Этапы урока | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно | – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель берет несколько тетрадей на проверку). – Прочитайте сложное предложение. – Докажите, что это сложное предложение. | – Выполнить упр. 34 на с. 16 в рабочей тетради. – Воробей загрустил за окошком, непривычно притихли дома. – Состоит из двух простых предложений. Воробей загрустил |
| | – Какой знак препинания стоит в сложном предложении для разделения простых предло-жений, входящих в его состав | за окошком. Непривычно притихли дома. В пред-ложении две грамматические основы: воробей загрустил; притихли дома. – Запятая |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач урока | – Продолжаем работу над темой «Простые и сложные предложения». Сегодня на уроке будем выполнять упражнения в составлении сложных предложений, в определении характеристики предложений, в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | Внимательно слушают |
III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-зна- | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? | – Заглавной и строчной букв И, и. |
| ков, овла- дение на-чертаниями букв, соедине-ний | Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных. – Прочитайте записанное ниже сочетание слов. Извиваться ужом. – Когда так говорят? – Это крылатое выражение. Означает оно – угодничать, заискивать, льстить. – Запишите сочетание слов в тетради. Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите сочетание слов. – Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше всех | Выполняют задания. – Высказывания учащихся. Выполняют задания |
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Работа по учеб- | Наблюдение над соединением простых предложений в слож- | – Откройте в учебнике с. 33, найдите упр. 53. Прочитайте предложения. Докажите, что вы прочитали сложные предложения. | – Предложения состоят из простых. Имеют в своем составе по две грам- |
нику, с. 33, упр. 53 | ное при помощи союзов и, а, но | – Обратите внимание на выделенные слова. Прочитайте их. – Выделенные слова являются союзами. Перед ними в сложном предложении всегда ставится запятая. – Что означает слово «заря»? – Правильно. В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова: «Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца». В данном контексте речь идет о заходе солнца. – А что обозначает выражение «заря горела»? – «Заря горела» – устойчивое выражение, означает «небо было окрашено ярко-красным цветом» | матические основы. – И, а, но. Высказывания учащихся. Внимательно слушают. Высказывания учащихся |
2. Словарная работа | Работа над словом с непрове-ряемым написанием | – Прочитайте слово на с. 33, внизу, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «заря» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. | Ответы уча-щихся. – «Безударная гласная в корне слова». |
| | – Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом. – Дома заучите правильное написание слова наизусть. Физкультминутка (см. урок 4) | Выполняют задания |
3. Работа по учебнику, с. 34, упр. 55 | Упражнение в со-ставлении сложных предло- жений из двух простых | – Откройте в учебнике с. 34, найдите упр. 55. Образуйте сложное предложение из двух простых. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное. Учитель дает задание: записать два предложения под диктовку (по выбору педагога) и самостоятельно записать одно предложение, выполнить самопроверку. – Прочитайте пословицы. Объясните их смысл | – Мир строит, а война разрушает. Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз. Труд человека кормит, а лень портит. Выполняют задания. Осуществляют самопроверку. Выполняют задание |
4. Устная работа | Упражнение на определение сложного предло- жения | – Послушайте, определите, является ли каждое предложение сложным. Объясните свое мнение. 1. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещеев.) 2. Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. (В. Жуковский.) | – Сложное. Предложе- ние состоит из нескольких (трех) простых предложений. В нем три грамматические основы: осень наступила; высохли цветы; глядят кусты. – Сложное. Предложе- ние состоит из нескольких (двух) простых предложений. В нем две грамматические основы: котик бродит; козлик ходит |
5. Работа по учебни-ку, с. 34, упр. 54 | Упражнение на вы-бор буквы в слове, постановку знаков препинания в сложном предло- жении | – Найдите на с. 34 упр. 54. Прочитайте предложения. Из каких сказок А. С. Пушкина взяты отрывки? – В каких предложениях пропущена запятая и где ее нужно поставить? – Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное | – 1-е предло-жение – «Сказка о золотой рыбке»; 2-е, 4-е предложения – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; 3-е предложение – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Отвечают на вопрос. Выполняют задание. Осуществляют взаимопро- верку |
6. Работа по учебнику, с. 34, упр. 56 | Работа с памяткой «Как дать характеристику предложению». Упражнение на характеристи-ку предложения | – Откройте в учебнике с. 145. Найдите памятку 3 «Как дать характеристику предложению». Ознакомьтесь с памяткой. – Назовите первый шаг в характеристике пред-ложения. – Что нужно сделать затем? – Что определяют затем? | Выполняют задания. – Прочитать предложение. – Определить, какое оно по цели высказывания. Отметить, является ли предложение восклицательным. – Простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространенное или нерас-пространенное. Если сложное, то как соединены простые предложения в сложное |
| | – Опираясь на памятку, дайте характеристику любому предложению из упр. 56 | (при помощи интонации или союзов). Выполняют задание |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | – Над какой темой работали на уроке? – Как определить сложные предложения? Как соединяются простые предложения в сложное? Что надо знать о знаках препинания в сложном предложении? – Откройте рабочую тетрадь на с. 17, найдите упр. 37. Составьте вторую часть сложного предложения. | Отвечают на вопросы. 1. Занятия в школе закончились, но у детворы осталось еще много вопросов. 2. Жучка дремлет в конуре, а кошка спит в доме. 3. Подул сильный ветер, набежали тучи. 4. Шел дождь, дул порывистый ветер. |
| | – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 17, упр. 36 | |