1.Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку На столах у вас лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Включаются в деловой ритм урока. Подписывают листы самооценивания |
2.Актуализация знаний | -Новые знания строится на базе ранее изученных, поэтому, как и всегда, урок начинаем с устного счета. Слайд 1.Найти квадраты выражений: а) a ; b б) 2а; b в) 2m ; 5n г) 5a, ab. Слайд 2.Найдите произведение выражений: а) a и b б) 2a и b в) 2m и 5n г) 5aи ab. Слайд 3. Найдите удвоенное произведение выражений: а) a и b б) 2a и b в) 2m и 5n г) 5aи ab. Чем отличается задание 3 слайда от 2-го? Оцениваем свою работу на данном этапе урока Слайд 4.Прочитайте выражения: | Учащиеся по цепочке проговаривают ответы. Во втором задании мы умножаем данные выражения, а в третьем задании, чтобы найти удвоенное произведение, мы умножаем еще на два Делаю отметки на листах самооценивания |
3.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности | Слайд 5. №1. Найдите значение выражения: a)115- 2*115*15 +15 б) 97+2*97*3+ 3 №2Решить уравнение Появилась у нас проблема, Попробуем сегодня на уроке ее решить. Помогут нам формулы сокращенного умножения: Квадрат суммы и квадрат разности. -Роджер Бэкон говорил о математике: «..дверь и ключ науке». Без математических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим с вами осваивать математику, каждый день добывая новые знания., которые помогут в изучении других предметов и в нашей практической жизни. Запишите в тетрадях дату и тему урока. | Предлагают вычислить первое задание по действиям. Второе задание вызывает затруднение |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Изучение нового материала | Выполним работу в группах , всего 6 групп по 4 учащихся. Каждая группа выполняет 1 строчку из таблицы Слайд№6 I | (a+b)(a+b) | (a-b)(a-b) | II | (c+d)(c+d) | (c-d)(c-d) | III | (x+y)(x+y) | (x-y)(x-y) | IV | (n+k)(n+k) | (n-k)(n-k) | V | (7+m)(7+m) | (7-m)(7-m) | VI | (x+3)(x+3) | (x-3)(x-3) | Результаты записываются. Слайд №7 I | (a+b)(a+b) = a+2ab+b | (a-b)(a-b)= a-2ab+b | II | (c+d)(c+d) = c+2cd+d | (c-d)(c-d)= c-2cd+d | III | (x+y)(x+y) =x+2xy+y | (x-y)(x-y)= x-2xy+y | IV | (n+k)(n+k) = n+2nk+k | (n-k)(n-k)= n-2nk+k | V | (7+m)(7+m) =7+14m+m | (7-m)(7-m)= 7-14m+m | VI | (x+3)(x+3) = x+6x+9 | (x-3)(x-3)= x-6x+9 | Как можно иначе назвать произведение одинаковых двух множителей? А если каждое из них выражено суммой? Разностью? Обратите внимание на правые части, сколько слагаемых в каждом из них Как можно назвать первое слагаемое? Второе слагаемое? Третье слагаемое? Получились формулы. Как можем назвать эти формулы? Чему равен квадрат суммы? Чем будет отличаться квадрат разности? Почему? Тогда можно ли назвать формулу только квадратом суммы? Если да, то, какие могут быть слагаемые? Могут ли быть оба положительные? Оба отрицательными? Разными знаками? Запишите в тетрадях №2 а) (b+c ) б) (-b-c ) в) (-b+c ) г) (b-c ) Что вы заметили? Как вы думайте почему? Попробуем создать модель для всех случаев Можно за первое слагаемое взять двучлен, а второе одночлен? Вернемся к слайду №5 Решите пожалуйста устно Слайд 8. №1. Найдите значение выражения: a)115- 2*115*15 +15 б) 97+2*97*3+ 3 №2Решить уравнение Можно ли в виде квадрата разности записать первое выражение ? Как? Вычислите Второе выражение? Левую часть уравнения? Каждый оценивает свою работу на данном этапе урока | Начинают работать в группах, каждая группа выполняет свое задание Выполняют задания и сообщают о результатах -Квадратом -Квадрат суммы -Квадрат разности -Три -Квадрат первого числа -Удвоенное произведение первого и второго числа -Квадратом суммы и квадратом разности - Квадрат суммы равен квадрату первого слагаемого плюс удвоенное произведение первого и второго слагаемых плюс квадрат второго слагаемого - Перед удвоенным произведением знак минус - первое число положительное, а второе отрицательное, то произведение отрицательное, поэтому знак минус -Да -Да -Да Записывают в тетрадях №2 а) (b+c ) =b+2bc+c б) (-b-c ) =b+2bc+c в) (b+c ) =b-2bc+c г) (b+c ) =b-2bc+c -а) и б) получились одинаковые результаты -в) и г) тоже - Квадраты чисел положительные, знак удвоенного произведения зависит от знаков слагаемых, если оба положительные ( отрицательное) то знак плюс, если разных знаков, то минус -Да (115-15) =100 =10000 (97+3) =100=10000 (x-3) =0 x-3=0 x=3 Делаю отметки на листах самооценивания |
5.Физкультминутка | Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять» Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем |
6.Первичное осмысление и закрепление нового материала | Самостоятельная работа по вариантам(4варианта) А) (х+5) | 1) x-2xy+y | Б) (y-x) | 2)( 7- y) | В)( -c-d) | 3)( 2x+1) | Г) 49-14y+y | 4) c+2cd+d | Д) 4x+4x+1 | 5) x+10x+25 | | Подготовленные листочки подписывают , указывают вариант. Записывают ответ А-5 Б-1 В-4 Д-3 Осуществляют взаимопроверку |
Подведение итогов. Домашнее задание. | Мы с вами сегодня вывели формулу сокращенного умножения квадрат суммы. Почему же она называется формулой сокращенного умножения? А сумму трехчлена с можно возвести в квадрат? Попробуйте дома выполнить. Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги. - На доске: Домашнее задание:№1 Выполнить a) (a+b+c) б) (a+ b) в) (a- b) Подсказка а) первое слагаемое (a+b) и второе слагаемое с. №370,371 из учебника. - Ваши вопросы по домашнему заданию. - А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - Давайте еще раз вспомним Чему равен квадрат суммы и квадрат разности? Итог урока подводим с помощью кубика – экзаменатора (на каждой грани записан квадрат суммы или квадрат разности.) Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | С помощью этой формулы в уме можно возвести двучлен в квадрат. Повторяют формулировки квадрата суммы и квадрата разности. Играют в паре. По очереди подбрасывают кубик и комментируют выпавшую ему в верхней грани часть формулу. (Либо многочлен преобразовывают в квадрат двучлена , либо наоборот) Учащиеся получают домашнее задание Учащиеся сдают карточки самооценивания. |