СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по литературе в пятом классе на тему: "А. П. Чехов. "Хамелеон""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по литературе в пятом классе на тему: "А. П. Чехов. "Хамелеон""»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРОЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ТЕМЕ:

«А. П. ЧЕХОВ. «ХИРУРГИЯ»»













Выполнила: учитель литературы

Игнатова К. Е.

Квалификационной категории нет













КОРОЛЁВКА

2016



Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

А. П. Чехов. «Хирургия»

Тип урока

Комбинированный урок

Цель

Познакомить учащихся с биографией и творчеством Чехова А. П. на примере рассказа «Хирургия»

Задачи

Развивать умение размышлять, культуру речи, навыки сравнительного анализа; введение понятий «юмор», «сатира»; воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества; формирование умений заниматься исследовательской деятельностью

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

(1)  формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

(2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

(3) формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; 

(4) формируем умение выявлять особенности текстов; 

(5) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.


Коммуникативные УУД:

(1) формируем умение слушать и понимать других;

(2)  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

(3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

(4) формируем умение работать самостоятельно.


Регулятивные УУД:

(1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  

(2) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом;

(3)  формируем умение прогнозировать предстоящую работу

(4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД:

(1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

(2) формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции;

(3)  формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Формы работы на уроке

Групповая, фронтальная, индивидуальная

УМК

Коровина В. Я.

Оборудование

Раздаточный материал, портрет Чехова, сигнальные карточки, плакат-цитата

Оформление доски




Ход урока

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1Организация начала урока

Наладить эмоциональный контакт и вступить в диалог

Рада видеть вас, надеюсь взаимно. Друг другу улыбнулись. Не отвлекаемся, работаем в обычном темпе, «ушки на ???»

Готовятся к уроку, включаются в процесс и продолжают незаконченную фразу

Л1

К1

2 Мотивация к учебной деятельности

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Предлагаю начать урок с игры, которая называется «Четвертый лишний». Прочитайте и найдите лишнее:

«Заколдованное место»

«Ночь перед Рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота»


-Можем назвать автора трех рассказов?

-А автора лишнего?

-Но прежде чем, записать тему урока, проверим нашу догадку, берем с вашей парты распечатку на белом листе «псевдонимы» (приложение 1) На ней мы видим более 40 псевдонимов нашего анонима. Зачитаем вслух только выделенные, с остальными можете познакомиться в свое свободное время.

Делают предположения










Зачитывают, следят за чтением одноклассника, готовы продолжить при необходимости,



П1

К3

Р2

Актуализация

Целеполагание

- Всё? Догадка подтвердилась? Можем записать тему урока? (Записывает на доске)

Формулируют, записывают в ТЕТРАДЬ



Интрига и реализация предварительного домашнего задания

-Вы уже привыкли, что у нас на уроках почти ничего не бывает случайно: почему же для игры я выбрала названия рассказов именно Гоголя?

- С чего мы обычно начинаем знакомство с авторами?

- Её вы изучили дома, прочитав статью учебника. Проверим? Ещё одна игра! «Верите ли вы?» (приложение 2 + сигнальные карточки). Она вам знакома: у вас - сигнальные карточки, у меня – вопросы. Кто сформулирует вашу задачу? Мы не забыли, чего ради затеяли эту игру? Кто заметит – запишите в тетрадь, потом поделимся друг с другом.

Зачитываю вопросы, после ответа - комментарий


- Сдаем карточки. Молодцы! – Что записали под пунктом 1?

Делают предположения (недавно изучали; по сходству в творчестве; сходству в биографии)

отвечают (с изучения биографии)

Обозначают правила игры

Найти общее у Чехова и Гоголя

Запись в ТЕТРАДЬ (ЧТО ОБЩЕГО?

1)

2)

3) )

Ответ карточкой

(После первого вопроса – запись в ТЕТРАДЬ: с Украины)

П2

К1, К2, К4

Р3

Усвоение новых знаний

Подготовка к восприятию текста

- Кто может пояснить последний вопрос из игры про хирурга и фельдшера, в чем разница?

- На уроке русского языка мы обсуждали, где можно узнать лексическое значение слова?

