СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по музыке 4 класс. Тема: "Джаз искусство ХХ века"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Джаз искусство XX века»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Формирование музыкальной культуры

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по музыке 4 класс. Тема: "Джаз искусство ХХ века"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края краснодарский педагогический колледж

Пробный урок по музыке

студентки 1 курса группы "В"

Лазебной Виолетты Николаевны

проведённый в 4 "Д" классе

11.04.17г





Методист________\Дорофеева Галина Ивановна\

Учитель______\ Махарадзе Инга Геннадьевна\

Оценка _____ ____________













Технологическая карта.

Тема урока: «Джаз искусство XX века»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Формирование музыкальной культуры


Формирование УУД:


Предметные:

- создать условия для осознания и осмысления истоков возникновения джаза, его основных направлений, познакомить с основоположниками джазового искусства; - создать условия для расширения музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора;

Метапредметные:


Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- поиск средств для осуществления деятельности в разных видах и формах
Коммуникативные УУД

-уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

Личностные УУД
- определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций



Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ресурсы: мультимедийный комплекс, CD – записи произведений С.Джоплина, Дж. Гершвина, Л.Армстронга, видеофрагменты, ноты, ММП.





























Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Ресурсы

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Николаевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети приветствуют учителя.







  1. Целеполагания

 -Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем.

- Кто он?

-Откуда явился к нам?

-Каков его характер?

-Для нас это пока загадка.

-Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя 
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент) 
«Хелло, Долли» Луи Армстронг 

-Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. 

-Что натолкнуло Вас на эту мысль?

-С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя .















-Джаз



- музыка звучала очень ритмично, ярко, чуть необычно.


Презентация

Слайд1.
















Слайд2.

  1. Усвоение новых знаний

-Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. 
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. 
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность. 
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. 
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много афро-американцев , бывших рабов с плантаций. 

- Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору? 
- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа. 

- А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр? 
- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз. 
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях. 
Так прошла ранняя юность нашего Джаза… 
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему. 


РАБОТА С ТЕРМИНАМИ 
- Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма. 

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. 
Блюз – народная песня афро-американцев с грустным, печальным оттенком. 
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение. 
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре. 
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении. 
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. 

-  А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре. 
(Рассказ и показ инструментов) 

Саксофон

Именно благодаря этому духовому инструменту прославились многие джаз бэнды. Его непередаваемое звучание завораживает. А в руках мастера он обретает невероятную многогранность, широчайшую гамму ярких звуков. Одним только соло на этом инструменте можно заставить зрителя ликовать или же довести до слез. Техническая особенность заключается в том, что его тембр близок к человеческому голосу. Популярен этот инструмент практически с момента его создания

Басс-гитара является одним из основных инструментов для джазового оркестра. Несмотря на особенности звучания и основное предназначение, басс-гитаристы тоже иногда играют сольные партии.

Барабанная установка. В джазе очень важен ритм. Именно необычные звучания, которые просто зовут потанцевать, прославили данную музыку. Когда-то вместо специальных инструментов рабы создавали ритмичность, хлопая в ладони. Теперь в распоряжении джаз бэндов есть большие и малые барабаны, том-томы и там-тамы, подвесный и педальные тарелки (хайхэты), и многое другое. Каждую из этих составляющих ударной установки можно рассматривать, как отдельный инструмент. Их различные комбинации позволяют достигнуть абсолютной уникальности звучания. Поэтому роль ударных инструментов в джазе очень велика

Бас-кларнета — симфонический оркестр, где он исполняет басовые голоса.

Труба-инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Контрабас- обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента

Кларнет "На всех стадиях развития джаза кларнет был символом взаимосвязи. Кларнет в новоорлеанском джазе вился как плющ, заполняя пространство между трубой и тромбоном

Рояль - один из видов фортепиано. Этот инструмент отличается богатым и насыщенным звуком. Слово royal в переводе с французского означает «королевский»


Учитывая универсальность джаза и яркую индивидуальность каждого джазмена, этот список инструментов практически бесконечен. А их комбинации иногда просто поражают – вплоть до саксофона, двух барабанных установок и пианино.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.













-Да.





Презентация.

















































Слайд3.




Слайд4.


Слайд5.

























Слайд6.













Слайд7.





Слайд8.















Слайд9.


Слайд10.




Слайд11.




Слайд12.



Слайд13

  1. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.












  1. Усвоение новых знаний

-А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева. (Фото показать) 
ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист. (Портрет на доску) 

Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа. 
Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги - обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка. 
Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения. 
-Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс» 
-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? 


Презентация

Слайд(14-18)



Слайд18.

  1. Первичное закрепление

-А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. 
ИГРА “Выбери инструменты” 
Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него. 
( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-банде). 

Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки. 

-Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает? 













- Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов. 


  1. Вокально-хоровая работа

-Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана. 
Разучивание песни “Мистер Жук” 
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди 
1) Исполнение учителем 
Анализ: 
- Итак, в каком стиле прозвучала песня?  
- С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль? 
- разучивание по фразам; 
- первый куплет со словами; 
4) пение караоке

-Молодцы, ребята, я увидела в вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. 

Слушают песню и анализируют ее. Поют.






-Джазовом.

-Яркий ритм, игривость.


  1. Рефлексия

Давайте подведем итог урока:

- Что нового узнали?

- Какие выводы для себя сделали?

Спасибо за урок! Все молодцы!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!