СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

готовая технологическая карта урока "Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земля"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»



Форма таблицы «Технологическая карта урока»


Данные об учителе: Ф.И.О., имеющаяся и запрашиваемая категория, название ОУ, район (город) УР

Предмет: биология Класс: 9 Б Учебник (УМК): Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология 9 класс § 47 Издательство «Вентана Граф» 2015г.

Тема урока: Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Тип урока: Изучение нового материала. Технология критического мышления, стратегия «Мышление под прямым углом».

Оборудование: Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: В данном классе учится 20 человек. Ребята умеют работать в группах, слушать и слышать других, но у большей части ребят громкая социализированная и внутренняя речь частично сформирована. Учитель работает с этим классом 1 год. На момент знакомства с коллективом класса было выявлено 2 ученика, имеющие неудовлетворительные отметки в четвертях. Данный урок является заключительным в разделе «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».

Учащиеся владеют:


Предметные УУД

1.Владеют термином «биосфера».

2.Имеют представление о позитивном и негативном влиянии человека на биосферу.

Регулятивные УУД

1.Составляют план действий для достижения учебной цели.

Познавательные УУД

1.Находят и выделяют необходимую информацию в тексте учебника.

2. Преобразуют информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

1.Умеют работать в группах

2.Слушать и слышать других.

Личностные УУД

1.Владеют основами экологической культуры.


Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

1.Анализировать деятельность человека в масштабах биосферы.

2.Выявлять положительные и отрицательные последствия деятельности человека, влияющие на биосферу Земли.



Опираются на принципы построения способов действия и решают новые задачи «с хода» - 3 ученика. Самостоятельно строят новый способ действия или модифицируют известный им способ, делают это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решают задание - 3 ученика. Достаточно полно анализируют условия задачи и чётко соотносят их с известными способами; легко принимают косвенную помощь учителя; осознают и готовы описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия – 12 учеников. Приступают к выполнению заданий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не могут; в сотрудничестве с учителем работают относительно успешно –2 ученика.

Регулятивные

1.Разрабатывать критерии для оценки результата и процесса собственной деятельности.

Критически оценивают свои действия, на всех этапах решения задачи могут дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно – 18 учеников. Могут дать отчёт о своих действиях, но затрудняются в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работают при пооперационном контроле 2 ученика.

Познавательные

1.Систематизировать, анализировать и оценивать полученные факты.

2.Делать выводы и умозаключения на основе самостоятельно подобранной информации.

3.Интерпретировать понятия культурного источника своими словами (переводить на индивидуальный язык).

4.Умение анализировать, различать понятия, факты, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи и делать обоснованные выводы.

Решая новую задачу, самостоятельно строят новый способ действия или модифицируют известный им способ, делают это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу – 3 ученика. Умеют обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытаются самостоятельно перестроить известные им способы, однако могут это правильно сделать только при помощи учителя -15 учеников. Содержание действий и их операционный состав осознаются, приступают к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не могут; в сотрудничестве с учителем работают относительно успешно – 2 ученика.


Коммуникативные

1.Формулировать свои мысли и излагать их в понятной для собеседника форме.

2. Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Решая новые задачи, самостоятельно строят новый способ действия или модифицируют известные им способы, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решают задачи – 18 человек. Могут дать отчёт о своих действиях, но затрудняются в их практическом воплощении - 2 ученика.

Личностные

1.Осознавать и пояснять собственную позицию в оценке деятельности человека в биосфере.

2.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Критически оценивают свои действия, на всех этапах решения задачи могут дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно – 18 учеников. Могут дать отчёт о своих действиях, но затрудняются в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работают при пооперационном контроле - 2 ученика.








Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

2 мин

1.Проверить учащихся к уроку.

2. Активизировать внимание.

1.Самостоятельная работа.

Индивидуальная

1.Настраивает на учебную деятельность. Приветствие, проверка готовности к уроку (канцтовары, учебник, тетрадь)

2.Дает задание.

1.Проверьте готовность к уроку.

2.Расчертите чистый тетрадный лист на 4 равных прямоугольника. В левом верхнем углу запишите вопрос: «Можно ли считать человека царем природы?»


1.Настраиваются на учебную деятельность.

2. Выполняют задание учителя. Чертят таблицу и записывают вопрос в верхнем левом углу

1. Регулятивные УУД– организовывать рабочего места.

2.КоммуникативныеУУД: слышать и слушать учителя.

Ориентировочный этап

5 мин

1.Создать проблемную ситуацию.

2.Планирование совместной деятельности.

1.Метод мотивации – создание ситуации неопределенности.

2 Таблица «Мышление под прямым углом»

Индивидуальная, групповая.

1.Организует детей разделиться на группы.

2. Просит детей самостоятельно, а потом в группах ответить на данный вопрос.

3. Фиксирует ответы на доске.

1. Разделитесь на рабочие группы.

2.Каждый подумайте над поставленным вопросом, а затем обсудите ответы в группах и представьте один ответ от группы.

