СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по истории к урокам № 6-7 Образование Древнерусского государства по учебнику учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Задачи уроков: рассмотреть предпосылки складыва­ния государства у славян; охарактеризовать степень уча­стия варягов в создании государства и систему управления

Образовательные ресурсы

1) Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016

2) Е. В. Симонова Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» – М.: Дрофа, 2016

План урока

  1. Первые князья.
  2. Объединение земель восточных славян.
  3. Первые законы Древнерусского государства.
  4. Укрепление международного положения Руси.
  5. Языческие боги славян и первые русские князья.

Личностно значимая проблема

Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли?

методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

 Дань, полюдье, погосты,  уроки, реформа, капище

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.

совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по истории к урокам № 6-7 Образование Древнерусского государства по учебнику учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс»»

6 класс, история России. Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. (10 часов)

Урок № 6-7 Образование Древнерусского государства

Дата проведения уроков 07.11, 09.11

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Задачи уроков: рассмотреть предпосылки складыва­ния государства у славян; охарактеризовать степень уча­стия варягов в создании государства и систему управления

Образовательные
ресурсы

1) Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016

2) Е. В. Симонова Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» – М.: Дрофа, 2016

План урока

  1. Первые князья.

  2. Объединение земель восточных славян.

  3. Первые законы Древнерусского государства.

  4. Укрепление международного положения Руси.

  5. Языческие боги славян и первые русские князья.

Личностно значимая проблема

Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Дань, полюдье, погосты, уроки, реформа, капище

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.

совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Работа с учебником с. 38

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока, задачи УУД и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуализация знаний

7

Беседа

по вопросам по карте











Карточка 1. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Какое влияние хазары оказали на славян?

Карточка 2. Покажите на карте и расскажите о развитии государства Волжской Вулгарии. Как складывались взаимоотношения между славянами и булгарами?

Карточка 3. Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в. Какое влияние на славянские племена оказывало соседство с Восточной Римской империей?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Ученики заполняют таблицу

Фронтальная работа







Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.








III. Изучение нового материала

1.Первые князья.

22

Работа с учебником с. 39-40

Вопросы и задание: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Покажите на карте территорию, где появились варяги. 3. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей?

Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ и ответить на вопросы.

Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призва­ния Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ.с. 48 и ответить на вопросы

Вопросы и задание: 1. Как складывались отношения между варягами и славянскими племенами в начале IX в.?

2. С какой целью славяне позвали варягов в свои земли? 3. Покажите на карте города и племена, куда пришли пра­вить варяги. 4. Как вы думаете, почему летописец называ­ет варяг «находниками»?

самостоятельная работа учащихся с текстом учебника или с текстом документа. Заполняют таблицу



Изучение исторических личностей: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав

Кратко записывают основные направления политического курса князя

Отвечают на вопросы

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.








1. Индивидуальная работа.












4. Индивидуальная работа.

.


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.






2. Устные ответы.







3. Устные ответы.

2. Объединение земель восточных славян.



1. Рассказ учи­теля.

2. Заполнение таблицы

Учитель знакомит учащихся с сюжетом объединения Новгорода с подвластными ему землями и Киева Олегом в 882 г. Дату учащиеся записывают в тетрадь.


Работа с док-м 2 с. 49, Вопрос: зачем и почему Олег убил Аскольда и Дира?


Учитель характеризует внутреннюю и внешнюю поли­тику Олега. Учащиеся составляют таблицу с. 42-43., опора на иллюстрацию с. 43


Изучение исторических личностей: Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князя

Отвечают на вопросы

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.



Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.







3. Первые законы Древнерусского государства


1. Рассказ учителя.

2. Заполне-ние таблицы

Продолжение заполнения таблицы с. 43-44, термины: ДАНЬ, ПОЛЮДЬЕ, работа с док-м с. 50


Изучение исторических личностей: Игорь, Ольга. Кратко записывают основные направления политического курса князя

Отвечают на вопросы

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.



Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.







Первичное закрепление

5

Поиск ответа на вопрос

Ответы на вопросы и выпол­нение задания: 1. Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега? 2. Покажите на карте земли славянских союзов, которые Олег освободил от хазарской зависимости. 3. Каким образом было ор­ганизовано управление в Древнерусском государстве?

  1. Какую роль в укреплении государственности у славян играло полюдье? 3. Охарактеризуйте внутреннюю и внеш­нюю политику первых князей Олега и Игоря. Выделите общие и различные черты.


Фронтальная работа


У2.

3. Первые законы Древнерусского государства

7

1. Работа с видеоуроком или рассказ учителя с опорой на учебник

2. Заполне-ние таблицы

После гибели Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам. Учащимся предлагается познакомиться с от­рывком из летописи.

Или просмотр видеоурока Ольга, Святослав

Или самостоятель­ная работа учащихся с текстом учебника, по окончании которой им предлагается ответить на вопрос и выполнить задание: 1. Охарактеризуйте внутреннюю политику Оль­ги. 2. С какой целью были введены уроки и погосты?



Изучение исторических личностей: Игорь, Ольга, Святослав. Кратко записывают основные направления политического курса князя.

Отвечают на вопросы.

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.



Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


4. Укрепление международного положения Руси.


10

1. Работа с видеоуроком или рассказ учителя с опорой на учебник

2. Заполне-ние таблицы

Второй вариант изучения вопроса — рассказ учи­теля.

