ситуации Б) постановка проблемного вопроса | Создание проблемной ситуации Создаёт условия для постановки темы урока | Принимают ситуацию, размышляют и делают умозаключения Формулируют тему урока | Слайд 3 -Ребята, перед вами географическая карта мира. На ней изображены все материки и океаны. Но такой карта была не всегда. Слайд 4 Посмотрите, древняя карта очень отличается от современной. Как мало было известно о Земле в древности! -Как вы думаете, благодаря чему неизведанные места, становились известны людям? (Были совершены географические открытия). (на доске открывается надпись географические открытия) Без чего не могли быть совершены географические открытия? (Без новых технических изобретений) (на доске открывается надпись технические изобретения) А кто совершал открытия, изобретал, конструировал? (Люди) (на доске открывается надпись люди) -Есть такие открытия, изобретения, люди, которые внесли великий вклад в историю. Поэтому их так и назвали Великие. (открывается надпись: Великие) Слово Великие неслучайно написано с большой буквы, потому что открытия, изобретения, люди имеют большое значение в истории человечества. Все это происходило в период истории, который называют Новое время. (открывается надпись: Новое время) Итак, сегодня на уроке, нам предстоит узнать: какие Великие географические открытия и изобретения были сделаны в то время, и каково их значение? Это будет планом нашего урока. Так как же прозвучит тема нашего урока. - Тема нашего урока: Новое время. Великие географические открытия, Великие изобретения и Великие люди. | Умение формулировать тему урока | Участвовать в учебном диалоге (К), Прогнозировать (Р) Умение ставить цель, формулировать ее в устной речи (Р) Умение обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме (П) Положительная мотивация к изучению нового материала (Л) |
4. Реализация построенного проекта А) Период "Новое время" Б) Путешествие Колумба Исследовательская деятельность В) Кругосветное путешествие Ф.Магеллана. Г) Открытие Антарктиды. Д) Великие люди и технические изобретения. | Организация индивидуальной работы, организует учебный диалог, проверку знаний на этапах. Организация самостоятельной исследовательской работы, работы в группах, проверки знаний на этапе Организация работы по ознакомлению с маршрутом путешествия Ф. Магеллана на глобусе, карте Организация работы в парах, работа с дополнительной литературой Организация работы по ознакомлению с техническими изобретениями и известными людьми Нового времени. | Работа по учебнику. Учащиеся готовят ответ на вопрос: Почему этот период назвали новым временем? Самостоятельная работа в группах, исследования 1 группа - восстановление текста письма, 2 группа - работа с энциклопедиями, 3 группа - помощник-юнга учит завязывать морские узлы, 4 группа - определяют, что привез Х.Колумб из своего путешествия. Работа с "Лентой времени", картой. Работа с дополнительной литературой Нахождение отличительной черты нового времени | - Как называется следующий период истории? (Новое время). - Когда начался и когда закончился этот период? (1500-1900) - Почему его назвали Новое время? Ответ найдём в учебнике на с. 22, 3-4 абзац. Прочитайте и ответьте на вопрос, почему этот период назвали новым временем. (Закройте учебники) - В Новое время начинают цениться предприимчивость, стремление найти применение своим знаниям и талантам. К тому времени уже были известны Евразия и Африка, совершались плавания по Атлантическому и Индийскому океанам. (Учитель показывает на глобусе). Начнём исследование с составления схемы географических открытий. Расположим материки аналогично физической карте. - Именно в Новое время европейская наука и техника стала достигать больших успехов: Слайд 5 - к 15 веку были созданы надёжные парусные суда – каравеллы, Слайд 5 - усовершенствовались компас и морские карты, - утверждалась идея о шарообразности земли и поэтому появилась возможность совершать далёкие путешествия. Вывод: Почему люди стали совершать далекие путешествия? (ответы учащихся) - Жажда открытий влекла отважных путешественников всё дальше и дальше от родных берегов. О борт корабля бились волны, слышался шум моря. Наступила ночь. - Закройте глаза. (Дети закрывают глаза, опускают голову) Давайте себе представим, как шумят волны, слышен шум прибоя. И вот уже близок рассвет. (Звучит шум моря. Учитель кладёт бочонок на пол) - Откройте глаза. - Ребята, посмотрите, на берег выбросило