1. Делятся на группы.

2. Выполняют задание индивидуально, а потом обсуждают в группах, предполагаемые ответы.

3. Представляют мнение(я) группы

1.Личностные УУД- формулирование своего мнения.

2.Коммуникативные УУД- высказывание своего или группового мнения; умение слышать и слушать другого.

Поисково-исследовательский этап

20 мин

1.Организовать работу по поиску путей решения проблемы.

1.Изучение текста.

2.Систематизация изученного материала.

3.«Перепутанные логические цепочки»

4.Перевод информации из одной формы в другую.

5.Таблица «Мышление под прямым углом»

Индивидуальная, групповая.

1.Организация сбора информации.

2.Организация обмена информацией.

3.Организует сопоставления собственных объяснений с культурным аналогом.

1.Прочитайте текст параграфа 47 и найдите в нем факты и суждения, которые позволят ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Факты записываем в правом верхнем углу, а суждения в левом нижнем.

2. Обсудите в группах найденные вами факты и суждения.

3. Представьте всему классу ваши факты и суждения.

1.Осуществляют сбор информации в тексте параграфа. Находят факты и суждения и заполняют таблицу.

2. Сообщают и обсуждают в группах результаты своих поисков.

3. Сопоставляют собственных объяснений с культурным аналогом книгой. Сравнивают свой первоначальный ответ на вопрос с тем, что нашли в тексте параграфа.

1. Предметные УУД-знакомство с терминами «житель биосферы», «вымершие виды», «научно-техническая революция», «сельскохозяйственная революция» адекватное использование новых терминов в речи;

- формирование представлений о необходимости

рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

-характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.

2.ЛичностныеУУД- осознание своего мнения, своей точки зрения

3. Коммуникативные УУД-высказывание своего или группового мнения; умение слышать и слушать другого.

4 Познавательные УУД-находить, анализировать и выбирать информацию из текста.

Практический этап

5 мин

1.Организация осмысленного усвоения и закрепления новых знаний

1.Самостоятельная работа

2.Таблица «Мышление под прямым углом».

Индивидуальная, групповая

1.Организует формулировку вывода.

1.Ответьте еще раз на поставленный в начале урока вопрос, с учетом полученных знаний. И свой ответ запишите в нижнем правом углу. Сравните свое мнение в начале и конце урока.

1.Записывают ответ и сравнивают свое мнение в начале и в конце урока.

1.Предметные УУД-оценка последствия деятельности человека в природе; объяснение и доказательства необходимости сохранения биоразнообразия и природных мест обитаний.

2.ЛичностныеУУД- формирование своего мнения.

3.КоммуникативныеУУД-высказывание своего или группового мнения; умение слышать и слушать другого.

4.Познавательные УУД - анализ, синтез, подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей.

Рефлексивно-оценочный этап

7мин

1.Анализ собственной деятельности ученика.

2.Обсуждение перспектив дальнейшей работы

1.Презентация продукта урока в виде выводов.

2.Таблица «Мышление под прямым углом».

Индивидуальная, групповая.

1.Организует процедуру внешней оценки.

2.Организует обсуждение перспектив дальнейшей работы. 3.Формулирует домашнее задание.

1.Каждая группа прочитайте свои выводы.

Если и к концу урока найдутся ученики, которые будут настаивать на главенствующей роли человека в биосфере, то последующие уроки предполагают изучение тем рационального природопользования. И таким ученикам следует дать доклады на загрязнение атмосферы, литосферы, гидросферы и уничтожение биоразнообразия Земли. После изучения этих тем можно предложить учащимся еще раз вернуться к выводам, сделанным ими в таблице «Мышление под прямым углом» и по желанию самих учащихся уточнить или изменить его.


1.Высказывают свои суждения 2. Записывают домашнее задание

1.ЛичностныеУУД- осознание своего мнения, отношения к проблеме.

2.КоммуникативныеУУД-умение формулировать свою мысль в устной и письменной форме; умение слышать и слушать другого.


Дата: Подпись учителя:













Уровни сформированности учебных действий

Уро-вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительный диагностический признак

н

Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности

Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий

Не осознаёт содержание учебных действий и не может дать отчёта о них; ни самостоятельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми

н/с

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем

Содержание действий и их операционный состав осоз-наются, приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно

Может дать отчёт о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работает при пооперационном контроле, самостоятельные учебные действия практически отсутствуют

с

Адекватный перенос учебных действий

Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя

Достаточно полно анализирует условия задачи и чётко соотносит их с известными способами; легко принимает косвенную помощь учителя; осознаёт и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия

в/с

Самостоятельное построение учебных действий

Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу

Критически оценивает свои действия, на всех этапах решения задачи может дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно

в

Обобщение учебных действий

Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа

Овладевая новым способом, осознаёт не только его состав, но и принципы ею построения (т.е. то, на чём он основан), осознаёт сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!