- Я сделала выписку из толкового словаря Ожегова:

ФЕЛЬДШЕР – лицо со средним образованием

ДОКТОР (в том числе хирург) – лицо с высшим образованием

(из сл. Ожегова)

- Куда в рассказе уехал доктор?

- Кто остался?




(В толковом словаре)





(В город жениться)

(Фельдшер решил сыграть роль доктора)

К1


Обсуждение рассказа

- Как вы заметили, мы уже переходим к обсуждению рассказа. Какого?

- Мы из биографии узнали, что Чехов – докторь (не фельдшер, разницу уже знаем), а он еще и писал. Не предал ли он таким образом профессию? Давайте думать.

- Доктор чем занимается?

- А писатель?

НА ДОСКЕ – круги Венна (врач и доктор)

-Чем лечит доктор?

- А писатель? А писатель – юморист?

Кто заметил сходство с Гоголем? Записываем (лечит смехом)

- Что такое ЮМОР?


Когда мы читали «Хирургию», нам было не только смешно, но и грустно, потому что Чехов использует не только юмор, но и САТИРУ

Ищем в словарике в конце учебника

«Хирургия», запись в ТЕТРАДЬ второй части темы





Лечит, помогает людям

Тем же, только лечит не тело, а душу


Ответы

Словом, смехом

Запись в ТЕТРАДЬ под пунктом 2

Запись в ТЕТРАДЬ (юмор)

Запись в ТЕТРАДЬ (… и сатира)

Находят, зачитывают, сравнивают


П1, П2, П3

К4

Физкультминутка


Отдохнем? (приложение 3)

Выполняют упражнения за учителем, переключают внимание


Включение в систему знаний


- Почему физминутка про курочку? Какая связь? Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?

- Какой инструмент использует Чехов-писатель?

Пишу на ДОСКЕ «Чемоданчик писателя»:

I «Говорящие» фамилии

- С чем ассоциируется фамилия Курятин?

1) Может курит много? Курящий. Ищем доказательство из текста

2) Может от слова «курятина»? Задание: вспомните как можно больше фразеологизмов и пословиц про кур:

-обидное прозвище «курицын сын» (глупый, трусливый);

- «мокрая курица» (жалкий человек);

- «куриные мозги» (глупый);

- «мокрая курица» (выглядит не так, как надо);

- «как курица лапой» (неумело)

Даже добавить нечего: фамилия «сказала» « всё , и даже больше». Вот она знаменитая чеховская: «КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА» (приложение 4)


II Второй инструмент из «Чемоданчика» - «художественная деталь» (запись на ДОСКУ)


III Третий инструмент – «портрет», в него входит описание внешности героя (запись на ДОСКУ)


IV Четвёртый инструмент – «поведение» (запись на ДОСКУ)


V Пятый инструмент – «речь» (запись на ДОСКУ)

Смотрим на «чемоданчик». На что похоже? Знакомо нам это понятие? Вывод (если есть время): Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, внешний вид говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена (фельдшер играет врача).


Курятин


«Говорящие» фамилии





Ответы











Подбирают цитату



Подбирают цитату



Подбирают цитату



Подбирают цитату


Характеристика

П1,П2, П5

К1, К2, К3

Л3

Первичная проверка усвоения знаний


Фамилия Курятин единственная «говорящая» фамилия в рассказе? А какая ещё? Правильно, дьячка Вонмигласова (дьячок, как и фельдшер – помощник врача, помощник в церкви)

Теперь поработаем без меня в группе, используя «инструменты» из «чемоданчика» (приложение 5 (желтый лист): пустая таблица + вклейки + клей или степлер) Вывод: Основная мысль рассказа: «Не умеешь – не берись», выраженная Вонмигласовым

С понятием выдавать себя за другого мы ещё встретимся с вами не раз и на уроках, и в жизни, в том числе в 8 классе, когда будем изучать «Ревизора» Гоголя и его «хлестаковщину» …… Вот и третья черта сходства с Чехова с Гоголем, запишем в тетрадь

Работа в группе










Запись в ТЕТРАДЬ под пунктом 3

П1

К1, К4






Закрепление


Какой должна быть речь грамотного человека, чтобы не выглядеть смешными, как Курятин и Вонмигласов? Разыграем сценку «Доктор» (приложение 6)

- Номер столика соответствует номеру реплики , которую вам надо зачитать

Путем жеребьёвки распределяют роли трех докторов и одного пациента,

П1

К1, К2

Р4

Л2, Л3

Рефлексия+информация о домашнем задании


После сегодняшнего урока мы с вами сможем сами написать юмористический рассказ? Понравился урок? Пригодятся знания и умения, полученные сегодня?

