СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по истории России на тему: " Крестьянская реформа 1861 г."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта была использована на уроках истории в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по истории России на тему: " Крестьянская реформа 1861 г."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Технологическая карта

урока истории в 8»А» классе.















Ставрополь, 2015

Тема урока

Крестьянская реформа 1861 г.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Вид урока

Семинар с элементами дискуссий.

Цель

Сформировать целостное представление об основных положениях крестьянской реформы 1861 г. и ее историческое значение

Задачи

Образовательные:

-сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права;

- путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты;

-проанализировать основные положения реформы.

Развивающие:

- способствовать продолжению формирования умений работать с текстами по алгоритму;

- анализировать исторические источники, находить в тексте определения

- высказывать собственные суждения.

Воспитательные:

- подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны;

-содействовать воспитанию уважения к ис­тории России.

Универсальные учебные действия


  • Личностные УУД:

  • Проявляют положительное отношение к учебной деятельности;

  • Формирование границ собственного знания и «незнания»;

  • Осуществление гражданской идентичности личности.

  • Регулятивные УУД:

- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме;

- планирование своих действий с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • Коммуникативные УУД:

- выражают свои мысли, свое мнение по предложенной проблеме;

- построение монологического высказывания;

- формирования собственного мнения и умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности .

- владение диалогической формой речи

  • Познавательные УУД:

- построение речевого высказывания в устной форме ;

- установление причинно следственных связей;

-осуществление смыслового чтения ;

-выделение существенной информации;

- использование знаково-символических средств :

- осуществленеие поиска необходимой информации для выполнения задания

с использованием учебной литературы.

Планируемые результаты

Предметные:

- Знать основные причины, значение отмены крепостного права.

- Уметь. выделять главное, устанавливать причинно - следственную связь.

Личностные:

- Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

-адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи.

Метапредметные:

-умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- умение критически мыслить;

- смысловое чтение ;

- продолжить развитие речевых способностей учащихся, работы в группе и парах

Межпредметные связи

Литература, география.

Методы и приемы обучения

Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, метод наглядности,картографический метод.

Приемы обучения: конспективное повествование, аналитическое описание, беседа, рассуждение.



























ХОД УРОКА


Дидактическая структура урока

Расчет времени

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.


Приветствие учителя и подготовка рабочего места


2Проблемно-мотивационный модуль.


5 мин

Я предлагаю вам ознакомиться с двумя цитатами: 

 Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 























Подвожу к отличительным особенностям ключевых терминов темы.





Перед вами 2 слова революция и реформа .

Ребята! Что менее болезненно для общества?

Что такое революция ?





Что такое реформа?







Сформулируйте тему урока.  « Крестьянская реформа 1861 года».)

как вы помните, в Европе к началу XIX века крепостное право почти повсеместно было ликвидировано. В Испании и Англии   процесс освобождения крестьян от личной зависимости произошёл ещё в XV в., в других странах чуть позже.


Читают отвечают на вопрос.



























Анализируют, рассуждают, высказывают свою точку зрения.



(реформа).

Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Реформа (лат. reformo) — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем

Формируют тему урока

Прочитать высказывание политического и государственного деятеля проанализировать, вычленить основную проблему

1.С.В.Мироненко:

 «…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян уже в начале ХIХ в., оказалось сопротивление подавляющей         части  дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной силы повернуть вспять».

 2.Николай I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.:

 «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно еще более гибельным».


3.Информационный модуль.


5-6 мин

Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте.

Ответим на вопросы ?















Назовите мне причины отмены крепостного права.

Субъективные и объективные.













Дается краткая историческая справка об отношении императора к изучаемой проблеме.

В связи с этими событиями назревал вопрос об отмене крепостного права. Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, подчеркнул, что будет гораздо лучше, если отмена крепостного права произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.
Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. Государь ожидал от помещиков инициативы в деле подготовки реформы, но те уклонялись, молчали.

Отвечают: (экономическая и военная отсталость, в первую очередь из-за наличия крепостного права, которое было тормозом развития экономики).

(Сопротивление дворянства).

 (Приведёт к расколу общества, конфронтации)

Выделяют причины отмены крепостного права.

Низкая производительность крепостного труда;

Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма

Крепостное право - угроза общественного спокойствия

Возможность потерять статус великой державы

Безнравственность крепостного права

Высказывают свою позицию, определяют правильность и своевременность данного высказывания.