бочонок. По древней традиции моряки, терпящие крушение бросают за борт бочонок или бутылку с письмом о помощи. Один известный мореплаватель так и поступил. Он боялся, что его корабль погибнет в шторм и положил в бочонок сообщение о своем открытии. - Кто же был тот отважный путешественник, и какое величайшее открытие он сделал? - Помогут ответить на эти вопросы ваши исследования, которые мы будем проводить в группах. А чтобы наша работа принесла хорошие плоды, шла быстро, мы должны выполнять ряд правил. У каждой группы есть цель – выполнить задание на карточке, вы должны помогать друг другу, уметь договариваться, быть вежливыми. Все задания будут проверены. А теперь выберите руководителя группы. Итак, руководители групп встаньте. (Представление) Исследовательская работа. - А теперь начинается наша исследовательская работа. Прочитайте задания. - Кому все понятно, покажите мне открытые ладошки. - У кого возникли вопросы – покажите сжатые кулачки. Исследовательская работа. 1 группа: Восстановите текст и прочитайте письмо из бочонка. 2 группа: Внимательно изучите выделенную часть текста и подготовьте ответы на вопросы: 1. Как звали мореплавателя, который бросил за борт бочонок? (Энциклопедия. Я познаю мир. Великие путешествия. – М.: Астрель, 2000 г., стр.117) 2. Какое открытие совершил Колумб? (Энциклопедия. Я познаю мир. Великие путешествия. – М.: Астрель, 2000 г., стр.132-133) 3 группа: Научитесь завязывать морские узлы. А помощником вам будет юнга. Полученную веревку смотайте в клубок. 4 группа: Ответьте на вопрос: «Что привез Х. Колумб из своего путешествия?» (100 великих имен в математике, физике и географии. – М.: Слово, 1998 г. стр. 407) На ощупь определите, что находится в мешке, и запишите свои предположения. Самостоятельная работа в группах (2-3 минуты.) -Проверим работу групп. Отчет 2 группы. 1. Как звали мореплавателя, который бросил за борт бочонок? (Христофор Колумб) Слайд 6 2. Какое открытие совершил Колумб? (открыл Америку) Как оказалось, позже, он открыл 2 континента – Северную и Южную Америки. Пополним схему силуэтами Америк. Отчет 1 группы. - Из исследования 1 группы мы узнаем, какой увидел Колумб Новую землю? Об этом мы узнаем из письма, которое было в бочонке. От долгого плавания в океане письмо намокло и ребятам пришлось восстанавливать текст. Прочитайте. «Этот остров очень большой и очень ровный, и здесь много зеленых деревьев и воды. Нас встретили люди, раскрашенные красками разных цветов. Желая внушить аборигенам дружественные чувства, я велел раздать им разные безделушки. Они выказали за это такую искреннюю радость, что мы были поражены. Я назвал их индейцами». - А вот что привёз с собой Христофор Колумб из путешествия, мы узнаем из отчета 4 группы. Отвечая, вы можете пользоваться текстом из энциклопедии. - Как вы уже узнали, Колумб увидел в Америке много незнакомых растений. Плоды некоторые из них находятся в мешке. Ребята, какие у вас были предположения? Что в мешке? Проверим. (вынимают из мешка плоды и кладут в мобильной схеме на Америку: картофель, кукуруза, помидор, ананас) Положите эти плоды на материк. А теперь откройте свои «Ленты времени» и найдите задание №1, которое нужно выполнить. Прочитайте его. -Проверим, так какие из этих растений выращивают в России? (картофель, кукуруза, помидор) - Покажем это на мобильной схеме. Переложи эти плоды на Европейскую часть России. (Ученик перекладывает плоды) Отчет 3 группы - Во время путешествий на парусных судах от моряков требовалась сноровка и выносливость. Ребята из 3 группы уже сделали свой первый шаг в освоении морских премудростей. Они научились завязывать настоящие морские узлы. Их верёвка нам ещё пригодится. Ребята, покажите ваш результат. Вывод:- Что вы узнали о путешествии Христофора Колумба из наших маленьких исследований? (Колумб открыл новый материк, привез в Европу новые культурные растения) - После открытия Америки люди продолжали искать короткий и безопасный путь в Индию. Слайд 7 И вот португальский мореплаватель Фернан Магеллан решил достичь берегов Индии, обойдя Америку с юга. Слайд 8 Найдите в «Ленте времени» карту и ознакомьтесь с маршрутом путешествия Магеллана. А теперь возьмите в руки простой карандаш и на второй карте проведите по пунктирной линии, следуя по стрелочкам. (аналогичное задание на карте) - Вот и пригодилась нам веревка. Проложим этот маршрут на схеме с помощью верёвки, которую уже подготовили ребята. Два ученика вместе с юнгой будут