На всякий случай вам выдаю памятку, см. голубой лист (приложение 7)

Записывают в ДНЕВНИК

Р4

Л2




Приложение 1


Чьи это псевдонимы? (Псевдоним – выдуманное имя.)



  1. Рувер;

  2. А. Че в;

  3. Кисляев;

  4. Макар Балдастов;

  5. А Чехонте;

  6. Вспыльчивый человек;

  7. Брат моего брата;

  8. Дяденька;

  9. Ц.;

  10. Антоша Ч.;

  11. Ан. Ч е;

  12. Лаэрт;

  13. Z;

  14. Крапива;

  15. А. Ч в;

  16. Ан. Ч.;

  17. Рувер и Ревур;

  18. Гайка № 6;

  19. Грач;

  20. Гайка № 9;

  21. А н Ч те;

  22. А. Ч.;

  23. Ч. Б. С.;

  24. Дон Антонио Чехонте;

  25. Врач без пациентов;

  26. Ч. Хонте; А.;

  27. Г. Балдастов;

  28. Антоша Чехонте;

  29. Человек без селезёнки;

  30. Ан. Че в;

  31. Ч. без с.;

  32. А. П.;

  33. Улисс;

  34. Чехонте;

  35. Прозаический поэт;

  36. А. П. Ч в;

  37. М. Ковров;

  38. Антоша Ч.***;

  39. Шампанский;

  40. Анче;

  41. Антоша.



Приложение 2(для учителя)

Игра: «Верите ли вы?»



  1. Верите ли вы, что А. П. Чехов родился в Москве? (Нет, не верим, Чехов родился 29 января1860 года на юге России, в городе Таганроге, сейчас Ростовская область, (входил в состав Украины) никто ничего не заметил? в маленьком домике №9 на Полицейской улице, сейчас – улица Чехова. Ныне «домик Чехова» стал музеем-заповедником.) (из статьи учебника)

  2. Верите ли вы, что у А. П. Чехова было четыре брата и сестра? (Да, верим. Все заботы матери Чехова Евгении Яковлевны были направлены на воспитание шестерых детей:

Александр – будущий журналист и писатель;

Николай – будущий художник;

Антон – будущий великий русский писатель;

Иван – увлекался театром, проявлял педагогические способности;

Михаил – автор книги воспоминаний «Вокруг Чехова»;

и Маша, единственная дочка.) (из статьи учебника)

  1. Верите ли вы, что в нижнем этаже дома, где прошло детство Чехова, помещалась аптека? (Нет, не верим. Там помещалась бакалейная лавка отца.Отец – Павел Егорович – держал колониальную лавочку. Колониальной лавкой называлась торговая лавка, в которой продавались товары, привозимые из заокеанских и тропических стран (чай, сахар, пряности, рис, кофе и др.) Дети помогали отцу в торговле. Большого дохода лавка не приносила, поэтому семья жила очень скромно.) (из статьи учебника)

  2. Верите ли вы, что А. П. Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом? (Да, верим. В 1876 году Павел Егорович разорился и вместе с семьей переехал в Москву, а юный Антоша остался в Таганроге оканчивать гимназию и жил в крайней бедности, давая уроки. После окончания гимназии переехал в Москву, поступил на медицинский факультет Московского университета, откуда в 1884 году вышел уже врачом. Несколько лет занимался медицинской практикой и стал прекрасным доктором, но больше всего ему хотелось стать писателем)

  3. Верите ли вы, что А. П. Чехов писал под псевдонимами Антоша Чехонте, Анче, Антоша? (Да, верим)

  4. Верите ли вы, что Чехов написал рассказы «Каштанка», «Ванька», «Белолобый», «Мальчики»? (Да, верим)

  5. Верите ли вы, что одним из героев рассказа «Хирургия» является хирург?