1.Что стало главной причиной поражения России в Крымской войне?

 2.Почему в России во второй половине 19 в. всё ещё существовало крепостное право?

 3. Почему Николай считал попытку освобождения крестьян злом? (см. цитату на слайд 1).




















Как вы понимаете слова Александра II , что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?




























4Аналитический модуль

15 -20 мин

Контролирую правильность выполнения задания








Таким образом, мы видим что государство предпринимала ряд мер для подготовки крестьянской реформы.










Таким образом, мы видим что Александр II полностью выступал за отмену крепостного права . Давайте посмотрим какими же путями он мог пойти.

Проблемный вопрос.

Посмотрите возможные варианты: освободить крестьян без земли, освободить крестьян с землёй без выкупа, освободить крестьян с землёй с выкупом.

Мозговой шторм

Так что же нам сегодня предстоит узнать ?

Учитель вписывает вопросы детей в план на доске.

Предлагают свои вопросы.







Наглядный метод. Прием: аналитическое описание.


Давайте выясним, как эти вопросы нашли отражение в крестьянской реформе 1861 г.

19 февраля Александр II подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а так же «Положение о крестьянах , вышедших из крепостной зависимости» .

Обратите внимание на слайд


Координирую работу, отвечаю на вопросы учащихся, контролирую процесс самостоятельной выполнения работы.

1ряд.

Находит ответ на первый вопрос.

2 ряд .

Находит ответ на второй вопрос.

3 ряд.

Находит ответ на третий вопрос.

В процессе выполнения задания обращаются к картографическому методу с целью определения процентного соотношения земельных наделов в черноземных и нечерноземных районах.






























Направляю работу учащихся к самостоятельному выделению итогов.

Таким образом, вы с вами выяснили , что после отмены крепостного права в 1861 году какие изменения произошли .

А теперь на основе прочитанного заполните таблицу.

Просит учащихся озвучить свои ответы, дополняет в случае необходимости и корректирует.                                         Так смог ли Александр II угодить и крестьянам, и помещикам?





Историки называют крестьянскую реформу «палкой о двух концах». Как вы думаете, почему?

Давайте определим, насколько идеальна была данная реформа в России с точки зрения развития буржуазных отношений. Посмотрите внимательно на заполненную вами таблицу и попробуйте ответить на следующий вопрос:  На конкретных фактах покажите, какие черты реформы носили буржуазный, а какие крепостнический характер.


Читают пункт в учебнике и выделяют основные даты и события , которые, являлись подготовкой к крестьянской реформе






Работают с историческим источником : читают, анализируют , устно отвечают на вопросы.












Отвечают на вопрос тем самым формулируют цель.

выяснить, смог ли Александр II при разработке реформы  учесть интересы и крестьян, и помещиков.





1. Получал ли крестьянин землю, если да, то каков размер участка

2. Условия освобождения

3. Как государство компенсировало убытки помещику









Описывают предложенную картину и высказывают свое отношение к ней.













Работа учащихся по рядам.


Ответы на вопросы

1.Получение крестьянами личной свободы и общегражданских прав Освобождение крестьян с землёй, т.е. с полевым наделом размер полевого надела зависел от региона России (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии) был разный и колебался от 3-12 десятин.

2.(крестьяне должны были выкупить у помещиков свою землю). До совершения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и должны были выполнять прежние повинности – барщину и оброк.

3.Установление размера выкупа на землю в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивание его к капиталу, который в банке должен приносить доход в размере 6% годовых. Например, если в нечернозёмных губерниях оброк равнялся в среднем 10 рублей в год, то выкупная сумма должна была составлять:

10 руб. = 6%

X руб. = 100%

(10  100) : 6= 166 руб. 66 коп.

При этом 20% выкупной суммы крестьянин должен был единовременно выплатить помещику самостоятельно, а 80% давало в долгосрочный кредит (на 49 лет) государство при 6% годовых.



Подводят итог







Учащиеся заполняют таблицу и озвучивают результаты





Ребята, прочитайте пункт подготовка крестьянской реформы с. 139-141 и выделите основные даты которые предшествовали отмене крестьянской реформе





Работа с документом. На с. 143. «Речь Александра II в Государственном совете 28 января»

Вопрос .

  1. Название документа?