выкладывать маршрут путешествия, а остальные внимательно следите за их действиями. (Раскладывают в мобильной схеме верёвку так, чтобы образовался круг вокруг материков) - Внимание, отправляемся в путь! (Учитель идёт по маршруту, сопровождая текстом) От берегов Испании флотилия из пяти кораблей отправилась вдоль Африки, к Бразилии по Атлантическому океану и плыли вдоль Южной Америки. Магеллан нашёл пролив, который впоследствии назвали в честь великого путешественника – Магелланов. Выйдя из пролива, корабли «погрузились в просторы Тихого океана». (Кладёт карточку "Тихий океан") Тихим этот океан назвали именно моряки Магеллана, которым посчастливилось пересечь его, не попав в бури. (Проложить веревку внизу и снова выйти в Тихий океан со стороны Филиппинских островов. Показ на глобусе). Вскоре корабли пристали к островам, много позже названные Филиппинами. (Кладёт карточку "Филиппинские острова") Тут произошло несчастье, в бою с туземцами погиб Магеллан и несколько моряков. Но оставшиеся моряки продолжили путешествие. Они пересекли Индийский океан, обогнули Африку и только один корабль после длительного, мучительного плавания вернулся на родину, на борту осталось 17 испанцев из 265. Первое в истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года. Ребята, попрошу вас встать и поближе рассмотреть путь Магеллана. Посмотрите на глобусе. Вывод: - Какую догадку древних учёных подтвердило это путешествие? (земля имеет форму шара) 5. Физминутка. (звучит музыка «Дети капитана Гранта») - А сейчас давайте настроимся на следующее открытие. (Дети говорят слова) Выше голову держите, Шире плечи разверните, Грудь вперёд, Бодрей смотрите, Быстрый ветер обгоните! - Путешествия продолжались, открывались всё новые и новые земли. Так была открыта Австралия (в мобильную схему добавляется Австралия). - Последний неизвестный материк Земли был открыт русской экспедицией. - Вам предстоит работа в парах. Соберите отдельные части материка, и вы узнаете его название. (Дети складывают как пазлы "Антарктиду") - Как называется этот материк? (Антарктида) Слайд 9 Антарктида удалена от других материков. Самый близкий континент Южная Америка отделена проливом. Покажем это на схеме. (Кладёт в мобильную схему "материк" Антарктиду) Слайд - Первыми, кто увидели Антарктиду, в 1820 году были русские путешественники Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Вывод: - Что вы узнали об открытии Антарктиды? (ответы детей) Мы можем годиться тем, что последний материк открыли русские путешественники. А сейчас давайте мысленно перенесемся в 1872 год. В городе Лондоне жил мистер Фог, который поспорил, что совершит кругосветное путешествие за 80 дней. Эту историю в своем романе «Вокруг света за 80 дней» нам рассказал Жюль Верн (Слайд 13) , французский писатель один из создателей жанра научной фантастики. Вспомните, за какое время совершил кругосветное путешествие Фернан Магеллан? (3 года) А как мистеру Фогу удалось совершить такое же путешествие за 80 дней? Как вы думаете, что ему помогло? А помогли ему новые технические изобретения. Давайте узнаем, что было изобретено в Новое время. Слайды 14 -16 Паровоз Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 г. А в России первый паровоз построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г.
Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермонт» построен в 1809 г. В США. В России один из первых пароходов «Елизавета» сооружён в 1815 году. Фотография Автомобиль. Телефонный аппарат Лампочка Радио. Историки до сих пор спорят о том, кто же первый «изобрел радио» и сделал связь мобильной – русский инженер Александр Степанович Попов или итальянец Гульельмо Маркони. Если в эпоху древнего мира было изобретено колесо, железный топор, простые парусные суда, в средневековье – книгопечатанье, то, что можно сказать о технических изобретениях Нового времени? (Да, технические достижения Нового времени поднялись на более высокую ступень развития). | Знакомство со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями; Умение работать с картой, глобусом | Умение в устной речи выражать свои мысли, практическое применение информации, адаптироваться внутри определенной группы (К) Умение воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний (Р) Отбирать необходимую информацию для решения учебных задач (П) Чувство гордости за свой народ, устойчивая положительная мотивация к самостоятельной исследовательской деятельности (Л) |