СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе "Омонимы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе "Омонимы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе "Омонимы".»

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Малышева С.В.
Предмет: Русский язык
Класс: 5 класс
Тип урока: урок «открытия нового знания»

Тема

Омонимы

Цель

Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; познакомить с видами омонимов( омографы, омофоны, омоформы).

Задачи

Знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, научиться находить в толковом словаре омонимы, многозначные слова; определять виды омонимов; роль использования омонимов в речи, при создании стихотворных каламбуров.



УУД













УУД

Личностные УУД:   Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования.

Регулятивные УУД:

1. понимать смысл поставленной задачи,

2. осуществлять самоконтроль,

3. сопоставлять полученный результат с заданным упражнением

4. умение самостоятельно ставить цели;

5. овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме,

6. умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные УУД:

Умение вести диалог

Умение ясно, точно излагать свои мысли в устрой речи

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Устанавливать причинно- следственные связи

Находить информацию в разных источниках.

Выделять главное

Определять понятия

Делать выводы

Планируемые
результаты

Предметные:

Знать: понятие «омонимы», виды омонимов, различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска омонимов и многозначных слов в толковом словаре.

Уметь: употреблять омонимы в речи, отличать омонимы от многозначных слов, находить в толковом словаре.

Метапредметные:

1. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

2. Умение вести самостоятельный поиск информации.

3. Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации , полученной р результате чтения или аудирования.

4. Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

5. Готовность к сотрудничеству с соучениками;

6. Формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку

Основные понятия

 Омонимы, омографы, омофоны, омоформы, многозначные слова.

Межпредметные связи

 Связь с литературой , живописью( картина Б.М. Кустодиева «Сенокос»)

Ресурсы:

  Учебник «Русский язык . 5 класс» Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов; «Толковый словарь», компьютер, экран, мультимедиа, презентация

Формы урока

Ф-фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 Проблемно-диалогическая технология

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия


Предметные результаты

Мотивация


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


Вступительное слово:

«Добрый день!»- тебе сказали.

«Добрый день!»-ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.



Создание проблемной ситуации.
















.

Пару дней назад, когда я гуляла по страницам одной социальной сети, меня заставил улыбнуться один твитт, сопровождался он такими словами: « Не один иностранец лишился рассудка, пытаясь перевести с русского следующее предложение :

За песчаной косой

Лопоухий косой

Чуть не пал под косой

Косой бабы с косой. Слайд 3
- Почему возникали затруднения?




- Можно ли названные вами слова назвать многозначными?

- Почему?

- Каково лексическое значение каждого слова?

Слайд 4-5
















Отвечают на вопросы.



 






-В предложении четыре слова, которые произносятся и пишутся одинаково.

-Нет, так как нет общности в значениях .


































Регулятивные умения:

Определять цель, проблему в деятельности: выдвигать версии.



Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.


Личностные:

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения причинно- следственных связей


Закрепить знания о многозначных словах,


Умение определять слово по его лексическому значению.

Актуализация опорных знаний учащихся , определение темы урока.


Координирует учебную деятельность


- Можно ли обозначенные вами слова назвать многозначными?

- Почему?

- Каково лексическое значение каждого слова?

- Верно, сегодня на уроке мы будем изучать такие слова, как вы верно заметили, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.


- А каким термином в лингвистике обозначаются такие слова, вы узнаете, разгадав кроссворд, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках.


Слайд 6-14.


- Откроем наши тетради и запишем в них тему урока .


Слайд15.


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.











Отвечают на вопросы кроссворда, опираясь на ранее полученные знания

Формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадях.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.


Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.


Познавательные:


структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Закрепление понятий лексика, синонимы, антонимы, многозначное слово. Лексикон, лексикология, слово.

Умение определять лингвистическое понятие по его лексическому значению.

Целеполагание


.-Итак, тема урока определена- «Омонимы» . А Какова цель нашего урока?


Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Формулируют

учебную

цель в разных вариантах









Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.


Коммуникатив-ные:

Умение строить небольшие монологические высказывания, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли.


Познавательные:умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизировать собственные знания..



Регулятивные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.

.


Открытие нового знания.

Организует диалог с обучающимися.

- В чем отличие многозначных слов от омонимов?

Слайд16

Запишем схему в тетради.



Участвуют в диалоге, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Записывают в тетради план-схему















Личностные: Стремятся приобретать новые знания .Осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.


Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать проявлять толерантность, вести диалог

Умение отличать многозначные слова от омонимов ( их сходства и различия)

Практическая деятельность по закреплению

- Найдите в «Толковом словаре» примеры омонимов и многозначных слов, прокомментируйте свой выбор.

- Как разъясняются омонимы в словаре?


Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к обобщению.


- А теперь, ребята, я предлагаю вам «подслушать», о чем шепчутся две подружки за последней партой

Сценка «Овсянка»:

Встретились две подружки. Одна сказала:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

– Люблю очень овсянку!

– И я люблю! – сказал Денис.

– Она жёлтая, красивая такая!

– Ага! И вкусная. Мммм… Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком?

– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?!

– Как это – про что? Про овсянку!

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?!

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И подружки побежали.


- Друзья мои, мне очень нужна ваша помощь! Готовясь к нашему

уроку, я не успела придумать задание к данной сценке. Пожалуйста, задайте одноклассникам вопросы по ней, не забывая о теме нашего урока .



-Обратите внимание на слайд. что изображено?

Составьте и запишите словосочетания с данными словами-омонимами.

Слайд18.

- Прочитайте стихотворение, найдите омонимы, поясните их лексическое значение, составьте (устно) с каждым из них слвосочетание.

Слайд19-20


.

Работают со словарем.










Смотрят сценку.





































Обдумывают содержание сценки, формулируют вопросы по теме, задают вопросы одноклассникам, отвечают на поставленные вопросы.





Участвуют в диалоге.

Составляют и записывают словосочетания.

Регулятивные:

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени,

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Личностные: Приобретают новые знания, умения, совершенствуя имеющиеся.

Познавательные: Слушают, извлекая нужную информацию, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: презентационные навыки-театральная постановка, умение строить небольшие монологические высказывания, умение сформулировать вопрос.

Знать функцию слова в языке, владение способами и приемами поиска сведений об омонимах в толковом словаре. Уметь находить омонимы в тексте, определять их лексическое значение.

Динамическая пауза.







Открытие нового знания.


























Практическая деятельность по закреплению






Открытие нового знания.






























Практическая деятельность по закреплению








Открытие нового знания.





















Практическая деятельность по закреплению















Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.















Включение в систему знаний и повторение




















Рефлексия.


















Домашнее задание.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся.


Слайд22






-Внимание на экран. Что общего в выделенных словах?




- Какой греческий корень имеет значение «Одинаковый»?


- А какой греческий корень имеет значение «Звук»? Приведите примеры слов, в которых мы встречаем этот корень.



-так как же в языкознании называются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Попробуйте сами назвать этот термин.


- Вено! Молодцы! Запишите его в тетрадь.

Слайд24



-Внимание! Состязание по рядам объявляю открытым. За каждый верный ответ представителя ряда команда получает 1 балл.

Внимание на экран! Слайд 25

-Подбери омофоны к словам.




--Внимание на экран. Что общего в выделенных словах?


- Какой греческий корень имеет значение «Одинаковый»?


- А какой греческий корень имеет значение «пишу»? Приведите примеры слов, в которых мы встречаем этот корень.



-Так как же в языкознании называются слова, слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении. Попробуйте сами назвать этот термин.


- Вено! Молодцы! Запишите его в тетрадь.

Слайд 27




Состязание по рядам продолжается.. За каждый верный ответ представителя ряда команда получает 1 балл.

Внимание на экран!

