Актуализация знаний На предыдущих уроках Вы изучали «Решение систем уравнений второй степени». Запишите в тетради сегодняшнее число 21.12.2017. Сегодня на уроке мы начнем рассматривать «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». (Слайд 1) Запишите, пожалуйста, её в тетрадях. При решении задач используются формулы, с которыми Вы уже знакомы. Некоторые из них давайте повторим. Давайте начнём с теоремы Пифагора. Назовите формулы площади и периметра прямоугольника со сторонам a и b? Путь при равномерном движении со скоростью за время t? Как найти n% от числа а? Масса вещества через его плотность и объём? Замечательно! Часть этих формул мы будем сегодня использовать. | Готовятся к уроку. Настраиваются на рабочий лад. Слушают учителя. Пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство, называется решением системы. Графический, подстановки, сложения. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_2.png) ; ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_4.png) Необходимо число а разделить на 100 и умножить на n. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_5.png) |
Изложение нового материала От вершины прямого угла по его сторонам начинают одновременно двигаться два тела. Через 15 с расстояние между ними стало равно 3 м. С какой скоростью двигалось каждое тело, если известно, что первое прошло за 6 с такое же расстояние, какое второе прошло за 8 с? Итак, что спрашивается в данной задачи? Сколько в этом вопросе неизвестных величин? Что нам неизвестно в задаче? Как обозначим эти неизвестные величины? Хорошо. Давайте выделим 1 ситуацию в задаче. Для этого поработаем с 1 части задачи и оформим анализ условия в виде таблицы. (Обозначим за х м/с скорость первого тела, а у м/с скорость второго тела). Ситуация 1 | Первое тело | Второе тело | Скорость | х м/с | у м/с | Время | 15 с | 15 с | Путь | 15х м | 15у м | Выделите 2 ситуацию в задаче. И проведем аналогичные рассуждения, оформив их в таблицу 2 Ситуация 2 | Первое тело | Второе тело | Скорость | х м/с | у м/с | Время | 6 с | 8 с | Путь | 6х м | 8х м | Составим пояснительный текст задачи. Пусть х м/с скорость первого тела, у м/с скорость второго тела. Известно, что за 6 с первое тело проходит такое же расстояние, что второе за 8 с. Составим первое уравнение системы 6х=8у. Двигаясь, по сторонам прямого угла, расстояние между ними через 15 с стало равно 3 м. Используя теорему Пифагора для прямоугольного треугольника, получим второе уравнение системы: Составим и решим систему уравнений: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_7.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_8.png) Решим второе уравнение системы, подставив в него первое: , ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_10.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_11.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_12.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_13.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_14.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_15.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_16.png) Так как скорость всегда ≥ 0, то: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_17.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_18.png) Ответ: 0,12 м/с скорость 1-го, 0,16 м/с скорость 2-го. Итак, какие этапы мы можем с Вами выделить при решении задачи на составление системы уравнений? Схема решения задач (Слайд 2) Анализ условия Введение неизвестных Выделения двух ситуаций Установление зависимости между данными задачи и неизвестными Составление уравнений Решение системы уравнений Запись ответа | (Читают) (Скорости двух тел) Обозначают за х м/с скорость первого тела, а у м/с скорость второго тела. Строят таблицу для 1 ситуации. Строят таблицу для 2 ситуации. Составляют вместе с учителем пояснительный текст к задаче. Составляют уравнения. Составляют и решают систему уравнений: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_7.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_8.png) , ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_10.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_11.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_12.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_13.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_14.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_15.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_16.png) Так как скорость всегда ≥ 0, то: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_17.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8afc5bf01de/s837096_4_18.png) Ответ: 0,12 м/с скорость 1-го, 0,16 м/с скорость 2-го. Смотрят на слайд и записывают схему в тетрадь. Схема решения задач Анализ условия Введение неизвестных Выделения двух ситуаций Установление зависимости между данными задачи и неизвестными Составление уравнений Решение системы уравнений Запись ответа |
Самостоятельная работа А теперь поработаем в группах. На столах у каждой группы в конвертах лежит задание (см. приложение 1). Каждое задание состоит из двух частей. Вам предстоит решить задачу и в бланк ответа вписать составленную систему, которая позволит решить задачу, а далее необходимо решить данную систему и выбрать правильный вариант ответа предложенный ниже. После чего один представитель от каждой группы озвучивает результаты, тем самым проверяя правильность выполнения задания. Каждый учащийся в группе получит отметку, зависящую от того, насколько удачно сработает его группа. Результаты самостоятельной работы и итоги урока. | Решают самостоятельную работу по группам. |
Домашнее задание Выучить п.20. Решить № 458, 461, 466 (Слайд 3). Все свободны! До свидания! | Записывают домашнее задание. Выучить п.20. Решить № 458, 461, 466. |