СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по изобразительному искусству.Тема "Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний был проведён в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по изобразительному искусству.Тема "Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива"»

Шамина Ирина Ивановна

Класс 6

Четверть 2

Урок № 4

1. Тема урока

2. Цель урока:

а) образовательные:

б) развивающие:

в) воспитательные:







«Изображение объема на плоскости и линейная перспектива».

а)Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве;

Изучить правила объемного изображения геометрических тел;

Дать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.

б) Формирование способностей к выполнению изображения в перспективе.

в) Воспитать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности;

Воспитать усидчивость и внимание при выполнении работы на уроке.

3. Задачи урока:









4. Тип урока:



5. Образовательная технология.

6. Организационные формы

7. Методы обучения


 Приобрести представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи;

Объяснить связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира;

Познакомить с понятием линейная перспектива, ее законами и правилами построения;

Построить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

Определить понятия: линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу и сбоку;

Объяснить перспективные сокращения в изображениях предметов;

Развить наблюдательность, память, воображение, пространственное представление;

Уметь выполнять зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.


Урок открытия новых знаний.



- общеметодологической направленности.

Индивидуальная, фронтальная, групповая



Словесные, наглядные, практические.


8. Планируемый результат

а) предметные

б) метапредметные

в) личностные

а) Предметные умения:

- Развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; применять различные художественные техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности.


9. Оборудование урока (средство обучения):

а) для учителя;



б) для обучающихся.





10. Источники информации (литература интернет):

а) для учителя;

б) для обучающихся.


б) ) Метапредметные

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

















Учебник Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. учебник для 6 класса – М.: Просвещение, 2014, компьютер, проектор, образцы работы учителя.

краски гуашь, кисти




Учебник Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 6 класса – М.: Просвещение, 2014, компьютер

Учебник Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 6 класса – М.: Просвещение, 2014,

учебник « Искусство в жизни человека» для 6 класса Л.А.Неменская ( под ред.Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014); Рабочая программа по изобразительному искусству 5-9 классы под ред.Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014;Программа по изобразительному искусству и художественный труд 1-9 классы под ред.Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014; интернет.


в) Личностные умения:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




обсуждать и анализировать работы; проявлять эстетические потребности.

















Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивирование к учебной деятельности

Сообщение: - Когда мы рисуем, то сталкиваемся с проблемой, как нам изобразить трехмерный пространственный мир на плоском листе бумаги. Конечно, решить эту задачу во всей полноте невозможно, искусство изображения пространства всегда подчинены смысловой задаче. На протяжении веков художники вырабатывали разные методы изображения окружающего мира. Они превращались в правила. Одним из важнейших правил стала ПЕРСПЕКТИВА – система отображения на плоскости глубины пространства.


Организовывают рабочее место.




Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии








Этап выявления места и причины затруднения








Этап построения проекта выхода из затруднения.



















Этап реализации построенного проекта
































Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи





Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.













Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Итог урока.. Домашнее задание


- Ребята, вы наверное не раз замечали, рисуя дома и на улице, что линии стен как бы сужаются по мере удаления, стремятся сблизится линии убегающей от вас дороги, фигуры и предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи.

-Как вы думаете, что это?

-Ваши версии.

Все это-явления перспективного изменения формы предметов, объектов натуры, особенности нашего виденья пространства.

Давайте прочитаем, как складывались знания о перспективе. (учебник, стр. 64-66).


Само слово перспектива переводится с латыни как « Смотреть насквозь».

Перспектива- это система отображения на плоскости глубины пространства. Или проще говоря перспектива- это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве(линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными). Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистически.

Сегодня нам кажется, что древние изображения неправильны, так как мы знаем, что более удаленные предметы кажутся меньше. На самом деле изображения правильны. Художники тогда воспринимали мир иначе и у них были другие цели изображения.

В Древнем мире изображение объема было условным. Искусство рассказывало и не стремилось к иллюзорности. Оно породило тонкую изысканную поэтику изобразительного образа.( Слайд 1-2)

В эпоху Средневековья художники были заинтересованы изображением предметного мира и духовной стороной жизни, и поэтому находили особые средства выражения. В этот период взгляд на мир был вертикальным -от земли к небу.(Слайд 3)

Города росли, самостоятельная активность людей и их взгляды на жизнь, и место человека в ней стали другими. Виденье мира изменилось, оно стало горизонтальным –в глубь пространства его переживаний. Художников вдохновила вера в человека и его сила. Эта эпоха Возрождения. Человек стал центром интересов искусства.

