Данные об учителе: Ф.И.О., имеющаяся и запрашиваемая категория, название ОУ, район (город) УР
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | 1.Анализировать деятельность человека в масштабах биосферы. 2.Выявлять положительные и отрицательные последствия деятельности человека, влияющие на биосферу Земли. | Опираются на принципы построения способов действия и решают новые задачи «с хода» - 3 ученика. Самостоятельно строят новый способ действия или модифицируют известный им способ, делают это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решают задание - 3 ученика. Достаточно полно анализируют условия задачи и чётко соотносят их с известными способами; легко принимают косвенную помощь учителя; осознают и готовы описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия – 12 учеников. Приступают к выполнению заданий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не могут; в сотрудничестве с учителем работают относительно успешно –2 ученика. |
Регулятивные | 1.Разрабатывать критерии для оценки результата и процесса собственной деятельности. | Критически оценивают свои действия, на всех этапах решения задачи могут дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно – 18 учеников. Могут дать отчёт о своих действиях, но затрудняются в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работают при пооперационном контроле 2 ученика. |
Познавательные | 1.Систематизировать, анализировать и оценивать полученные факты. 2.Делать выводы и умозаключения на основе самостоятельно подобранной информации. 3.Интерпретировать понятия культурного источника своими словами (переводить на индивидуальный язык). 4.Умение анализировать, различать понятия, факты, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи и делать обоснованные выводы. | Решая новую задачу, самостоятельно строят новый способ действия или модифицируют известный им способ, делают это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу – 3 ученика. Умеют обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытаются самостоятельно перестроить известные им способы, однако могут это правильно сделать только при помощи учителя -15 учеников. Содержание действий и их операционный состав осознаются, приступают к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не могут; в сотрудничестве с учителем работают относительно успешно – 2 ученика. |
Коммуникативные | 1.Формулировать свои мысли и излагать их в понятной для собеседника форме. 2. Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | Решая новые задачи, самостоятельно строят новый способ действия или модифицируют известные им способы, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решают задачи – 18 человек. Могут дать отчёт о своих действиях, но затрудняются в их практическом воплощении - 2 ученика. |
Личностные | 1.Осознавать и пояснять собственную позицию в оценке деятельности человека в биосфере. 2.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. 3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | Критически оценивают свои действия, на всех этапах решения задачи могут дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно – 18 учеников. Могут дать отчёт о своих действиях, но затрудняются в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работают при пооперационном контроле - 2 ученика. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов. | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 2 мин | 1.Проверить учащихся к уроку. 2. Активизировать внимание. | 1.Самостоятельная работа. | Индивидуальная | 1.Настраивает на учебную деятельность. Приветствие, проверка готовности к уроку (канцтовары, учебник, тетрадь) 2.Дает задание. | 1.Проверьте готовность к уроку. 2.Расчертите чистый тетрадный лист на 4 равных прямоугольника. В левом верхнем углу запишите вопрос: «Можно ли считать человека царем природы?» | 1.Настраиваются на учебную деятельность. 2. Выполняют задание учителя. Чертят таблицу и записывают вопрос в верхнем левом углу | 1. Регулятивные УУД– организовывать рабочего места. 2.КоммуникативныеУУД: слышать и слушать учителя. |
Ориентировочный этап 5 мин | 1.Создать проблемную ситуацию. 2.Планирование совместной деятельности. | 1.Метод мотивации – создание ситуации неопределенности. 2 Таблица «Мышление под прямым углом» | Индивидуальная, групповая. | 1.Организует детей разделиться на группы. 2. Просит детей самостоятельно, а потом в группах ответить на данный вопрос. 3. Фиксирует ответы на доске. | 1. Разделитесь на рабочие группы. 2.Каждый подумайте над поставленным вопросом, а затем обсудите ответы в группах и представьте один ответ от группы. | 1. Делятся на группы. 2. Выполняют задание индивидуально, а потом обсуждают в группах, предполагаемые ответы. 3. Представляют мнение(я) группы | 1.Личностные УУД- формулирование своего мнения. 2.Коммуникативные УУД- высказывание своего или группового мнения; умение слышать и слушать другого. |
