Актуализация опорных знаний учащихся , определение темы урока. | Координирует учебную деятельность - Можно ли обозначенные вами слова назвать многозначными? - Почему? - Каково лексическое значение каждого слова? - Верно, сегодня на уроке мы будем изучать такие слова, как вы верно заметили, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. - А каким термином в лингвистике обозначаются такие слова, вы узнаете, разгадав кроссворд, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках. Слайд 6-14. - Откроем наши тетради и запишем в них тему урока . Слайд15. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы кроссворда, опираясь на ранее полученные знания Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетрадях. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Закрепление понятий лексика, синонимы, антонимы, многозначное слово. Лексикон, лексикология, слово. Умение определять лингвистическое понятие по его лексическому значению. |
Практическая деятельность по закреплению | - Найдите в «Толковом словаре» примеры омонимов и многозначных слов, прокомментируйте свой выбор. - Как разъясняются омонимы в словаре? Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к обобщению. - А теперь, ребята, я предлагаю вам «подслушать», о чем шепчутся две подружки за последней партой Сценка «Овсянка»: Встретились две подружки. Одна сказала: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, у меня дома тоже овсянка. – Люблю очень овсянку! – И я люблю! – сказал Денис. – Она жёлтая, красивая такая! – Ага! И вкусная. Мммм… Особенно с молоком! – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – Как это – про что? Про овсянку! – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела?! – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать. – Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать! И подружки побежали. - Друзья мои, мне очень нужна ваша помощь! Готовясь к нашему уроку, я не успела придумать задание к данной сценке. Пожалуйста, задайте одноклассникам вопросы по ней, не забывая о теме нашего урока . -Обратите внимание на слайд. что изображено? Составьте и запишите словосочетания с данными словами-омонимами. Слайд18. - Прочитайте стихотворение, найдите омонимы, поясните их лексическое значение, составьте (устно) с каждым из них слвосочетание. Слайд19-20 | . Работают со словарем. Смотрят сценку. Обдумывают содержание сценки, формулируют вопросы по теме, задают вопросы одноклассникам, отвечают на поставленные вопросы. Участвуют в диалоге. Составляют и записывают словосочетания. | Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения Личностные: Приобретают новые знания, умения, совершенствуя имеющиеся. Познавательные: Слушают, извлекая нужную информацию, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: презентационные навыки-театральная постановка, умение строить небольшие монологические высказывания, умение сформулировать вопрос. | Знать функцию слова в языке, владение способами и приемами поиска сведений об омонимах в толковом словаре. Уметь находить омонимы в тексте, определять их лексическое значение. |
Динамическая пауза. Открытие нового знания. Практическая деятельность по закреплению Открытие нового знания. Практическая деятельность по закреплению Открытие нового знания. Практическая деятельность по закреплению Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение Рефлексия. Домашнее задание. | Создает условия для устранения перегрузки учащихся. Слайд22 -Внимание на экран. Что общего в выделенных словах? - Какой греческий корень имеет значение «Одинаковый»? - А какой греческий корень имеет значение «Звук»? Приведите примеры слов, в которых мы встречаем этот корень. -так как же в языкознании называются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Попробуйте сами назвать этот термин. - Вено! Молодцы! Запишите его в тетрадь. Слайд24 -Внимание! Состязание по рядам объявляю открытым. За каждый верный ответ представителя ряда команда получает 1 балл. Внимание на экран! Слайд 25 -Подбери омофоны к словам. --Внимание на экран. Что общего в выделенных словах? - Какой греческий корень имеет значение «Одинаковый»? - А какой греческий корень имеет значение «пишу»? Приведите примеры слов, в которых мы встречаем этот корень. -Так как же в языкознании называются слова, слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении. Попробуйте сами назвать этот термин. - Вено! Молодцы! Запишите его в тетрадь. Слайд 27 Состязание по рядам продолжается.. За каждый верный ответ представителя ряда команда получает 1 балл. Внимание на экран! Подбери омографы к словам и объясни значения слов Слайд 28 - Внимание на экран! Вернемся к предложению, с которого начинался наш урок (ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА). - К какой части речи относятся выделенные слова? Поставьте их в начальную форму. Какой вывод мы можете сделать? Слайд 29 - Какой корень имеет значение «одинаковый»? _Верно, слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию только в одной форме, называются омоформами. Запишите термин в тетрадь. Слайд 30 - Завершаем состязание по рядам! Слайд 31. Подводит итоги игры. - Определите виды омонимов. - Я-учитель: поменяйтесь тетрадями , проверьте работы по эталону, поставьте отметку однокласснику. Слайд 32-33 -Внимание на экран! Слайд 34 Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Каламбур – это игра слов. Убедимся в этом. - Прочитайте выразительно стихотворение, приведите пример остроумной игры слов, на чем она основана? -Отгадайте шуточные загадки. Слайд 35 Постройте фразу, продолжив следующие предложения: Слайд36 Оценивает работу учащихся на уроке, благодарит за сотрудничество, делится своим эмоциональным состоянием- закладка- смайлик. Комментирует задание, обращая внимание на разноуровневость: Задание на 4 балла: 1. Выучить определения омонимов. Упражнение 355 Задание на 5 баллов: 1. Выучить определения омонимов 2. Написать стихотворение, используя омонимы ( каламбур) или придумать 3-4 вопроса-загадки. - Урок окончен. Спасибо за урок! | Один ученик-капитан проводит физкультминутку, учащиеся выполняют элементарные физические упражнения. Участвуют в диалоге. Ответы: -слова звучат ( произносятся) одинаково - ОМО - ФОН Микрофон, домофон, патефон, мегафон, айфон. - ОМОФОНЫ Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия Участвуют в диалоге, записывают в тетради определение омографов Ответы: - ОМО -ГРАФО - Графика, калиграфия -Омографы Отвечают на вопросы, за каждый верный ответ принося своей команде- ряду 1 балл. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, использую наблюдение за языком, анализируя имеющиеся знания. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, записывают определение омографов в тетради. Письменно выполняют задание, взаимопроверка выполненных работ по образцу, выставляют отметку однокласснику, комментируя ее. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке- закладка- смайлик. Строят высказывания, продолжив заданные предложения. | Личностные: Осознают необходимость заботы о здоровье. Личностные: Стремятся приобретать новые знания .Осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать проявлять толерантность, вести диалог, умение работать в группе. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение анализировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. Личностные: Стремятся приобретать новые знания .Осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать проявлять толерантность, вести диалог, умение работать в группе. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение анализировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. Познавательные: Приобретение умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. . Личностные: Стремятся приобретать новые знания .Осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать проявлять толерантность, вести диалог, умение работать в группе. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение анализировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. Познавательные: Приобретение умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Познавательные: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения, формируют умение работать в паре. Регулятивные: Умение оценивать свою работу. Коммуникативные : Умение построить небольшие монологические высказывания. Познавательные: Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Личностные: Понимают, в чем значение знания для человека, стремятся к приобретению новых знаний | Знать понятие омофоны, уметь находить омофоны в тексте , определять их роль в речи Знать понятие омографы, уметь находить омографы в тексте , определять их роль в речи Знать понятие омоформы, уметь находить омоформы в тексте , определять их роль в речи. Умение находить омонимы в предложениях, классифицировать их, определять омоформы, омографы, омофоны. |