В эпоху Возрождения художник научился познавать мир и выражать его в творчестве. Он стремился найти идеальные, совершенные образы и воплотить их. (Слайд 4)

Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 году в книге « О живописи» Леона-Баттисты Альберти, итальянского художника, архитектора, ученого и литератора. Он утверждал право на свою личную точку зрения.(Слайд 5)

-О чем он писал, прочтите, пожалуйста, в своих учебниках.

В эпоху Возрождения существовал такой метод рисования с натуры при помощи «завесы». Этот метод основан на строгом соблюдении законов перспективы. «Завеса»-это рама с натянутой прозрачной кисеей. Кисея или калька давали возможность художнику рисовать перспективный вид предмета прямо на ней, а чтобы художник соблюдал единую линию горизонта(уровень зрения) и точку схода, к завесе был приделан специальный « прицел»-« окно зрения». (Слайд 6)

Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная перспектива-это способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении. Или иначе линейная перспектива-это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.(Слайд 7, 8)

Положение линии горизонта всегда связано с уровнем зрения(точка зрения)-взгляд на вещи из одной неподвижной точки, то есть высотой расположения глаз наблюдателя. При ее перемене и рисунок предметов на плоскости изменится. Если будите подниматься на холм, то и линия горизонта станет выше, опуститесь вниз, сядете на землю-эта линия опять окажется низко, на уровне ваших глаз. Линия горизонта является системой отсчета в рисунке художника. Она может подниматься и опускаться в зависимости от нашего движения.(Рис.1, 2)

-А ка вы думаете, что такое точка схода?

Точка схода-это изображение параллельных линий сходных в одной точке. Точка схода лежит на линии горизонта.(Рис.3)

Выбор линии горизонта-высокой или низкой, в верхней половине листа или в нижней-имеет большое значение в композиции.

Перспективу делят на два вида: фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива-это, например, если вы взяли куб, подняли его к уровню глаз и видите его как четырехугольник без плоскостей ,как лист бумаги. А угловая, это-если вы смотрите, например, на тот же куб сверху или снизу, или сбоку, то есть когда вы смотрите на него под углом. (Рис.4,5)

При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода-слева и справа от наблюдателя. Если уходящие вглубь линии перпендикулярны условной линии глаза наблюдателя, то построение называется центральной линейной перспективой.

-Рассмотрим законы линейной перспективы:

1.Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближнем предметом перекрыть дальний.

2.Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний.

3.Чем ближе расположен к вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание к краю листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от вас при рисовании, тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к вам.

4.Горизонтальные ребра, параллельные картинной плоскости, нужно изображать строго горизонтально.

5.Горизонтальные ребра в угловом повороте(угловая перспектива)нужно изображать наклонно.

6.Горизонтальные ребра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном(фронтальная перспектива).

7.Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений. Изменения будут лишь в том случае, если вы рисуете, например, деревья и стоите близко около них с поднятой головой вверх.

8.Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой-нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же по длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве(линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к вам). Направление горизонтальных ребер предметов нужно уметь видеть.

9.Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.

10.Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально(фронтальная перспектива)то рисуем круг. А если повернуть под углом(угловая перспектива)то рисуем эллипс.

Я понимаю, что вы мало, что поняли, поэтому я предлагаю вам закрепить наглядно на примерах. Показ слайдов и таблиц.

-Давайте попробуем вспомнить и сформулировать правила линейной перспективы?





-Давайте приступим к работе над рисунком. Вы можете отобразить куб или другие геометрические фигуры .

Для начала рисуем линию горизонта в нижней части листа. Затем по центру линии горизонта ставим точку схода. После этого посередине листа чертим квадрат и от четырех его граней проводим прямые линии, соединяющиеся в точке схода. Затем отмечаем дальние стороны и куб готов. Для полного завершения работы слегка заштрихуем стороны куба.

-Вы видите какой объемный у вас получился рисунок. А теперь сделайте небольшие наброски из нескольких геометрических тел по правилам линейной перспективы.

Просмотр и анализ результатов художественно-творческой деятельности детей, оценивание работ в соответствии с выполненными поставленными задачами урока.

Дополнить фразу:

Меня удивило на уроке …

Я почувствовал …

Я думаю…


Задание на дом.

Спасибо за урок!

Индивидуальная работа

Ответы детей



















Фронтальная работа.

















































Самостоятельная работа

.













Работа в парах

Личностные:жизненное самоопределение. Регулятивные:целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.




















Регулятивные:целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные: моделирование

Коммуникативные:использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.













































Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.


Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность;

 фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания,  определять проблему.


Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.


Логические:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование










































Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.







Личностные:

самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!