2. | Актуализация знаний. Активизация учебной деятельности. | http://www.fcior.edu.ru/ card/23045/ socialnye-normy-kontrol-k.htm | Слова учителя: каждый день мы совершаем множество поступков, имеющих юридическое значение. В обществе человек подчиняет свое поведение определенным правилам – социальным нормам. Они предписывают нам, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Жизненных ситуаций множество, исходя из этого и социальных норм, регулирующих поведение людей тоже множество. Какие виды социальных норм вы можете назвать? Учитель после ответа открывает ЭОР, предлагает решить интерактивный тест. | Ответ учащихся: Социальные нормы могут быть моральные, эстетические, политические, религиозные, обычаи, экономические, правовые, традиции. После ответа учащиеся выполняют интерактивные тесты. |
3. | Первичное усвоение новых знаний. | Презентация. | Учитель открывает презентацию. Учитель: 1. А какой вид социальных норм вы считаете наиболее важным для общества? 2. Чем правовые нормы отличаются от моральных норм? Учитель: Мы переходим с вами к рассмотрению понятия “право”. Право-это система общеобязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право регулирует почти 70 процентов общественных отношений. Какие отношения регулируются правовыми нормами? Учитель: А теперь давайте определим, по каким признакам можно отличить право от других социальных норм? Учитель вместе с учениками определяет признаки права. | Учащиеся: 1. Это правовые нормы, так как они охраняются государством, за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность. 2. За нарушение морали человек не несет юридической ответственности перед государством, а за нарушение права несет такую ответственность. Правовые нормы содержатся в законах, а моральные нормы в религиозных источниках. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Ученик: семейные, трудовые, наследственные, гражданские. Ученики: называют признаки права и записывают их в тетрадь. 1. Право выражено в источниках. 2. Возникает в результате правотворческой деятельности. 3. За нарушение права следует юридическая ответственность. 4. Право создается людьми, может быть ими изменено. 5. Не вмешивается в мир чувств, эмоций людей, регулирует только конкретные поступки. |
4. | Первичное закрепление. | http://www.fcior.edu.ru/ card/25871/pravo-ponyatie-sistema-istochniki- kontrolnoe-zanyatie.htm | Учитель открывает ЭОР (презентацию). Комментирует работу учащихся с тестами. | Учащиеся выполняют тест, комментируют ответ у доски. |
5. | Усвоение новых знаний. | Презентация. | Учитель: Право в обществе выполняет очень важную функцию. Давайте подумаем, что было бы в обществе, если бы не было права? Учитель: Правильно. Право в обществе выполняет две основные функции: регулятивную и охранительную. Право имеет сложную структуру. Оно включает нормы, отрасли. Норма права – это правило поведения лиц в какой-либо ситуации, которое носит общеобязательный характер. Нормы бывают запрещающие, обязывающие, управомочивающие. Учитель делит класс на 5 групп, раздает 1 группе – Конституцию РФ, 2 — СК РФ, 3 — ТК РФ, 4 – УК РФ, 5 – ГК РФ. Задание — найдите в полученном вами источнике права запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Учитель: Совокупность правовых норм, регулирующих однородные правовые отношения, образует отрасли права. Рассмотрим некоторые из них. Посмотрите на схему. Учитель определяет конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное право. Что является предметом регулирования данных отраслей? | Ученик: в обществе был бы хаос, более сильный мог бы отнять имущество у более слабого, убить более слабого, и все происходило бы безнаказанно. Так общество выжить не смогло бы. Ученики записывают в тетрадь определения двух функций права, определения нормы права и отрасли права. Учащиеся делятся на 5 групп, выполняют полученное задание. Ученики: каждая группа учащихся, используя кодексы, называет, какие отношения регулирует та или иная отрасль права. |
7. | Информация о домашнем задании. | Презентация. | Учитель комментирует домашнее задание, объявляет оценки, поставленные на уроке. | Ученики записывают домашнее задание. |