Поисково-исследовательский этап 20 мин | 1.Организовать работу по поиску путей решения проблемы. | 1.Изучение текста. 2.Систематизация изученного материала. 3.«Перепутанные логические цепочки» 4.Перевод информации из одной формы в другую. 5.Таблица «Мышление под прямым углом» | Индивидуальная, групповая. | 1.Организация сбора информации. 2.Организация обмена информацией. 3.Организует сопоставления собственных объяснений с культурным аналогом. | 1.Прочитайте текст параграфа 47 и найдите в нем факты и суждения, которые позволят ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Факты записываем в правом верхнем углу, а суждения в левом нижнем. 2. Обсудите в группах найденные вами факты и суждения. 3. Представьте всему классу ваши факты и суждения. | 1.Осуществляют сбор информации в тексте параграфа. Находят факты и суждения и заполняют таблицу. 2. Сообщают и обсуждают в группах результаты своих поисков. 3. Сопоставляют собственных объяснений с культурным аналогом книгой. Сравнивают свой первоначальный ответ на вопрос с тем, что нашли в тексте параграфа. | 1. Предметные УУД-знакомство с терминами «житель биосферы», «вымершие виды», «научно-техническая революция», «сельскохозяйственная революция» адекватное использование новых терминов в речи; - формирование представлений о необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; -характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира. 2.ЛичностныеУУД- осознание своего мнения, своей точки зрения 3. Коммуникативные УУД-высказывание своего или группового мнения; умение слышать и слушать другого. 4 Познавательные УУД-находить, анализировать и выбирать информацию из текста. |
Практический этап 5 мин | 1.Организация осмысленного усвоения и закрепления новых знаний | 1.Самостоятельная работа 2.Таблица «Мышление под прямым углом». | Индивидуальная, групповая | 1.Организует формулировку вывода. | 1.Ответьте еще раз на поставленный в начале урока вопрос, с учетом полученных знаний. И свой ответ запишите в нижнем правом углу. Сравните свое мнение в начале и конце урока. | 1.Записывают ответ и сравнивают свое мнение в начале и в конце урока. | 1.Предметные УУД-оценка последствия деятельности человека в природе; объяснение и доказательства необходимости сохранения биоразнообразия и природных мест обитаний. 2.ЛичностныеУУД- формирование своего мнения. 3.КоммуникативныеУУД-высказывание своего или группового мнения; умение слышать и слушать другого. 4.Познавательные УУД - анализ, синтез, подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей. |
Рефлексивно-оценочный этап 7мин | 1.Анализ собственной деятельности ученика. 2.Обсуждение перспектив дальнейшей работы | 1.Презентация продукта урока в виде выводов. 2.Таблица «Мышление под прямым углом». | Индивидуальная, групповая. | 1.Организует процедуру внешней оценки. 2.Организует обсуждение перспектив дальнейшей работы. 3.Формулирует домашнее задание. | 1.Каждая группа прочитайте свои выводы. Если и к концу урока найдутся ученики, которые будут настаивать на главенствующей роли человека в биосфере, то последующие уроки предполагают изучение тем рационального природопользования. И таким ученикам следует дать доклады на загрязнение атмосферы, литосферы, гидросферы и уничтожение биоразнообразия Земли. После изучения этих тем можно предложить учащимся еще раз вернуться к выводам, сделанным ими в таблице «Мышление под прямым углом» и по желанию самих учащихся уточнить или изменить его. | 1.Высказывают свои суждения 2. Записывают домашнее задание | 1.ЛичностныеУУД- осознание своего мнения, отношения к проблеме. 2.КоммуникативныеУУД-умение формулировать свою мысль в устной и письменной форме; умение слышать и слушать другого. |
Уро-вень | Название уровня | Основной диагностический признак | Дополнительный диагностический признак |
н | Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности | Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий | Не осознаёт содержание учебных действий и не может дать отчёта о них; ни самостоятельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми |
н/с | Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем | Содержание действий и их операционный состав осоз-наются, приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно | Может дать отчёт о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работает при пооперационном контроле, самостоятельные учебные действия практически отсутствуют |
с | Адекватный перенос учебных действий | Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя | Достаточно полно анализирует условия задачи и чётко соотносит их с известными способами; легко принимает косвенную помощь учителя; осознаёт и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия |
в/с | Самостоятельное построение учебных действий | Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу | Критически оценивает свои действия, на всех этапах решения задачи может дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно |
в | Обобщение учебных действий | Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа | Овладевая новым способом, осознаёт не только его состав, но и принципы ею построения (т.е. то, на чём он основан), осознаёт сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач |