Технологическая карта занятия по ФГОС
Тема: Изготовление тряпичной народной куклы «Валдайский колокольчик».
Цель:
-Знакомство детей среднего возраста с историей народной тряпичной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
- Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, оберег, обряд, рванка, мотанка), развивать связную, грамматически правильную речь. («Речевое развитие»);
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, ловкости). («Физическое развитие»);
- Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей. («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
-практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
-наглядные: пособие, рассматривание иллюстраций «Народные тряпичные куклы»; куклы «Валдайский колокольчик», материала для изготовления кукол.
- словесные: русский фольклор, загадка, стишки, рассказ, вопросы, ответы, игра.
Оборудование:
-русский народный костюм, пособие, иллюстрации, сундук, кукла (обереговая), схема изготовления куклы.
Раздаточный материал:
Белый квадратный отрезок ткани, разноцветные лоскуты ткани (заранее вырезанные), цветной треугольный отрезок ткани, нитки и пластмассовые киндер - яйца, с большой бусиной внутри (вместо колокольчика).
Формируемые целевые ориентиры: формирование инициативности, понимание и принятие культурных норм общения; обладание элементарными представлениями из области истории, проявление любознательности; обладание развитым воображением, формирование инициативности, умение подчиняться разным правилам; владение устной речью; развитие крупной и мелкой моторики; формирование самостоятельности.
Возраст: дети средней группы
Время: 20 минут
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Формы работы | Способы организации детской деятельности: используемые методы и конкретное содержание | Осуществляемые действия | Формируемые целевые ориентиры |
Этап занятия: мотивация и целеполагание |
интерактивно - коммуникативная Информационно-демонстрационная | Создание проблемно - мотивационной среды занятия: «момент-сюрприз» Метод:. Мои хорошие посмотрите, в каком костюме я к вам пришла. Так на Руси раньше одевались женщины. А принесла я вам волшебный сундучок (закрыт, в нём тряпичная кукла «Валдайский колокольчик», дети её не видят), в сундучке что-то лежит, а что вы узнаете, отгадав загадку. Загадка: Волосы льняные, Глазки голубые. И обуты ножки В синие сапожки. На красавице - пальто. Догадались? Это кто? Ответы детей: кукла Давайте же откроем волшебный сундучок и посмотрим, отгадали вы или нет. Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить. «Сундучок мой сундучок Приоткрой нам свой бочек» (открыть сундук). Вы отгадали - это кукла (показываю тряпичную куклу). Эту куклу я сделала своими руками, её в магазине не купишь. Вопросы: А вы видели таких кукол? Из какого она сделана материала? Это тряпичная кукла и называется она «Валдайский колокольчик». | Слушают, наблюдают, эмоционально реагируют на ситуацию, активно участвуют в отгадывании загадки, отвечают на вопросы. | Формирование инициативности, понимание и принятие культурных норм общения; |
Этап занятия: рассказ воспитателя |
Фронтальная; иллюстративно – объяснительная | Создание условий для познавательной деятельности детей. Вопрос: Хотите узнать больше об этих удивительных тряпичных куклах? Тогда я познакомлю вас с миром народной тряпичной куклы, с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки. Есть такая народная мудрость «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» Показываю пособие и иллюстрации «Народные тряпичные куклы» - рассказываю историю тряпичной куклы, какие бывают по назначению (приложение №1,2,3,4). Моя кукла «Валдайский колокольчик» относится к обереговым куклам. Рассказываю стишок: Я кукла, кукла-оберег, Твоя помощница навек. Люби меня и уважай, И никогда не обижай. Я принесу тебе удачу. Жизнь станет ярче и богаче! Показываю иллюстрацию с куклой и рассказываю о её предназначении (приложение №5) | Слушают, наблюдают | Обладание элементарными представлениями из области истории, проявление любознательности. |
Этап занятия: физ. - минутка |
коллективно - игровая | А ещё на Руси любили играть. Давайте поиграем в игру «У Маланьи, у старушки». Встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения: У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши) Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком) Семь сыновей (семь пальцев) Все без бровей, (очертить брови пальцем) Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками) Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны) Вот с такой головой, (очертить большую голову) Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз) Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку) На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами) И все делали вот так… (Любое движение) | Активно участвуют в групповой игре | Обладание развитым воображением, формирование инициативности, умение подчиняться разным правилам. |
Этап занятия: рефлексия и изобразительная (продуктивная) деятельность |
индивидуальная (подхожу к каждому и помогаю), групповая (подгруппа), | Рефлексивная методика: Задаю вопросы: Что вы узнали о тряпичных куклах? Что не может поселиться в кукле без лица? Какие тряпичные куклы бывают? От чего оберегает кукла «Валдайский колокольчик»? Закрепляю занятие изобразительной (продуктивной) деятельностью: Говорю стишок: Моя куколка грустит, Не с кем хоровод водить. Сделайте подружек ей, Кукле будет веселей. Садитесь мои хорошие за стол, будем делать подружек кукле « Валдайский колокольчик». Деление на подгруппы: поэтапное изготовление куклы (детали для куклы заранее вырезаны (приложение №6)). | Рассказывают, что узнали о куклах, какие они бывают, от чего оберегают. С помощью воспитателя занимаются изготовлением куклы. | Владение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, Развитие крупной и мелкой моторики. Формирование самостоятельности. |
Формы работы: интерактивно - коммуникативная, фронтальная, информационно-демонстрационная, иллюстративно – объяснительная, индивидуальная (подхожу к каждому и помогаю), групповая (подгруппа), коллективно – игровая.
Источники:
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла» Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
2. http://www.rukukla.ru/
3. http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadki_dly_devochek.html
4. http://www.livemaster.ru/
5. http://www.detsadclub.ru/