  2. Когда был издан документ?

  3. Кем подписан и значимость?

  4. Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

  5. О каких особенностях подготовки и проведения крестьянской реформы можно узнать из документа?

















Проводится мозговой шторм с целью составления плана изучения содержания реформы.    Изучение  каких вопросов поможет нам понять, чьи интересы учитывала реформа?



 









Рассмотреть картину Бориса Кустодиева «Освобождение крестьян (чтения манифеста)».

Описать сюжет, который изображен на картине. Какие чувства у вас вызывает эта картина?











Прочтите п.2 пар.20 и ответьте на вопросы 

Работа с картой в учебнике.

Смотрят и называют губернии в которых процент надела был увеличен, а где уменьшен.



























































На основе прочитанного заполняют таблицу .

                              Крестьяне

                              Помещики

+

-

+

-

 

 

 

 

 

 

 

 



5.Рефлексивно-оценочный блок.

5-7 мин

У вас на столах разные задания вам нужно в парах выполнить его .

И зачитать ответы





























































Итак, мы видим, что реформа имела массу недостатков: до полного выкупа сохранялась барщина, земля считалась собственностью общины. И всё же  у неё важное  значение.  Попробуйте его сформулировать.     

 Ребята, у Вас на столах  лежат    листы  самооценивания?  



Самостоятельно проводят рефлексию определяют количество освоенного материала.



Заслушать  оценки нескольких человек     

 


Читают и анализируют и отвечают на вопросы.

С 1861 по 1881 гг., до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп. Названия деревень говорят о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 г. Отмена крепостного права не только не улучшила состояние крестьян, но в некоторых случаях даже ухудшила его.





Отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Этот акт был длительным процессом, растянувшимся на десятилетия.


















Формулируют значение крестьянской реформы 1861 г.








Оцените свою работу на уроке в соответствии с  листами  самооценки по выделенным критериям   (40 секунд)


Прочитайте и ответьте на вопросы. Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпиголрева,

Пустопорожней волости,

Заплатпова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож.

а) Определите время, когда могло происходить действие поэмы.

б) Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дал именно такие названия?

2. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!…

а) Как вы понимаете слова Некрасова?

б) Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России – это единовременный акт?

Переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанные с изученной темой.

1. 8611 (1861 г.)

2.обязвременныйменно (Временнообязанный)

3. Грауставмонаята

Уставная грамота

















Как вы оценили свою работу на уроке ?






6.Домашнее задание

1 мин

§ 20, прочитать и ответить на вопросы к документу на с. 143 

Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на свободу.


Запись домашнего задания в дневник .



















Приложение

Тема урока:  «Крестьянская реформа  1861 года»

Ответь на вопросы плана:

План:

1. Получал ли крестьянин землю, если да, то каков размер участка

2. Условия освобождения

3. Как государство компенсировало убытки помещику

2. Заполни таблицу, определив положительные и отрицательные моменты реформы для крестьян и помещиков :

 

                              Крестьяне

                              Помещики

+

-

+

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 



Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпиголрева,

Пустопорожней волости,

Заплатпова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож.

а) Определите время, когда могло происходить действие поэмы.

б) Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дал именно такие названия?

2. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!…

а) Как вы понимаете слова Некрасова?

б) Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России – это единовременный акт?



Переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанные с изученной темой.

1. 8611

2.обязвременныйменно

3. Грауставмонаята





ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.____________________________________________

Оцените свою работу на уроке в соответствии со следующими критериями: 

 1.Активно работал в начале урока

по 1 б за каждый полный ответ максимум 4 балла

2. ответил на вопросы плана:    

по 1б. за каждый вопрос, максимум 4 балла.

 3. смог определить положительные моменты реформы для крестьян   

все - 2  балла.

один момент -1 балл         

ни одного-0 баллов

 4. смог определить  отрицательные моменты реформы для крестьян   

все - 2  балла.          

один момент -1 балл         

ни одного-0 баллов

 5. смог определить положительные моменты реформы для  помещиков          

все - 2  балла.          

один момент -1 балл         

ни одного-0 баллов

6. смог определить  отрицательные моменты реформы для  помещиков          
все - 2  балла.          

один момент -1 балл         

ни одного-0 баллов

 Отметки: 

12б и выше . – 5

8-10б. – 4

6-7б. – 3

3-5б – 2

Оценка _____________________

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!