Целеполагания | -Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. - Кто он? -Откуда явился к нам? -Каков его характер? -Для нас это пока загадка. -Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент) «Хелло, Долли» Луи Армстронг -Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. -Что натолкнуло Вас на эту мысль? -С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз? | Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя . -Джаз - музыка звучала очень ритмично, ярко, чуть необычно. | Презентация Слайд1. Слайд2. |
Усвоение новых знаний | -Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность. А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много афро-американцев , бывших рабов с плантаций. - Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору? - Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа. - А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр? - С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз. Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях. Так прошла ранняя юность нашего Джаза… А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему. РАБОТА С ТЕРМИНАМИ - Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Блюз – народная песня афро-американцев с грустным, печальным оттенком. Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение. Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре. Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении. Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. - А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре. (Рассказ и показ инструментов) Саксофон Именно благодаря этому духовому инструменту прославились многие джаз бэнды. Его непередаваемое звучание завораживает. А в руках мастера он обретает невероятную многогранность, широчайшую гамму ярких звуков. Одним только соло на этом инструменте можно заставить зрителя ликовать или же довести до слез. Техническая особенность заключается в том, что его тембр близок к человеческому голосу. Популярен этот инструмент практически с момента его создания Басс-гитара является одним из основных инструментов для джазового оркестра. Несмотря на особенности звучания и основное предназначение, басс-гитаристы тоже иногда играют сольные партии. Барабанная установка. В джазе очень важен ритм. Именно необычные звучания, которые просто зовут потанцевать, прославили данную музыку. Когда-то вместо специальных инструментов рабы создавали ритмичность, хлопая в ладони. Теперь в распоряжении джаз бэндов есть большие и малые барабаны, том-томы и там-тамы, подвесный и педальные тарелки (хайхэты), и многое другое. Каждую из этих составляющих ударной установки можно рассматривать, как отдельный инструмент. Их различные комбинации позволяют достигнуть абсолютной уникальности звучания. Поэтому роль ударных инструментов в джазе очень велика Бас-кларнета — симфонический оркестр, где он исполняет басовые голоса. Труба-инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Контрабас- обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента Кларнет "На всех стадиях развития джаза кларнет был символом взаимосвязи. Кларнет в новоорлеанском джазе вился как плющ, заполняя пространство между трубой и тромбоном Рояль - один из видов фортепиано. Этот инструмент отличается богатым и насыщенным звуком. Слово royal в переводе с французского означает «королевский» Учитывая универсальность джаза и яркую индивидуальность каждого джазмена, этот список инструментов практически бесконечен. А их комбинации иногда просто поражают – вплоть до саксофона, двух барабанных установок и пианино. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. -Да. | Презентация. Слайд3. Слайд4. Слайд5. Слайд6. Слайд7. Слайд8. Слайд9. Слайд10. Слайд11. Слайд12. Слайд13 |
Усвоение новых знаний | -А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева. (Фото показать) ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист. (Портрет на доску) Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа. Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги - обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка. Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения. -Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс» -Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? | | Презентация Слайд(14-18) Слайд18. |
Первичное закрепление | -А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. ИГРА “Выбери инструменты” Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него. ( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-банде). Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки. -Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает? | - Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов. | |