Подбери омографы к словам
и объясни значения слов

Слайд 28





- Внимание на экран! Вернемся к предложению, с которого начинался наш урок (ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА).

- К какой части речи относятся выделенные слова? Поставьте их в начальную форму. Какой вывод мы можете сделать?

Слайд 29


- Какой корень имеет значение «одинаковый»?

_Верно, слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию только в одной форме, называются омоформами. Запишите термин в тетрадь.

Слайд 30




- Завершаем состязание по рядам!

Слайд 31.

Подводит итоги игры.
















- Определите виды омонимов.

- Я-учитель: поменяйтесь тетрадями , проверьте работы по эталону, поставьте отметку однокласснику.

Слайд 32-33















-Внимание на экран! Слайд 34

Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Каламбур – это игра слов. Убедимся в этом.

- Прочитайте выразительно стихотворение, приведите пример остроумной игры слов, на чем она основана?



-Отгадайте шуточные загадки.

Слайд 35




Постройте фразу, продолжив следующие предложения:


Слайд36

Оценивает работу учащихся на уроке, благодарит за сотрудничество, делится своим эмоциональным состоянием- закладка- смайлик.










Комментирует задание, обращая внимание на разноуровневость:

Задание на 4 балла:

1. Выучить определения омонимов.

Упражнение 355

Задание на 5 баллов:

1. Выучить определения омонимов

2. Написать стихотворение, используя омонимы ( каламбур) или придумать 3-4 вопроса-загадки.

- Урок окончен. Спасибо за урок!





Один ученик-капитан проводит физкультминутку, учащиеся выполняют элементарные физические упражнения.



Участвуют в диалоге.


Ответы:

-слова звучат ( произносятся) одинаково


- ОМО




- ФОН

Микрофон, домофон, патефон, мегафон, айфон.


-


ОМОФОНЫ


Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия


















Участвуют в диалоге, записывают в тетради определение омографов


Ответы:

- ОМО


-ГРАФО

- Графика, калиграфия







-Омографы
















Отвечают на вопросы, за каждый верный ответ принося своей команде- ряду 1 балл.









Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, использую наблюдение за языком, анализируя имеющиеся знания. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, записывают определение омографов в тетради.
































Письменно выполняют задание, взаимопроверка выполненных работ по образцу, выставляют отметку однокласснику, комментируя ее.






































Определяют свое эмоциональное состояние на уроке- закладка- смайлик.

Строят высказывания, продолжив заданные предложения.

Личностные: Осознают необходимость заботы о здоровье.







Личностные: Стремятся приобретать новые знания .Осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать проявлять толерантность, вести диалог, умение работать в группе.

Регулятивные:

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени,

выбирать средства для организации своего поведения, умение анализировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.










Личностные: Стремятся приобретать новые знания .Осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать проявлять толерантность, вести диалог, умение работать в группе.

Регулятивные:

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени,

выбирать средства для организации своего поведения, умение анализировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

Познавательные:

Приобретение умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.






.


Личностные: Стремятся приобретать новые знания .Осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать проявлять толерантность, вести диалог, умение работать в группе.

Регулятивные:

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени,

выбирать средства для организации своего поведения, умение анализировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

Познавательные:

Приобретение умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.







Познавательные: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные:

Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения, формируют умение работать в паре.





















Регулятивные:

Умение оценивать свою работу.

Коммуникативные :

Умение построить небольшие монологические высказывания.

Познавательные:

Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Личностные:

Понимают, в чем значение знания для человека, стремятся к приобретению новых знаний




















Знать понятие омофоны, уметь находить омофоны в тексте , определять их роль в речи



































Знать понятие омографы, уметь находить омографы в тексте , определять их роль в речи








































Знать понятие омоформы, уметь находить омоформы в тексте , определять их роль в речи.







































Умение находить омонимы в предложениях, классифицировать их, определять омоформы, омографы, омофоны.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!