СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по изобразительной деятельности. Изготовление тряпичной народной куклы «Валдайский колокольчик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для конкурса методических разработок в ДОУ

«Идея интересного занятия с детьми» 

Цель:

Знакомство детей среднего возраста с историей народной тряпичной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по изобразительной деятельности. Изготовление тряпичной народной куклы «Валдайский колокольчик»»

Технологическая карта занятия по ФГОС

Тема: Изготовление тряпичной народной куклы «Валдайский колокольчик».

Цель:

-Знакомство детей среднего возраста с историей народной тряпичной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);

- Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, оберег, обряд, рванка, мотанка), развивать связную, грамматически правильную речь. («Речевое развитие»);

- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, ловкости). («Физическое развитие»);

- Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей. («Художественно-эстетическое развитие»).


Методы и приёмы:

-практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

-наглядные: пособие, рассматривание иллюстраций «Народные тряпичные куклы»; куклы «Валдайский колокольчик», материала для изготовления кукол.

- словесные: русский фольклор, загадка, стишки, рассказ, вопросы, ответы, игра.


Оборудование:

-русский народный костюм, пособие, иллюстрации, сундук, кукла (обереговая), схема изготовления куклы.


Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, разноцветные лоскуты ткани (заранее вырезанные), цветной треугольный отрезок ткани, нитки и пластмассовые киндер - яйца, с большой бусиной внутри (вместо колокольчика).


Формируемые целевые ориентиры: формирование инициативности, понимание и принятие культурных норм общения; обладание элементарными представлениями из области истории, проявление любознательности; обладание развитым воображением, формирование инициативности, умение подчиняться разным правилам; владение устной речью; развитие крупной и мелкой моторики; формирование самостоятельности.


Возраст: дети средней группы

Время: 20 минут







Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Формы работы

Способы организации детской деятельности: используемые методы и конкретное содержание

Осуществляемые действия

Формируемые целевые ориентиры

Этап занятия: мотивация и целеполагание

интерактивно - коммуникативная


Информационно-демонстрационная














Создание проблемно - мотивационной среды занятия: «момент-сюрприз»

Метод:. Мои хорошие посмотрите, в каком костюме я к вам пришла. Так на Руси раньше одевались женщины. А принесла я вам волшебный сундучок (закрыт, в нём тряпичная кукла «Валдайский колокольчик», дети её не видят), в сундучке что-то лежит, а что вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка:

Волосы льняные,

Глазки голубые.

И обуты ножки

В синие сапожки.

На красавице - пальто.

Догадались? Это кто?

Ответы детей: кукла

Давайте же откроем волшебный сундучок и посмотрим, отгадали вы или нет. Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

(открыть сундук). Вы отгадали - это кукла (показываю тряпичную куклу). Эту куклу я сделала своими руками, её в магазине не купишь.

Вопросы: А вы видели таких кукол? Из какого она сделана материала?

Это тряпичная кукла и называется она «Валдайский колокольчик».

Слушают, наблюдают, эмоционально реагируют на ситуацию, активно участвуют в отгадывании загадки, отвечают на вопросы.

Формирование инициативности, понимание и принятие культурных норм общения;


Этап занятия: рассказ воспитателя

Фронтальная; иллюстративно – объяснительная



Создание условий для познавательной деятельности детей.

Вопрос: Хотите узнать больше об этих удивительных тряпичных куклах? Тогда я познакомлю вас с миром народной тряпичной куклы, с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Есть такая народная мудрость «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

Показываю пособие и иллюстрации «Народные тряпичные куклы» - рассказываю историю тряпичной куклы, какие бывают по назначению (приложение №1,2,3,4).

Моя кукла «Валдайский колокольчик» относится к обереговым куклам. Рассказываю стишок:

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

Показываю иллюстрацию с куклой и рассказываю о её предназначении (приложение №5)

Слушают, наблюдают

Обладание элементарными представлениями из области истории, проявление любознательности.

Этап занятия: физ. - минутка

коллективно - игровая

А ещё на Руси любили играть. Давайте поиграем в игру «У Маланьи, у старушки». Встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Активно участвуют в групповой игре

Обладание развитым воображением, формирование инициативности, умение подчиняться разным правилам.



Этап занятия: рефлексия и изобразительная (продуктивная) деятельность

индивидуальная (подхожу к каждому и помогаю), групповая (подгруппа),

Рефлексивная методика:

Задаю вопросы: Что вы узнали о тряпичных куклах? Что не может поселиться в кукле без лица? Какие тряпичные куклы бывают? От чего оберегает кукла «Валдайский колокольчик»?

Закрепляю занятие изобразительной (продуктивной) деятельностью:

Говорю стишок:

Моя куколка грустит,

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

Садитесь мои хорошие за стол, будем делать подружек кукле « Валдайский колокольчик».

Деление на подгруппы: поэтапное изготовление куклы (детали для куклы заранее вырезаны (приложение №6)).


Рассказывают, что узнали о куклах, какие они бывают, от чего оберегают.

С помощью воспитателя занимаются изготовлением куклы.





Владение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, Развитие крупной и мелкой моторики.

Формирование самостоятельности.







Формы работы: интерактивно - коммуникативная, фронтальная, информационно-демонстрационная, иллюстративно – объяснительная, индивидуальная (подхожу к каждому и помогаю), групповая (подгруппа), коллективно – игровая.















Источники:

1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла» Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

2. http://www.rukukla.ru/

3. http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadki_dly_devochek.html

4. http://www.livemaster.ru/

5. http://www.detsadclub.ru/













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!