Учитель, используя карту и иллюстрации, характеризу­ет внутреннюю и внешнюю политику Святослава. Уча­щиеся заполняют таблицу.

По-разному мать и сын понимали свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабо­чена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, практически не заботясь о собственном государстве. Летопись повествует о Святославе как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не во­зил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Сильными и выносливыми были его воины. Святослав не боялся своих противников. Ког­да выходил он в поход, то всегда посылал противнику пре­дупреждение: «Хочу идти на вас».

Смелый полководец, Святослав своими действиями не способствовал укреплению государства. Более того, он вообще захотел обосноваться в городе Переяславце на Дунае и сделать его своей столицей. И киевляне видели это нежелание Святослава заботиться о своем государст­ве. В 968 г., когда Киев осадили печенеги, а Святослав на­ходился в очередном походе, киевляне отправили князю послание с укором: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул... Неужели не жаль тебе своей отчины?»

В 970 г. перед походом в Дунайскую Болгарию Свято­слав разделил между сыновьями древнерусские земли: Ярополку достался Киев, Олегу — Древлянская земля, а Владимиру — Новгород. Этот факт ученые расценива­ют как формирование политических основ для последую­щего раздробления государства, так как после 970 г. на месте относительно единого государства фактически воз­никли три княжества во главе с тремя сыновьями Свято­слава

Инди-виду-альная работа


5. Языческие боги славян и первые русские князья.


10

Ответы на вопросы, чтение учебника

Далее учитель отмечает, что славяне были язычни­ками. Вопрос: что вы понимаете под этим понятием? Определение учащиеся записывают в тетрадь. Учитель расширяет информацию учебника, рассказывает о славянских божествах.

Работа по учебнику с. 46-47, вопрос с. 47


Изучение исторических личностей: Ярополк, Владимир Святославич. Кратко записывают основные направления реформы князя.

Отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрацию с.46.

Устная работа учебником: чтение, ответы на вопросы к иллюстрации.



Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

12


Обобщение полученных
на уроке

сведений

Закрепление материала

  1. Какие задачи стояли перед первыми русскими кня­зьями?

  2. Каким образом их решали Олег, Игорь, Ольга и Святослав?

  3. Какой из князей вам более симпатичен и почему?

(При наличии времени на уроке, можно перенести на следующий)

Проводит беседу по вопросам: «Древо познания»

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б)

- Как погиб князь Игорь? (1 б)

- Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б)

- Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б)

- Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б)

- Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б)

- Что такое полюдье? (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» (1 б)

- Что такое погост? (1 б)

- Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б)


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная работа



Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Устные ответы

Оценивание учащихся за

работу на уроке

VI. Ито­ги уро­ка. Реф­лексия

5

Беседа

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруд­нения?

Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтере­совало?

-Как вы оцениваете свою работу

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмо­циональное состояние

Фронтальная

Личностные: сле­дуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: про­гнозируют резуль­таты усвоения изу­чаемого материала, оценивают свое состояние.

Оцени­вание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

2

§ 4.

Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. Домашнее задание: § 4—5, вопросы и задания. До­полнительное задание: подготовить сообщение о взаи­моотношениях Руси и Византии в X в.


Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа





Приложение 1

Таблица «Внутренняя и внешняя политика первых князей Древнерусского государства»


Князья и годы правления

Внешняя политика (оборона, походы, договоры)

Внутренняя политика (реформы и преобразования)

Олег

(879—912)

Походы на Византию: 907 г. — получили бога­тую дань с византийцев; 911г. — подписали с Византией первый мирный договор. Походы на хазар

Усилил обороноспо­собность (построены новые укрепления); установил общие для всех территорий налоги;

укреплял города; присоединил новые земли: древлян (883), днепровских северян(884) и радимичей (885), освободив их от дани хазарам

Игорь

(912—945)

Совершил военный поход на хазар в 91 3 г. (неудачно — почти вся дружина князя была уничтожена).

Впервые возникла угро­за со стороны печене­гов. В 915 г. удалось заключить союз с печенегами, которые в последующие пять лет не совершали набегов на русские земли.

941 г. — совершил не­удачный поход на Царь-

Подавил сопротив­ление древлян, отка­завшихся платить дань после смерти Олега.

В ходе полюдья 945 г. был убит древ­лянами за попытку собрать больший размер дани

Ольга

(945—957)

Укрепляла междуна­родное положение Киевской Руси: установлены мирные отношения с Византией (приняла христианство); произведен обмен посольствами с герман­ским императором Оттоном 1

Жестоко подавила восстание древлян, продемонстрировав власть.

Провела первую налоговую рефор­му: ввела фиксиро­ванный размер дани (уроки) и определи­ла места сбора дани (погосты). Создавала станови­ща в Древлянской земле, обеспечива­ющие безопасность

Святослав

(957—972)










Расширял границы государства:

с 964 г. — совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Север­ный Кавказ и Балканы, освободил славянские племена от дани хазарам.

965 г. — разгромил Хазарский каганат.

968 г. — по просьбе византийского импера­тора воевал с Дунай­ской Болгарией и захва­тил ряд городов.

970—971 гг. — война с Болгарией и Визан­тией. Возвращаясь из похода в Киев в 972 г., был встречен печенега­ми и убит в неравном бою

Пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управля­ющих своими сыновьями















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!