(Нет, не верим, фельдшер)

Приложение 3 (для учителя)

Физкультминутка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)
а за ней ребятки - желтые цыплятки.
(прыжки на месте, руки сложены в виде крылышек)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите, зернышки ищите!
(в приседе имитируем разгребание лапами земли)
Выпили водицы целое корытце.
(наклоны головы вперед-назад)
Ходят цыпки целый день, наклоняться им не лень.
(наклоны вперед, руками касаемся пола)
Червяков не видно, малышам обидно.
(закрыть глаза ладошками, развести руки в стороны).

Приложение 4

«Краткость

- сестра

таланта»

Приложение 5 (для разрезания учителем)

Вонмигласов (характеристика из «чемоданчика»)



«Инструмент», или используем приём

Пример из текста, т. е. цитата


«Говорящая» фамилия



Вонмигласов происходит от восклицания «Вонмем», повторяющегося во время церковной службы. Такие фамилии давались в семинариях


Деталь



«Бородавка издали похожая на большую муху»


Портрет



Высокий, коренастый старик

«Правый глаз полузакрытый с бельмом»


Поведение



Креститься на бутыль с карболкой

Доверил удалить зуб фельдшеру



Речь


Использует сначала старославянские слова, дабы казаться культурным, а потом просторечные

Приложение 5

Вонмигласов (характеристика из «чемоданчика»)



«Инструмент», или используем приём

Пример из текста, т. е. цитата




























Приложение 6 (для жеребьевки)

Карточка №1

Замените фразу: «А-а-а…моё вам» на более удачную:

1 Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

2 Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

3 Что скажешь, дружок ? Где болит?





Карточка №1

Замените фразу: «А-а-а…моё вам» на более удачную:

1 Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

2 Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

3 Что скажешь, дружок ? Где болит?





Карточка №1

Замените фразу: «А-а-а…моё вам» на более удачную:

1 Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

2 Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

3 Что скажешь, дружок ? Где болит?





Карточка №1

Тебе досталась роль ПАЦИЕНТА

ПОДХОДИ по очереди к каждому доктору, стучи, слушай ответ и ВЫБИРАЙ наиболее грамотный

Приложение 6 (для жеребьевки) дополнительно

Карточка №2

Замените фразу: «Вырвать его нужно» на более удачную

1 Его нужно выдернуть

2 Его нужно вытащить

3 Его нужно удалить





Карточка №2

Замените фразу: «Вырвать его нужно» на более удачную

1 Его нужно выдернуть

2 Его нужно вытащить

3 Его нужно удалить





Карточка №2

Замените фразу: «Вырвать его нужно» на более удачную

1 Его нужно выдернуть

2 Его нужно вытащить

3 Его нужно удалить





Карточка №2

Тебе досталась роль ПАЦИЕНТА

ПОДХОДИ по очереди к каждому доктору, стучи, слушай ответ и ВЫБИРАЙ наиболее грамотный



Приложение 7

Домашнее задание: написать юмористический рассказ, используя полученную на уроке информацию, памятку и фантазию (можно воспользоваться помощью родителей)

Памятка по написанию юмористического рассказа

1. Взять за основу смешной случай, или анекдот;

2. Придумать фамилию («говорящую»);

3. Описать лицо, одежду, обувь и др.;

4. Продумать поведение;

5. Показать речь героя


Домашнее задание: написать юмористический рассказ, используя полученную на уроке информацию, памятку и фантазию (можно воспользоваться помощью родителей)

Памятка по написанию юмористического рассказа

1. Взять за основу смешной случай, или анекдот;

2. Придумать фамилию («говорящую»);

3. Описать лицо, одежду, обувь и др.;

4. Продумать поведение;

5. Показать речь героя


Домашнее задание: написать юмористический рассказ, используя полученную на уроке информацию, памятку и фантазию (можно воспользоваться помощью родителей)

Памятка по написанию юмористического рассказа

1. Взять за основу смешной случай, или анекдот;

2. Придумать фамилию («говорящую»);

3. Описать лицо, одежду, обувь и др.;

4. Продумать поведение;

5. Показать речь героя


Домашнее задание: написать юмористический рассказ, используя полученную на уроке информацию, памятку и фантазию (можно воспользоваться помощью родителей)

Памятка по написанию юмористического рассказа

1. Взять за основу смешной случай, или анекдот;

2. Придумать фамилию («говорящую»);

3. Описать лицо, одежду, обувь и др.;

4. Продумать поведение;

5. Показать речь героя







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!